18
19
механизма и подвески, м ожет служить примером для подражания . Значительно целесообразнее применять седельные тягачи сполуприцепами . О днако «рациональное зерно » здесь, б есспорно , есть. О граничение сосредоточенных нагрузок на дорожное полотно дает экономию при эксплуатации дорог , что заслужи ­ вает серьезноговнимания . За несколько недель пребываниявАнглии члены нашей делегации успели привыкнутьквнешнему виду английских автомобилей, о ценитьихкомпакт ­ ность, э кономичность . На этом фоне часто встречавшиеся на улицах Лондона американские автомобили выглядели претенциозно. Громоздкие габариты этих восьми-, девятиместных машин , и хкричащиеформыпроизводят неблагоп риятное впечатление. В самом деле, не слишком ли много места надорогахи улицах городов занимает легковой автомобиль длиной почти 6иширинойсвы ­ ше .2 метров? Следует ли «запрягать» 300—400 лошадиных сил для перевозкидвух — т рехили хотя бы пяти человек? Н ужна ли максимальная скорость180 — 200 километровв час даже на автома ­ гистралях? В работе английских шоферовбро ­ сается в глаза строгая дисциплина ипри ­ вычка неукоснительно соблюдать прави ­ ла движения . О ни очень корректноот ­ носятся другкдругуи водителям остальных видов транспорта. Ш оферыгрузовых автомобилей всегда следят че ­ р еззеркалообратного вида за движу ­ щ имсясзади или обгоняющим трансп ортом . Если сзади находится легковой автомобиль илимотоцикл , а впередидорога свободна, водитель грузовика сигнализирует обэтомрукой (такой знакпредусмотренв правилах движе ­ ния). Если впереди имеется препятствие — встречный автомобиль, узкий участок дороги и т. д., — ш офер предупреждает о невозможности обгона. К огда препятствие миновало, дается разрешающий знак. П режде , ч ем начать обгон , водитель подает оипнал отом , что собирается выехать из свое ­ го рядадля выполнения обгона , а при проезде мимо обгоняемой машины делает приветственный жеструкойв благодарность за содействие. Такая вежливость — н еисключение , а хоро ­ ший обычай . в одителилегковых автомобилей ездят быстро . В городах , где позволяют условия, они движутсясоскоростью60 — 80 км/час, а загородом — 9 0 — 1 10 км/час. «Накатом» п ользуются мало, так какне ­ р едко приходится ускорять движение для обгонадругихавтомобилей , а за ­ тем, возвратившись всвойряд , п ри ­ тормаживать двигателем. На некоторых моделях автомобилей имеютсяускоряю ­ щая передача имеханизмсвободного хода, к оторымипользуютсяприезде на автомагистралях. В ысокое мастерство вождениядемон ­ с трируют водители лондонских автобусов. Нелегко провести громоздкую двухэтажную машину по неширокимулицамв условиях интенсивного дви ­ ж ения , часто поворачивая на тесных пе ­ рекрестках, объезжая многочисленные стоящие вдоль тротуаров автомобили. При этом нужно выдержать график движения и заданную среднюю скорость. На .некоторых автомобилях можно увидеть околономерного знака неболь ­ ш ойщитоксбуквой « L » . Это — п реду ­ п реждениеотом , « т о водитель имеет стаж управления автомобилемменьшеВ ГОРОДАХ И НА ДОРОГАХ АНГЛИИИнж. С. ЛАПТЕВ нглия — страна высокоразвитого авт омобилестроения . Ее автозаводы выпускаютоколо миллиона машинв год. П о численности автомобильногопар ­ ка, к оторыйк 1957 году насчитывал 5,4 млн. е диниц , А нглия находится на втор ом месте вмире после США . П она ­ сыщенности автомобилямиона занимает второеместов Европе, уступая лишь Швеции. На одни автомобиль здесь приходится около 10 жителей . • Недавно мне довелось в составе делегации работниковпромышленностиСо ­ ветского Союза побывать вАнглии . Эта поездка оставила немало впечатлений об английской автомобильной промыш ­ ленности, автотранспорте. Н екоторыеиз них, на мой взгляд, м огут представлять интерес для автомобилистов — читате- лей журнала «За рулем » .