Третье упражнение — движение по прямой на низшей передаче. Оно преследует ту же цель — выработку уверенности ученика при движении и первоначальных навыков «держать дорогу», т. е. вести машину прямо, без отклонений в сторону. Четвертое упражнение осложняется работой правой руки в сочетании о ногами, т. е. рычага переключения передач с педалями газа и сцепления. Ученик, обучающийся на грузовом автомобиле и начавший движение на второй передаче, несколько раз включает и выключает третью передачу, сосредоточивая внимание на разгоне и «накате» автомашины, привыкая к необходимой выдеряске при переключениях. Так же следует поступать с включением четвертой передачи. Из сказанного выше следует, что мы рекомендуем начинать обучение на второй передаче, затем давать третью и четвертую и только после этого тренировать трогание с первой передачи. В это упражнение не следует вводить усложненное переключение передач с двойным выключением сцепления яри переходе на высшую передачу ис «промежуточным газом» при снижения передач. Эти приемы прививаются лишь после длительной практики к концу курса. Пятое упражнение — простые и усложненные повороты. Они производятся, начиная с произвольного поворота • влево и вправо, с увеличивающейся крутизной, доходящей до наименьшего радиуса, кончая поворотами вокруг заданной точки или в пределах заданной площади.КАК ЭКСПЛОАТИРОВАТЬ ВОЗДУШНЫЕ НАСОСЫВоздушные насосы, которыми снаб^жаются все автомобиля ГАЗ, зачастую используются неправильно. Присоединение шланга насоса к вентилю шины в нерабочем пололсении конструктивно показано на рис. 1, а во время накачивания шины — па рис. 2. На конце резинового шланга насоса имеется наконечник, состоящий из внутренней резиновой втулки 1, надевающейся на наружный резьбовой конец вентиля шины 2. О помощью эксцентрикового рычажка 3, при повороте его на 120—180°, резиновая втулка 1 сжимается и туго охватывает резьбовой конец 2 (рис. 2). После этого резиновый шланг не может соскочить с вентиля, и водитель, прижав одной ногой основание насоса к земле, усилием обеих рук накачивает шину. Нередко шоферы, не умея пользоваться наконечником, срезают его и тем самым создают себе большие затруднения. Конец резиновой втулки при отсутствии наконечника с замком надет на резьбовой конец вентиля и во время накачивания шины соскакивает. Кроме того, само нагнетание воздуха без наконечника значительно затрудняется, так как при этом отсутствует плунжер замка насоса 4, который держит открытым золотник вентиля.Инж. Г. ЛЕБЕДИНСКИЙРис. I 12Рас. 2Шестое упражнение — движение* назад. При повороте головы и части корпуса назад учащийся часто теряет ориентировку в управлении газом и сцеплением. Инструктор обязан путем повторений добиться легкости выполнения этого упражнения. не только с поворотом головы к смотровому окну задней стенки кабины, но ис обзором пути через открытую левую дверцу. Седьмое упражнение — развороты, представляющие собой комбинированные повороты с движением вперед и назад. Здесь таклш от произвольного разворота на широкой площадке нужно переходить к разворотам на строго ограниченном участке, вырабатывая у учащегося навыки в ман еврир ов алии. Восьмое упражнение — остановки на заданном месте при движении вперед, назад, на прямой ис поворотом. Они должны выполняться е максимальной точностью. При этом ориентиром служит обычно кол, вбитый в землю. Ученик доллсен ставить машину без подтягивания в осаживания на определенном расстоянии от кола и точно против него, например правой дверкой кабины, е торможением как ножным, так и ручным тормозами. Девятое упражнение — подача в ворота движением вперед и назад. Для этого лучше всего использовать несложное приспособление — так, называемые «габаритные ворота» (см. рисунок), обеспечивающие безопасность и сохранность автомобиля при ошибках водителя. На железные крючья верхней перекладины ворог подвешиваются шесты, сужая «проезжую часть», через которую необходимо провести автомашину, не задев шестов. Крючья, укрепленные в поперечине, доллгаы допускать перестановку шестов с целью сужения или расширения «проезжей части» ворот, что необходимо при обучении езде на автомашинах различного типа и тоннажа. Тренировочные въезды в эти ворота имеют много усложняющих вариантов. Двигаясь вперед, нужно въехать прямо, с поворотом влево ис поворотом вправо, то же при движении, назад. Это упражнение, как показал опыт, требует сноровки и многократного повторения, зато чувство габарита собственной машины вырабатывается очень прочно, что неизмеримо сокращает тренировку, в городских условиях. Указанные девять упражнений исчерпывают первоначальную и, мы. считаем, самую важную часть освоения автомобиля. Прежде чем выехать за пределы учебной площадки — на шоссе и улицы, учащийся должен приобрести абсолютную уверенность в себе, в своей машине. Пешеходы, дети, неожиданно выбегающие на улицу, встречный и. обгоняющий транспорт, скрытые повороты и перекрестки — все это» требует от водителя напряженноговнимания, быстрой ориентировки, сочетающейся со спокойной выдерж-. кой, глазомером и динамическим' расчетом. К этому начинающий водитель должен быть полностью готовым.