ИРБИТСКИЕФ. РЕППИХ, зам. главного конструктора Ирбитского заводаМОТОЦИКЛЫ1958 годаМотоцикл М-61КВ ЭТОМ ГОДУ ИРБИТСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД БУДЕТ ВЫПУСКАТЬ ШЕСТЬ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ МОТОЦИКЛОВ. ИЗ НИХ НОВЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ МОДЕЛИ М-52 И М-61 И ИХ СПОРТИВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ — М-52С, М-52К И М-61К.Туристский мотоцикл М-52 класса 500 см 3 имеет верхнеклапанный двигатель, развизающий 24 л. с. при 6000 об/мин. Он будет выпускаться как мотоцикл-одиночка, а также с легкой коляской, имеющей торсионное подрессоривание колеса и пружинную подвеску кузова. Мотоцикл с коляской весит в заправленном состоянии 285 кг и развивает скорость 94 км/час.Тяжелый дорожный мотоцикл М-61 относится к классу машин свыше 600 смЗ (диаметр цилиндра 78, ход поршня 68 мм). На нем также установлен верхнеклапанный двигатель мощностью 28 л. с. (при 4200—4800 об/мин). Этот мотоцикл будет выпускаться с прочной дорожной коляской, кузов которой подвешен на двух рессорах, а колесо имеет торсионную амортизацию. В отличие от М-52 коляска мотоцикла М-61 позволяет возить, кроме пассажира, немалый груз и приспособлена для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях. Вес мотоцикла вместе с коляской — 360 кг, скорость — 95 км/час. Спортивный мотоцикл М-52С класса 500 см 3 (диаметр цилиндра 68, ход поршня 68 мм) предназначен для шоссейно-кольцевых гонок. Он весит 170 кг (с коляской — 215 кг) и развивает скорость 160 км/час {С коляской — 145 км/час).Рис. I. Двигатель моделей М-52 и М-61. 1 — генератор; 2 — вал распределительный; 3 — толкатель; 4 — направляющая толкателя; 5 — канал для подачи масла в головку цилиндра; 6 — штанга толкателя; 7 — кожух штанги; 8 — клапач; 9 — пружина клапана; 10 — регулировочный болт; 11 — контргайка регулировочного болта; 12 — коромысло; 13 — ось коромысла; 14 — головка цилинда; 15 — канал стока масла из головки цилиндра: 16 — палец поршневой; 17 — трубка цилиндра сливная для масла; 18 — поршень: 19 — компрессионные кольца; 20 — маслосъемные кольца; 21 — шатун; 22 — маслоуловитель; 23 — щека кривошипа; 24 — роликовый подшипник; 25 — палец кривошипа; 26 — поддон; 27 — масляный насоо; '28 — фильтр масляного стока. Правые и левые цилиндры новых мотоциклов друг от друга не отличаются и являются взаимозаменяемыми. Разница между двигателями класса 500 и класса 650 смЗ состоит только в диаметрах цилиндра, поршня, поршневых колец и длине поршневого пальца. Конструкторам удалось сохранить почти все размеры основных деталей М-72М. Это способствовало . быстрому освоению производства и поззолило при той же технологической оснастке и на тех же станках вести обработку деталей для 6 моделей мотоцикла. Двигатели спортивных моделей отличаются от дорожных лишь зажиганием от магнето. На всех новых моделях мотоциклов с батарейным зажиганием прерывательраспределитель с одноискровой катушкой зажигания будет заменен на прерыватель с центробежным автоматом опережения (рис. 3) и двухискровую катушку зажигания (рис. 4). Автоматическое опережение зажигания допускает изменение опережения на 30°, кроме того, установка угла мо жет быть изменена до 20°. Такой автомат может быть установлен на все модели мотоциклов дорожного типа, несмотря на различную характеристику их двигателей. В спортивных моделях имеется только ручное опережение зажигания, действующее на прерыватель магнето М-90, однако предполагается, что оно будет заменено автоматическим. Вместе с тем надо отметить, что новые мотоциклы отличаются повышенной комфортабельностью. Это достигнуто в основном за счет того, что задняя подвеска имеет увеличенный ход и позволяет колесу перемещаться на 80 мм, вместо 55—60 мм в старой конструкции. Передняя вилка машин также претерпела значительные изменения. Амортизационная пружина введена внутрь трубы пера вилки. При наезде на препятствия