13
14
Инж.К. ПАНЮТИНСтатья4=остановка двигателядвигателя газогенеравалась рабочая смесь нужного качеавтомобиля может быть ства, т. е. чтобы двигатель завелся. •осуществлен непосредственно на гаВ автомобилях ГАЗ-42 для этой зе или на бензине. Как правило, зацели плавно перемещают сверху пуск рекомендуется производить на вниз рычаясок 2 до требуемого погазе, для чего газогенератор должен лоясения (рис. 1), в автомобилях быть предварительно хорошо разожЗИС-21 последних выпусков перемежен при помощи вентилятора. щают рычажок 2 также сверху Когда газ будет хорошего качевниз (рис. 2), а в автомобилях ства, нужна выключить электромоЗИС-21 первых выпусков — наоботор вентилятора и одновременно зарот, снизу вверх. крыть его заслонку. В автомобилях ГАЗ-42 для этой целя опускают доШ отказа вниз кнопку 1 (рис. 1), в автомобилях ЗИС:21 первых выпусков (с раздувочным вентилятором 'под правой подножкой) переводят доотказа вниз левый рычажок, находящийся сверху рулевого колеса, а в автомобилях ЗИС-21 последних выпусков (с раздувочным вентилятором на левой подножке) вдвигают вперед доотказа кнопку 1 на аппаратном щитке (рис. 2). Перед запуском двигателя воздушная заслонка смесителя должна быть плотно закрыта. Для этого в автомобилях ГАЗ-42 поднимают доотказа вверх рычаясок 2 под рулевым колесом (рис. 1), в автомобилях ЗИС-21 последних выпускав поступают так же с рычажком 2 на ру- ис. 1. Расположение органов управлевом колесе (рис. 2), а в автомобиления на автомобиле лях ЗИС-21 первых выпусков этот /—кнопка управления заслонкой ГАЗ-42: вентилятора, рычажок ставят в крайнее нижнее 2—рычажок управления воздушной заслонкой смесителя, 3—рычажок управления заслонкой положение. смеси смесителя, 4—выключатель Дроссельную заслонку смесителя газо-воздушнойвентилятора, 5—кнопка управлеэлектромотора следует открывать примерна на % ния дроссельной заслонкой карбюратора, 6—кнопка управления воздушной заслонкой карбюраее хода. С этой целью в автомобитора . лях ГАЗ-42 передвигают рычажок 3 сверху вниз также иа 3U его хода. а в автомобилях ЗИС-21 рычаясок 3 передвигают соответственно снизу вверх. После этого необходимо установить более позднее зажигание. Для этого в автомобилях ГАЗ-42 левый рычаясок, находящийся под рулем, ставят в самое вер'хне-е положение или опускают вниз не более чем на 3—4 зубца своего сектора, а в автомобилях ЗИС-21 кнопку 4 {рис. 2) вдвигают доотказа вперед или выдвигают не более чем на '4—5 мм. i: <: iii ::,!!:.,i I , i I kfllfflIlIlNIliillilMLЬжч.. . . . . . . . i I ',!,."&. i. i JUi iШ \ с 1Ш Следует помнить, что при заводке двигателя о большим опережением JSSp валсигания моясет произойти обратный удар. Если водитель убедился, что рычаг переключения передач находитРис. 2. Расположение органов управления на автомобиле ЗИС-21: ся в нейтральном полоясении, он /—кнопка управления заслонкой вентилятора (в включает заясигание и нажимает на первых выпусках не ставилась), 2—рычаясок уппедаль стартера, а когда двигатель равления воздушной заслонкой смесителя, 3начнет вращаться, медленным, плаврычаясок управления заслонкой газо-воздушной ным двилсением открывает воздушсмеси смесителя, 4—кнопка управления опережением запсигания, 5—кнопка управления дросную заслонку смесителя, подбирая сельной заслонкой карбюратора, б—кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора такое ее полоясение, чтобы образоАПУСК З торногоШИВВяИтКогда двигатель начнет работать, необходимо увеличить угол опережения зажигания. Для этого в автомобилях ГАЗ-42 опускают сверху вниз на нужную величину левый рычажок под рулевым колесом, а в автомобилях ЗИС-21 выдвигают кнопку 4 на аппаратном щитке (рис. 2). Затем проверяют по амперметру работу динамомашины, а в автомобилях ЗИС — наличие давления масла но масляному манометру. Двигателю после запуска рекомендуется дать