Аб ольшойскорости проносятся двухэтажные автобусы. Г рузовые автомобили различных типов, в томчисле трехосные и четырехосные, д вижутся «степенно». С корость их ограничена довольнониз ­ к имипределами — о т 32 до 48 км / ч ас — в зависимости отгрузоподъемности . На загородныхдорогахмного тягачей с полуприцепами. Автопоезда перевозят, в частности, к узовалегковыхавтомоби ­ лей. Их доставляют с кузовных заводов на автосборочные на расстояние 30—40 км 1и более. К узова ставят по6 — 7 штукв два этажа на специальные решетчатые приспособления. Английским легковым автомобилям присущсвойспецифический внешний вид. Их не спутаешь < ф ранцузскими , с немецкими , ч ехословацкими , не говоряужеобамериканских автомобилях. О ни компактны, формы их кузовов относительно простые 1 рациональные. На И большинстве английскихлегковых автом обилей установлены двигатели срабо ­ ч имобъемом от 1до2 л. Часто можно видеть спортивные двухместные автомобили. На улицах очень много мотоциклов и мотороллеров; немало и велосипедов, о собенноара ­ бочих районах ипригородах . Характерная особенность английских грузовиков — ограниченные размеры по ширине (не более 2235 мм , в то вре ­ м якаку наших автомобилей ЗИЛ — 2470 мм , а уМАЗиЯАЗ — 2650 мм ) . Это вызвано незначительной ширинойдорогибольшимчисломузких улиц в городах. Лимитированы также нагрузки на оси автомобилей (не более 8 т). Так оеограничениеимеетважное значение для сохранности дорог . Д лятого чтобы получить высокуюгрузоподъем - ность и не увеличить нагрузку на ось , ф ирмыпроектируюти строят автомоби ­ ли стремяидажечетырьмяосями . Вряд ли этот путь, т ребующийтакже введения сложного привода рулевогоАВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОТОККак выглядит движениемашин на ули ­ цах большогоанглийского города? Это прежде всепо потоклегковыхавтомо ­ билей: с редней интенсивности вобыч ­ ные дневные часы и плотный, н епре ­ р ывныйз часы пик. Вдоль тротуаров наВодитель показывает: вверху — «Обгоняйте меня!», внизу — «Собираюсь остановиться!».•"I am ready to be,,» ..'-.-..u'-;..ШХШТППШНЖВ'I am going toSLOW DOWNbillf.rxiai:or STOP"С^Ф18 Дороги в большинстве случаев имеют одного года и «а его искусство особенраздельные белые линии: прерывино рассчитывать нельзя. стые — «а прямых участках и закругВ городах поток автомобилей двилениях большого радиуса, сплошные жется почти вплотную « тротуарам. Это (запрещающие выезд «а «чужую» повозможно блаподаря тому, что пешехолосу движения) — на поворотах. На отды не ходят по проезжей части улиц и обычно не переходят их <а неразрешендельных участках имеются двойные линии, обозначающие, что здесь запрещен ных местах, впрочем, можно встретить обгон (дорожных знаков, запрещающих людей, нарушающих это правило и сиобгон, в Англии нет). Более широкие стематически пользующихся мостовой участки дорог .разделены двумя линиякак... эстрадой. Однажды наше внимами на три полосы движения. Средняя ние привлекли «трубные звуки» и бой полоса предназначена для обгона. барабанов под окнами отеля. Когда мы вышли, то увидели ансамбль бродячих Много внимания уделяется в Англии музьжантов. В другой раз на одной из безопасности пешеходов, большинство центральных улиц с оживленным движепереходов на перекрестках оборудовано нием нам пришлось быть свидетелями так называемыми островками безопасвыступления (опять-таки прямо на моности, расположенными на оси улиц и стовой) клоунов-эксцентриков. поднятыми над уровнем мостовой. Они защищены от случайных наездов автомобилей бетонными тумбами высотой «КЭТАЙС» — около 1,2 мс фонарями, снабженными матовыми стеклами, или с отражателя«КОШАЧЬИ ГЛАЗА» ми красного и белого цвета. Островки Протяженность дорог с твердым побезопасности часто размещаются на крытием достигает в Англии 152 тыс. 2 площадях и перекрестках сложной конкм. На 100 км территории приходится фигурации, где они не только служат 66 км дорог (в США соответственно для пешеходов, но и помогают лучше 88 км, во Франции — 62 км, в ФРГ — направлять движение потоков транспор49 км). та. ZEBRA На перекрестках, где нет регулировщиков, а также на улицах и дорогах шиCROSSINGS роко используют применяемые иу нас в стране пешеходные переходы типа «зебра» («зебра лайн», «зебра кроссинг»). Их обозначают широкими белыми полосами, металлическими кнопками, заделанными в дорожное покрытие, и светящимися шарами на столбах, уста-Ч :J новленных на тротуарах всегда с правой стороны. Фонари указывают место перехода не только пешеходам, но и, что не менее важно, водителям. ДвойПереход типа «зебра». ные ряды металлических кнопок, заделанных в мостовую на расстоянии неМагистральные и местные дороги по скольких метров от перехода со сторовиду покрытия и по техническому соны приближающегося транспорта, обостоянию мало отличаются друг от друзначают границу так называемой зоны га. Они существенно различаются лишь безостановочного проезда. Находящиепо ширине. На магистральных дорогах ся в этой зоне автомобили и мотоциклы, возможно движение подвижного состадвижущиеся по направлению к перехова транспорта