переднее колесо имеет возможность перемещаться на 150 мм , т. е. на 330/0 больше, чем в М-72М. Значительно улучшено сальниковое уплотнение и гидроамортизация. Органы управления выполнены рычагами наружу, что не только уменьшает вероятность их повреждений, но и намного удобнее. Значительно улучшена отделка машин. Многие детали подвергаются глянцевому хромированию. Окраска фальмадгидными эмалями в электростатическом поле с последующей электроламповой сушкой позволила получить хорошие глянцевые поверхности окрашенных деталей. Сейчас на заводе осваивается новая конструкция колеса с литым тормозным барабаном из алюминиевого сплава. Эти колеса пока устанавливаются только на модель М-52С, а в дальнейшем будут ставиться на все модели мотоциклов. Следует отметить, что спортивные варианты моделей М-52К и М-61 К, изготовляемые на базе туристских и дорожных моделей, будут стоить дешевле наших старых спортивных моделей (М-77), так как потребуют меньше производственных затрат. Это позволит привлечь к участию в соревнованиях большое количество гонщиков.Рис. 2. Спортивный мотоцикл М-52С. Верхнеклапанный двигатель спортивной модели значительно форсирован по оборотам, которые достигают 7000. Для штангового привода к клапанам это является почти пределом. Номинальная мощность двигателя мотоцикла 35 л. с. при степени сжатия 9.0. Мощность двигателя может быть увеличена дополнительной индивидуальной форсирозкой до 40—42 л. с , главным образом за 234S6 ных труб и глушителей. Воздухоприемник с фильтром у этой машины расположен в корпусе бензобака. От него к карбюраторам ведет герметизированный воздухопровод. Мотоцикл М-61К предназначается для замены устаревшей модели М-72К и является спортивной кроссовой машиной (класс — свыше 600 см*). Он создан на базе дорожной модели М-61 и отличается от нее зажиганием от магнето (М-90), верхним расположением выпускных труб и глушителей. Система питания аналогична мотоциклу М-52К. Коляска — специальная, кроссовая, известная по моделям М-72К, но с увеличенным ходом подвески колеса ко ляски. При подготовке производства новых моделей мотоциклов конструкторы старались унифицировать основные детали и узлы всех моделей, беря как базовые детали и узлы машины М-52. Это упростило производство и должно облегчить снабжение потребителя запасными частями. Дзигатели наших новых мотоциклов принципиально отличаются от двигателей М-72М конструкцией клапанного механизма. Но между собой у них много общего. Почти все основные детали двигателей М-52 (рис. 1) и М-61 одинаковые. Так, например, головки цилиндров, клапанный механизм и привод к нему у всех моделей состоит из одних и тех же деталей. Унифицированы также цилиндры дорожных и спортивных модификаций.16 15 И 13 12 11 10 Рис 3. Прерыватель с автоматом опережения зажигания. 1 — стопорный винт пластины крепления молоточка с наковальней: 2 — пластина крепления молоточка с наковальней; 3 — наковальня; 4 — молоточек; 5 — палец грузика автомата; 6 — грузик автомата: 7 — неподвижная пластина автомата; 8 — винт крепления автомата; 9 — крышка; 10 — пружина автомата; 11 — грузик автомата: 12 — кулачок прерывателя; 13 — регулировочный винт; 14 — корпус прерывателя; 15 — стойка с фетром; 16 — конденсатор. счет улучшения наполнения цилиндров горючей смесью и некоторого увеличения степени сжатия. Уже в 1957 году такой форсировки достигли некоторые спортсмены, выступавшие на первенстве СССР по шоссейно-кольцевым гонкам в г. Таллине. Специальная коляска для кольцевых гонок изготовляется с применением легких сплавов. Кроссовый мотоцикл-одиночка М-52К будет выпускаться заводом впервые. Он создан на базе туристской модели М-52 и отличается от нее главным образом наличием зажигания от магнето (М-90), верхним расположением выпускРис. 4. Катушка зажигания. 1 — хомут крепления; 2 — катушка зажигания В-11; 3 — вывод вторичной обмотки; 4 — корпус; 5 — зажимы первичной обмотки; 6 — карболитовый изолятор.10