11
12
СЕМЬЯ УЛЬЯНОВСКИХ АВТОМОБИЛЕЙВыполняем XX съездаДирективы КПССВыполняя решения XX съезда КПСС, коллектив Ульяновского автомобильного завода провел большую работу по созданию новых и модернизации выпускаемых автомобилей. В частности, нами разработана конструкция (и построена серия опытных образцов) автомобиля УАЗ-450, который представляет собой двухосный Среди важнейших задач, поставленв зимнее время днище ее обогревается автомобиль-фургон вагонной компоновки ных перед автомобильной промышленвыхлопными газами. с приводом на все колеса. Он предназНа автомобиле МАЗ-530 установлен ностью Директивами XX съезда КПСС начается для широкого использования в двенадцатицилиндровый четырехтвктный по шестому пятилетнему плану развития неродном хозяйстве по дорогам всех форсированный двигатель с 12-плуннародного хозяйстве СССР, указыклассов. жерным топливным насосом высокого вается, в честности, на необходимость Автомобиль проектировался с учетом давления и форсунками закрытого типа, «организовать производство автомобимаксимального использования узлов и работающий с воспламенением от сжатия лей-самосвалов грузоподъемностью до деталей шасси автомобиля ГАЗ-69, (тип Д-12А). Мощность его — 450 л. с. 40—50 тонн». Такие автомобили очень но для повышения тягово-динамических при 1850 об/мин. Цилиндры двигателя нужны на многочисленных стройках наи эксплуатационных показателей примерасположены V-образно под углом 60°, шей страны, при добыче угля открытым нен двигатель от автомобиля их общий рабочий объем составляет способом, для работы в карьерах и «Волга». Это улучшит проходимость 38,8 литра (диаметр цилиндра 150 мм, т. д. Вместе с экскаваторами и другими автомобиля по плохим дорогам и безход поршня: левый ряд — 180 мм, правысокопроизводительными погрузочдорожью, а также уменьшит эксплуатавый—186,7 мм). Нормальная степень ционные расходы горючего, так как при ными механизмами эти грузовики-самосжатия — 14—15. свалы помогут намного повысить эфналичии большей удельной мощности иВ двигателе применена циркуляционфективность работ при вывозке грунта, увеличенного крутящего момента двиная система смазки. Одна из секций скальной породы, камня, руды и т. д. гателя водитель автомобиля будет реже шестеренчатого масляного насоса обесприбегать к переключениям понижаюВыполняя Директивы XX съезда печивает принудительную смазку коренщих передач. Более эффективно будет КПСС, коллектив Минского автомобильных и шатунных подшипников коленчаиспользоваться инерция при преодоленого завода создал новый грузовой автого вала, подшипников передачи и нии всякого рода препятствий. томобиль МАЗ-530, грузоподъемностью распределительных валов. Две другие Хорошо подобранные параметры 40 тонн. Он представляет собой трехсекции откачивают масло из передней рессорной подвески с заделкой концов осный грузовик-самосвал, имеющий и задней частей картера. Картер двигарессор в резиновые подушки позвопривод на две задние оси. Новая мателя «сухой», забор масла производится ляют автомобилю УАЗ-450 развивать шина оборудована гидравлическим из масляного бака. значительные средние скорости. Фургон автомобиля выполнен в виде цельнометаллической сварной конструкции вагонной схемы (с перегородкой, отделяющей место водителя) и снабжен двумя боковыми дверями в отделении водителя и задней двухстворной дверью На базе автомобиля УАЗ-450, с изменением только боковых панелей и внутреннего оборудования кузова, спроектирован также автомобиль скорой помощи. Кроме того, на заводе ведутся работы по созданию грузового эвтомобиля грузоподьемностью около тонны с использованием передней части кузова УАЗ-450 ис деревянной платформой. Он предназначается для обслуживания торговой сети, МТС, колхозов и т. д. Следует подчеркнуть, что все модификации эвтомобиля УАЗ-450, для боКинематическая схема автомобиля-самосвала МАЗ-530: лее рэционального их использования в различных условиях, будут выпускаться / — повышающий редуктор, 2 — гидротрансформатор, 3 — зубчатая муфта, 4 — планетарная коробка