поработать некоторое время на оборотах, повышенных против оборотов холостого хода, чтобы лучше раздуть газогенератор и чтобы процесс газификации в нем хорошо установился. Во многих случаях через 20—40 секунд после пуска качество газа ухудшается, и двигатель глохнет. Для предотвращения этого нужно не давать после пуска больших оборотов, т. е. открывать не полностью главный дроссель смесителя, одновременно прикрывая воздушную заслонку смесителя, и уменьшая количество подводимого воздуха. Если эти меры не помогут и двигатель заглохнет, бесполезно пытаться пускать его снова, так как это приведет лишь в разряду батареи аккумуляторов. В таких случаях нужно раздуть газогенератор вентилятором, включив его на 1—2 минуты, и только после этого повторять пуск двигателя. Бывает и так, что двигатель глохнет после 2—3-х повторных включений вентилятора. Тогда яуясн© проверить, не -зависло Ли топливо. При зависании топлива следует прошуровать его, затем включить на несколько минут вентилятор и после этого повторить пуск двигателя стартером. Если газ горит хорошо, а двигатель не заводится после 5—6 попыток, следует отыскать неисправность в двигателе и устранить ее. Запуск на газе можно осуществлять только при помощи стартера, тан как пусковой рукояткой очень трудно провертывать газовый двигатель. Отрегулированный, исправный двигатель обычно запускается на газе значительно лучше и быстрее, чем на бензине. Иногда двигатель приходится заводить на бензине, например при Неисправности вентилятора, при сильной разрядке батареи аккумуляторов и др. В этих случаях двигатель после пуска переводят на газ на ходу, а бензин выключают. Работой двигателя на бензине без перевода на газ пользуются при маневрировании внутри гаражей или когда по каким-либо причинам не-13 удобно или . недопустимо разжигать газогенератор. Запуск двигателя на бензине может быть произведен стартером или вручную. Во всех случаях при пуске двигателя на бензине нужно следить, чтобы возможно плотнее была закрыта дроссельная заслонка смесителя, иначе будет происходить подсос воздуха во всасывающий трубопровод двигателя, и запуск его затруднится. Опереясение зажигания перед пуском должно быть поставлено в самое позднее положение, так как двигатель, приспособленный для работы на газе, обычна имеет более раннее заясигание, я при заводке может получиться сильный обратный удар. В связи с этим при пуске двигателя вручную важно соблюдать особую осторолсность. После того как заслонки смесителя будут закрыты, а опережение зажигания поставлено в позднее положение, нужно открыть кран бензопровода. Заполнив' карбюратор бензином, открывают его дроссельную заслонку примерно до половины. Для этого в автомобилях ГАЗ-42 вытягивают наполовину левую кнопку 5, находящуюся на кронштейне справа от места водителя (рис. 1), а в автомобилях ЗЙО-21 — кнопку 5, расположенную на аппаратном щитке (ряс. 2). Затем приступают к запуску двигателя. Если запуск производится стартером, то нуясно включить зажигание и нажать на педаль стартера, одновременно прикрыв воздушную заслонку карбюратора, чтобы подсосать в цилиндры более богатую рабочую смесь. Для этого в автомобилях ГАЗ-42 вытягивают доотказа кнопРис. 3. Схемы, сравнител;ных положений органов управления овигателя автомооиля ГАЗ-42 (наймекование обозначений с:,:, на рис. 1)обороты двигателя, медленным, плавным двиясением приокрывают также дроссельную заслонку смесителя. Одновременно с этим необходимо постепенно прикрывать дроссельнуюзаслонку пускового карбюратора. Когда двигатель начнет работать на газе, нужно продолжать постепенно открывать дроссельную заслонку смесителя и так ясе постепенно прикрывать дроссельную заслонку карбюратороа. Если при этом двигатель начнет глохнуть, то заслонки следует поставить на несколько секунд в первоначальное положение, а когда обороты