н жЖ впг о» ш&шшмшА. СПИЦЫН, преподаватель автоделаПРАКТИЧЕСКОЕ обучение езде езда по улицам с интенсивным дви'на автомобиле, органически свяжением (6 часов) и завершающая занное с теоретическим курсом автренировка (6 часов) 1 . тодела, во многих школах методически Обезличено. Не введенная в рамОБУЧЕНИЕ В ГАРАЖЕ ки твердой программы, учебная езда беспорядочна вклинивается в теореЭта задача имеет целью: а) натический курс вне всякой связи 0 учить слушателя готовить машину классными занятиями. к выезду, производить профилактиИнструкторы вождения, вчерашние ческий осмотр, смазку шасси и кузошоферы 2-го, а иногда и 3-го клас-, ва, заправку двигателя топливом, восов, совершенно не знакомые с медой и маслом, накачку шин или тодикой преподавания, опираются смену покрышек, а также. оформлелишь на свой опыт езды. Это привоние путевых документов; б) лоз накодит к тому, что в период так назырмить слушателя с рабочим местом, ваемой стажировки молодые шоферы органами управления, посадкой вооказываются беспомощными, так как дителя, наивыгоднейшим положенине приобрели самых элементарных ем корпуса, рук и ног; в) объяснить навыков. слушателю способы запуска холодНа смену порочной системе «наез- ного и прогретого двигателя с поживания» часов должно прийти четсторонней помощью и самостоятелько организованное воспитание водино, с исправным и бездействующим теля-бойца. аккумулятором, заводку вручную и стартером. * * Инструктор, ограничиваясь лишь * краткими указаниями, должен предоДля правильной организации учебставить слушателю максимальную ной езды необходимо прежде всесвободу действий, а резюмируя заго соблюдение ряда принципиальных нятия, разобрать вместе со олушаусловий. телями серьезные ошибки и лично К учебной езде могут допускаться продемонстрировать наиболее важтолько те учащиеся, которые отраные приемы. ботали хотя бы в сясатом объеме Готовя машину к выезду, учащийописательную часть устройства автося должен твердо знать, в чем замобиля, знают принципы действия ключаются «требования, предъявляемеханизмов управления, знакомы с мые к техническому состоянию мевлементами техники безопасности ханического транспорта, допускае•вождения автомобиля и прошли предмого к эксплоатации», согласно паварительную тренировку на автораграфу2 131 «Правил уличного двитренажере (там, где они имеются). жения» . Инструкторы обязаны твердо знать 1 программу вождения, последовательКоличество часов, отводимых на ность отработки упражнений, метовыполнение указанных задач, дано дику их выполнения и иметь рабопримерное. 2 чий план, представляющий собой Здесь и дальше автор ссылается четко выраженные задачи и упражна параграфы действующих правил нения, охватывающие весь курс зауличного движения по Московской нятий. Учащиеся в свою очередь области, введенных обязательным должны знать цель и содержание постановлением Президиума Московкаждого очередного упражнения, саского областного исполнительного мокритично подходя к его выполнекомитета Советов депутатов трудянию. щихся от 23 июня 1939 г. Обычно в группах подготовки водителей 3-го класса учащиеся получают 30 часов учебной езды. Естественно, что этот относительно короткий срок требует максимального уплотнения его целевым и тщательно продуманным содержанием. Последовательность отработки упражнений долясна исходить из принципа: от простых — к сложным. Практические задачи могут быть разбиты по месту их выполнения на: обучение в гараже (продолжительность занятий — 1 час), обучение на площадке (6 часов), езда по пересеченной местности (3 часа), езда за городам (3 часа), езда по улицам с малым движением (5 часов). Габаритные ворота1ОБУЧЕНИЕ НА ПЛОЩАДКЕ Под учебной площадкой разумеется возможно ровная, свободная от построек, проезжих дорог и пешеходов площадь, полянка или даже двор. Размеры площадки должны обеспечивать прямолинейное двиясение автомобиля и его развороты. Обучение на площадке состоит из девяти упражнений, имеющих целью: дать слушателю предварительную тренировку на действующей машине с работающим двигателем и поднятым задним мостом; научить плавно трогаться с места и останавливать машину; научить двигаться на низшей передаче по прямой и «дерясать дорогу»; делать простые и усложненные повороты, развороты, двигаться назад; останавливаться на заданном месте и «подавать» автомашину в ворота передним и задним ходом. Первое упражнение, так называемый тренаж на месте, является окончательной подготовкой к двилсению. Здесь учащийся, впервые управляет оборотами работающего двигателя, приучается плавно давать газ (на слух), согласовывать ДВИЛСРния обеих ног. включать и выключать передачи, прислушиваясь к шуму шестерен коробки передач, неоднократна «трогаться с места» вперед и назад. Нельзя не отметить, что находятся люди, которые отвергают это упражнение, так как оно требует особых приспособлений, длительного времени на подъем машины и вызывает непроизводительный расход топлива. Нам кажется, что целесообразность данного тренажа не нуждается в защите. Второе упражнение — трогание с места и остановка. Несмотря на простоту, выполнение этого упражнения часто предопределяет последующий успех учащегося. «Первые шаги» на автомобиле даются новичку с немалым напряжением всей нервной системы. У малоопытного инструктора учащийся быстро устает, теряет ориентировку, пугает педали, рвет рычаги, дергает автомашину и выходит из-за руля разбитым и измученным. Если учащийся освоил плавное трогание с места, а главное — научился останавливать машину, вначале без применения тормоза (простым выключением сцепления с уменьшением газа), а затем с торможением педалью и рычагом, те при выполнении последующих упраяснений он будет чувствовать себя гораздо спокойнее, увереннее и значительно быстрее освоит технику вождения. 11