передач, 5 — раздаточная коробка, 6 — задний насос гидромеханической трансв двух вариантах! со всеми ведущими миссии, 7 — карданный вал, 8 — планетарный колесный редуктор, 9 — редуктор заднего моста, колесами и только задними ведущими 10 — редуктор среднего моста, // — центральный тормоз, 12 — насос гидравлического усилителя рулевого управления, 13 — редуктор отбора мощности, 14 — муфта включения насоса опрокиды(что позволит уменьшить вес и снизить вающего механизма, 15 — передний насос гидромеханической трансмиссии, 16 — насос опрокивысоту автомобиля). Автомобили с придывающего механизма, 17 — откачивающий насос гидромеханической трансмиссии. водом только на заднюю ось предназначаются для эксплуатации в городе и Охлаждение двигателя — водяное, подъемником для опрокидывания мена междугородных усовершенствованпринудительное. Циркуляция воды в таллической платформы (ковшевого ных дорогах. системе обеспечивается центробежным типа) емкостью до 23 кубометров. Завод уже закончил всесторонние иснасосом. Имеется водяной радиатор Платформа имеет жесткие борты и запыгания названных автомобилей. Сейтрубчатого типа. Два двенадцатилопастщитный козырек над кабиной. Заднего час ведутся работы по доводке их конных вентилятора обеспечивают интенборта платформа не имеет. Для того струкции и подготовке к производству. сивное прохождение воздуха между чтобы удерживать груз во время двитрубками ради а тор а . П. Музюкин, жения, пол платформы в ее заднем главный конструктор Пуск двигателя осуществляется при конце сделан наклонным. Во избежаУльяновского автозавода. помощи стартера мощностью 15 л. с. ние примерзания грузов к платформе40 САМОСВАЛ.тонный11 с дистанционным включением электромагнитного типа. Стартер представляет собой электромотор постоянного тока (последовательного возбуждения), снабженный приводным механизмом с фрикционной муфтой свободного хода и реле привода, которые обеспечивают автоматическое сцепление электромотора с зубчатым венцом маховика во время пуска двигателя. Источниками тока системы электрооборудования автомобиля являются 4 аккумуляторные двенадцативольтовые батареи, каждая емкостью в 128 ампер/час, и генератор шунтового возбуждения мощностью 1500 вт; генератор работает вместе с реле-регулятором, предназначенным для автоматического включения и отключения генератора от сети, регулирования напряжения при различных оборотах двигателя и предохранения генератора от перегрузки. Передача крутящего момента от двигателя к ведущим мостам осуществляется через гидротрансформатор, планетарную коробку передач с гидравлическим переключением, раздаточную коробку и карданные валы открытого типа. На автомобиле МАЗ-530 установлен одноступенчатый гидротрансформатор. Он может либо изменять величину крутящего момента, подводимого от двигателя, либо переходить на режим гидромуфты, не трансформируя при этом крутящего момента. В гидротрансформаторе отсутствует жесткое сцепление между ведущим и ведомым валами, и крутящий момент, подводимый к насосному колесу, передается к турбинному колесу при помощи рабочей жидкости, циркулирующей по колесам. Изменение крутящего момента происходит при прохождении рабочей жидкости через направляющий аппарат. При определенном числе оборотов трансформатор работает на режиме гидромуфты. Гидротрансформатор можно выключить с помощью фрикциона, и крутящий момент будет тогда передаваться напрямую от двигателя к коробке передач. Интересна конструкция устанавливаемой на автомобиле МАЗ-530 планетарной коробки передач с гидравлическим переключением. Преимуществом такой коробки является то, что здесь практически отсутствует разрыв мощности при передаче ее к ведущим колесам автомобиля. Это возможно потому, что переключение передач не связано с вводом в зацепление шестерен или зубчатых муфт; все шестерни находятся в постоянном зацеплении, и включение той или иной передачи происходит путем замыкания фрикционов. Переключение передач осуществляется перемещением рычагэ механизма переключения, установленного