увеличатся, повторить операцию перевода заслонок, делая эта до тех пор, пока двигатель не начнет устойчиво работать на смеси бензина с газом. В случаях, когда двигатель плохо переводится на газ, следует попытаться несколько передвинуть воздушную заслонку смесителя в ту или другую сторону, прибавив или убавив количество поступающего в, смеситель воздуха. После небольшой. практики водители легко и быстро подбирают нужное положение заслонок. Дав двигателю поработать немного па смеси бензина с газом, рекомендуется постепенно переключать его полностью на газ, совершенно закрывая дроссельную заслонку карбюратора. Когда двигатель начнет устойчиво работать на газе, следует увеличить опережение зажигания и обязательно закрыть кран бензопровода. После непродолжительных остановок автомобиля (до 10—15 минут)' запуск двигателя можно производить непосредственно на газе без предварительной раздувки газогенератора вентилятором, так как для этого в системе имеется достаточный запас газа. Как только двигатель начнет работать, в установке получится разрежение, воздух пойдет в газогенератор, и газообразование в нем 'Восстановится. После длительных остановок автомобиля (до 1,5—2 часов) двигатель также пускают прямо на газе. При этом необходимо предварительно слегка прошуровать топливо, включить на несколько минут вентилятор и проверить, открылся ли клапан входа воздуха в газогенератор, так как часто он засмаливается и прилипает к своему седлу. При более Продолжительных остановках автомобиля обычна приходится заново производить розжиг газогенератора факелом. Останавливать двигатель после работы лучше всего путем полного открытия воздушной заслонки смесителя, чтобы при этом продуть цилиндры во избеясание конденсации влаги из газа. Через некоторое время после открытия воздушной заслонки, независимо от того, заглохнет двигатель или нет, следует выключить зажигание. На рис. 3, 4, 5 показано схематически 'сравнительное положение Рис. 4. Схемы сравкитель- Рис. 5. Схемы сравнительорганов управления газогенераных положений органов ных положений органов торных автомобилей при запуске управления двигателя ав- управления двигателя ав- двигателя на газе, на бензине, у том о биля ЗИС-21 первых томобиля ЗИС-21 послед- работающего двигателя, в момент выпусков (наименование них выпусков (наименоваостановки иу неработающего двигаобозначений см.нарис. 2) ние обозначений см. нар. 2) теля.ку 6 на кронштейне справа от места водителя (рис. 1), а в автомобилях ЗИС-21 — кнопку 6 аппаратного щитка (рис. 2). После двух-трех оборотов двигателя воздушную заслонку карбюратора немного приоткрывают, чтобы избежать чрезмерного засасывания бензина в- двигатель. Когда двигатель заведется, нужно сразу же открыть воздушную заслонку карбюратора, а с помощью дроссельной заслонки установить средние обороты. При запуске двигателя вручную следует при выключенном зажигании полностью закрыть воздушную заслонау карбюратора и провернуть двигатель за пусковую рукоятку на два-три оборота. После этого надо несколько приоткрыть воздушную заслонку карбюратора, включить зажигание и заводить двигатель резким рывком за пусковую рукоятку снизу вверх. •Водители 'должны помнить, что при работе на бензине нельзя давать большого опережения зажигания, а также открывать дроссельную заслонку смесителя, так как при этом через' смеситель пойдет дополнительный воздух, и двигатель может заглохнуть. Работу двигателя на бензине под нагрузкой можно допускать только в самых исключительных случаях на непродолжительное время, пользуясь при этом низшими передачами (второй и третьей) и не давая двигателю больших оборотов. После того как двигатель запущен на бензине и прогрет на средних оборотах, нужно переключить его о бензина на газ. Для этого, слегка приоткрывая воздушную заслонку смесителя и поддерживая средние14