АВТОСАНИ В ГОРКАХПавло МАКРУШЕНКО бывает ежедневно в музее Много посетителейосматриваютИльич. В парк, дом, Ленина в Горках. Они старый где жил, работал и отдыхал Владимир глубоком молчании останавливаются люди, войдя в комнату, где в холодный январь 1924 года перестало биться сердце великого Ленина. Однажды к экскурсоводу подошел пожилой рабочий. — Мне бы увидеть автосани, на которых ездил Ильич... Экскурсовод провел посетителя в гараж и приготовилсч было начать свой обычный рассказ об экспонате музея, но рабочий остановил его. — Разрешите мне просто постоять у машины... Сотрудник музея ушел. Приходили и уходили экскурсанты, а этот человек все стоял около саней, поглаживая дрожащей рукой неровный, потрескавшийся от времени лак кузова. ...Это было в 1918 году. В бывшем имении Рейнборта (ныне Горки-Ленинские) размещался тогда первый в стране дом отдыха. Сюда почти каждый день приезжал Владимир Ильич. После злодейского ранения врачи предложили ему больше бывать на воздухе. В доме отдыха он занимал маленькую комнатку на втором этаже. Пока не выпадал снег, машина Ленина ходила нормально. Но стоило начаться метелям, поездки за город затруднялись, а то и совсем прекращались. В те годы снег не убирался даже на улицах Москвы, а загородные дороги становились совершенно непроходимыми. Застрянет машина, водитель просит крестьян помочь выбраться. А «выбраться> — это значит не просто сдвинуть с места застрявший автомобиль. Приходилось расчищать снег на сравнительно большом участке. — Так дальше ездить нельзя, — сказал как-то Владимир Ильич одному из шоферов. — Надо что-то придумать. Думали все: водители, охрана, работники гаража. А что придумаешь — снегоочистителей тогда не существовало. Однажды приходит к шоферу Ленина — Степану Казимировичу Гилю молодой парень Федя Баглеи; он работал в гараже слесарем. — Дядько, предложи Ильичу построить сани! — Какие сани? — Автомобильные. Поставим «Роллс-Ройс» на лыжи, и будет он бегать не только по дорогам, а и по полю. Можно ив лес на охоту. И Федор рассказал историю возникновения первого в России вездехода, построенного русскими солдатами-умельцами. Шел 1915 год. Баглеи служил в то время в армии. Однажды ротный объявил перед строем: — Которые из вас мастеровые, три шага вперед! Сделал три шага и рядовой Федор Баглеи. — Кем будешь? — Шахвер, ваше благородие! — Хорошо. Собирайся в дорогу! Боязно было солдату ехать в Питер по требованию самого генерального штаба царской армии/ Приехал, а там собралась целая команда в тридцать человек. Какой-то старший начальник сказал, обращаясь к прибывшим. — Тульский мастер Левша блоху подковал. Слышали? Вам поручается работа полегче — надо поставить автомобиль на лыжи. Нужно, чтобы он свободно ходил по снегу и санитары могли раненых подбирать... Команде выделили мастерские, оборудование, легковые автомобили. Так началась работа по созданию вездехода. — С передними колесами мы придумали сразу и очень просто, — рассказывал Федор. — Оси передних колес выточили новые, несколько удлиненные. По обеим сторонам колес укрепили кронштейны из металлических труб. Каждый Рисунок И. Марголина. кронштейн — ровный треугольник. Одним углом он крепится к оси, двумя другими — к широким дубовым лыжам. В них вырезан проем. Колесо входит в этот проем настолько глубоко, что на обычной дороге машина стоит на колесах, а лыжи повисают в воздухе. Когда машина попадает на снег и колесо продавливает его, передок опирается на лыжи. — А ведущие колеса как устроили? — Мы их совсем сняли. На полуоси укрепили по две шестеренки для цепной передачи, поставили на шарнирах барабаны, а на них надели широкие зубчатые ленты из резины. Рассказывая, Баглеи рисовал на бумаге устройство ходовой части автосаней. — Где же теперь ваши автосани? — Мы тогда собрали десять машин и отправили после испытания на фронт для санитарных частей. Где они теперь, не знаю. А вот новые сделать можно. Когда испытание машин закончилось, генеральный штаб передал Путиловскому заводу заказ на триста автосаней. Там заготовили детали, но собрать не успели, революция началась. Всю эту историю Гиль рассказал Владимиру Ильичу. Не забыл сказать ио главном — на автосанях можно будет ездить и по снежным полям, и в лес на охоту. Это было важно, потому что Ленин очень любил охотиться. Владимир Ильич проявил живейший интерес к новой машине. В Совнархоз Петрограда пошли запросы: сохранились ли заготовки для автомобилей-вездеходов? Могут ли путиловцы собрать автосани? «Можно. Для Ленина все можно. Будет сделано, наш дорогой Ильич!» — ответили питерские рабочие. Гиля, как старшего шофера, командировали на Путиловский, а через некоторое время автосани прибыли в Москву. Их показали Ленину. Он прокатился на них, похвалил. Правда, эти автосани были несовершенны — часто рвалась цепная передача, резиновая лента на мокром снегу буксовала. Еще труднее было с горючим, смазкой. Нефтяные промыслы находились у интервентов. Но автосани, как и легковые машины Ленина, всегда были готовы к выезду, хотя работать в то время приходилось на спирте, керосине или даже на скипидаре. Любой водитель понимает, как трудно" запустить мотор на скипидаре. К тому же на клапанах быстро образуется нагар, начинаются перебои в работе. Чтобы заставить двигатель работать на керосине, тоже требовалось много хлопот: машина заводилась на спирте или бензине, прогревалась, а потом по особому змеевику, обвивающему выхлопную трубу, пускали керосин. Керосин предварительно подогревался, как на примусе, и мотор работал. В зависимости от того, какое горючее удавалось достать, приходилось менять сечение жиклера, регулировать зажигание. Впоследствии на автосанях возили врачей, товарищей, которых приглашал к себе Ленин, почту. Казалось, что автосани вездесущи, никогда не ломаются, не застревают. Но это было, конечно, не так. К этому времени в гараже Совнаркома было уже четверо автосаней. Кроме С. Гиля, с Владимиром Ильичей ездили и другие водители — Владимир Рябов, Лев Горохов, Сергей Аликин, а также ныне умершие товарищи Космгчев, Гусев и Удалов. В особенности часто ездил с Владимиром • Ильичей Петр Космачев. Он возил его и во время последней поездки в Москву, в октябре 1923 года, когда больной Владимир Ильич прощался со столицей. ...Перед одной из машин и стоял в Горках старый механик Федор Григорьевич Баглеи, тот самый Федя, который создавал автосани... I.