на рулевой колонке. Коробка обеспечивает три передачи вперед и одну назад. Конструкция заднего и среднего ведущих мостов автомобиля МАЗ-530 не отличается принципиальными особзнностями. Кожухи полуосей запрессованы в отлитые из стали картеры мостов. Полуоси — разгруженного типа. Главная передача состоит из редукторов и конического дифференциала с4 сателлитами. Ее общее передаточное число составляет 22,279. Подвеска ведущих мостов автомобиля осуществляется на двух спаренных продольных полуэллиптических рессорах. Передние колеса подвешиваются на двух поперечных полуэллиптических рессорах. Каждая рессора обоими концами скользит по опорным подушкам. В средней своей части рессоры шарнирно крепятся к раме. Такое крепление допускает свободное качание передней оси до упора в ограничителе. Толкающие и тормозные усилия передаются продольными штангами, установленными по три на каждом мосту, поперечные усилия — поперечной штангой (по одной на каждом мосту). Учитывая, что при полной сорокатонной нагрузке максимальная скорость автомобиля составляет 30 км/час, при конструировании и выборе типа тормозов было обращено особое внимание на обеспечение их надежности и эффективности. Тормоза на всех колесах имеют пневматический привод. Прохождение большого количества воздуха обеспечив а ется тормозным краном оригинальной конструкции. Ручной тормоз — барабанного типа, действует на фланец выходного вала раздаточной коробки. Он имеет механический привод. Колеса автомобиля имеют сварные ободы с бортовыми и замочными кольцами (без дисков). На них монтируются шины баллонного типа размером 18.00—32". Давление в шинах всех колес 2,25 кг/см 2 . Управление такой огромной машиной возможно, разумеется, только при помощи соответствующих вспомогательных механизмов. Чтобы облегчить шоферу вождение автомобиля, имеется гидравлический усилитель рулевого управления. Для опрокидывания тяжелой грузовой платформы самосвала служит гидравлический двухцилиндровый механизм, обеспечивающий подъем платформы под углом 65°. Он приводится в действие от двигателя через одноступенчатый редуктор отбора мощности, имеющий цилиндрические прямозубые шестерни постоянного зацепления с передаточным отношением 1 : 1 . Телескопические четырехзвенные цилиндры подъемника действуют непосредственно на платформу. Наличие гидромеханической трансмиссии, гидравлического усилителя руля и надежных тормозов с пневматическим приводом намного облегчает управление новой машиной и обеспечивает улучшение условий труда водителей. Автомобиль оборудован двухместной герметичной кабиной, имеющей вентиляционные люки, пневматические стеклоочистители, мягкие регулируемые сиденья и пр. Конструкторы постарались также наиболее удобно расположить в кабине органы управления и приборы. При большой грузоподъемности автомобиль МАЗ-530 отличается довольно умеренными габаритами. Его длина — 10 515 мм, ширина—3400 мм, выс оте — 3650 мм, беза — 4900 мм. Колея передних колес нового грузовикаДВЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЛАТФОРМЫ грунта можно погрузить на новый САМОСВАЛ МАЗ-530. Новый грузовик заменяет ЧЕТЫРЕ самосвала ЯАЗ-210, или ВОСЕМЬ машин МАЗ-205, или ДЕСЯТЬ автомобилей ЗИЛ-150.ОРаботая на стройках вместе с шагающим экскаватором ЭШ 14-40, самосвалы МАЗ-530 почти в ДВА РАЗА ПОВЫШАЮТ производительность труда экскаваторщиков, позволяя набирать полный ковш скальной породы весом около сорока тонн. Новый автомобиль имеет довольно внушительные размеры. Однако УПРАВЛЯТЬ ИМ ТАК ЖЕ ЛЕГКО, как обычным грузовиком.На снимкесправа : общий вид автомобиля МАЗ-530.(2620 мм) на 220 мм шире колеи задних колес. Дорожный просвет при полной нагрузке автомобиля составляет (под картером заднего мосте) 460 мм. Общий вес евтомобиля (без наг рузки ) — 35 тонн. Опытный обрезец нового евтомобиля МАЗ-530 был изготовлен ко дню выборов в местные Советы депутетов труд ящихся — 3 мерте. Сейчас машина проходит доводочные испытания.Л. В. Косткин, главный конструктор Минскогоавтомобильного завода^12