обычно в два, а местами ду типа «зебра», могут не останавлии в три ряда в одном направлении. На отдельных участках они имеют две поваться перед ним в ожидании пешеходов. Соответственно и пешеходы не лосы одностороннего движения, раздедолжны вступать на мостовую, пока ленные газоном. Местные дороги по участок от линий «зебра» до двойного большей части узкие; их ширина около ряда кнопок не будет свободен от ма5—6 м, а нередко и меньше. шин. Такое устройство способствует Многие дороги окаймлены каменныправильному использованию переходов ми бордюрами. Характерным является типа «зебра» и точно определяет права почти полное отсутствие грунтовых обоводителей м пешеходов. чин. Рядом с дорогой обычно проходит Очень удобны для пешеходов подузкая полоса газона. Иногда имеются земные переходы. Они увеличивают пешеходная или велосипедная дорожки, пропускную способность городских произгороди или шпалеры кустарника, ездов. Такие переходы сооружены на ограничивающие усадьбы и луга фернаиболее людных перекрестках и центмерских владений. Благодаря этому ральных площадях городов Англии. Их пыль и грязь не наносятся на поверхглубина и высота потолка — небольшие. ность дороги. После дождей дорожное Стены коридоров облицованы плиткой и полотно остается чистым, и автомобили широко используются для рекламы. или мотоциклы, движущиеся по таким Иногда подземные переходы совмещадорогам, почти не загрязняются. ются с вестибюлями метро. Тогда в них Покрытие дорог — чаще всего асфальтовое, с особой «фактурой» поДобрый «помощник» путешественника. верхности. Верхний его слой состоит из мелко дробленного камня, залитого жидким гудроном и укатанного катком. Поверхность дороги получается шероховатой, не «замасливается», не станоA5I6 вится скользкой во время дождя и до(А 50) пускает интенсивное торможение автоUTTOXETER мобилей без «юза» или заноса. Как известно, движение транспорта и пешеходов в Англии левостороннее. А 52 Вследствие этого руль у автомобилей ASHBOURNE А 52 расположен справа. 3rWK»ЗЯвМШИНННВДУличный оркестр. размещаются билетные массы, телефоны-автоматы, весы-автоматы, торговые киоски. Большую помощь водителям при поездках по стране оказывают маршрутные указатели на дорогах. На табличке указателя проставлен номер маршрута и название населенного пункта, к которому ведет дорога. Если к населенному пункту идут дороги, относящиеся сначала к одному, затем к другому маршруту, номер последнего указывается ниже, в скобках. Когда две таблички размещены одна под другой, нижняя указывает, что недалеко ответвляется еще один маршрут, ведущий в город, название которого написано на ней. Для того чтобы водитель мог удостовериться, что он выбрал правильный путь, непосредственно после перекрестка устанавливается табличка с номером маршрута, присвоенным данной дороге. В скобках другим номером обозначают ответвление, которое находится неподалеку впереди. Автомобильные дороги Англии оборудованы так называемыми «кэтайс» («кошачьи плаза»). Это отражатели света фар, заделываемые непосредственно в полотно дороги по осевой линии на расстоянии нескольких метров друг от друга. «Кэтайс» состоят из двух стеклянных отражателей, направленных в противоположные стороны. Они вставлены в резиновую подушку, укрепленную в металлической литой оправе коробчатой формы. Оправа имеет небольшие утолщения «а переднем и заднем концах (по направлению оси дороги). При плохой видимости, в тумане, когда автомобиль наезжает на «кэтайс», резиновая подушка вместе с отражателями вдавливается, и колесо проходит по оправе и утолщениям. В результате возникающей от этого тряски появляется шум, сигнализирующий водителю, что автомобиль заехал на осевую линию. Вечером и ночью «кэтайс» хорошо отражает сеет фар, показывая водителю светящимся пунктиром осевую линию дороги. Автомобилисты, приезжающие в Англию из других государств, положительно оценивают это устройство, повышающее безопасность движения в ночное время ив тумане. Однако «кэтайс» мало эффективны, если на дорогах имеется грязь, снег и лед. Их целесообразно применять лишь в районах с достаточно мяпким климатом. Думается, что было бы полезно провести опытные работы по оборудованию отражателями в реэино-металлических оправах (по типу «кэтайс») дорог в южных районах Советского Союза, в первую очередь горных дорог Крыма и Кавказа на участках с наиболее интенсивным движением автомобилей. (Окончание следует).КNOTTINGHAMТоBUXTON4ч