В СТРАНАХ НАРОДНОЙАВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ В ПОЛЬШЕстория польского автомобильного спорта насчитывает уже 50 лет. На рубеже 1909—1910 годов в Варшаве возникло Общество автомобилистов; через десять лет оно было принято в члены Международной автомобильной федерации и получило наименование польский автомотоклуб. После окончания второй мировой войны деятели автомобильного спорта на базе нового, демократического устава организовали отдельный автомобильный клуб, который затем объединился с Союзом мотоциклистов. В результате была создана единая организация, существующая до настоящего времени под названием «Польски Звёнзек Моторови» (Польский союз моторизованного спорта). С 1953 года членами этой организации стали возникшие в тот период клубы и мотосекции Лиги друзей солдата. «Польски Звёнзек Моторови» является национальной федерацией, состоит членом ФИА и ФИМ. В его руководящих органах представлены все клубы и общества, культивирующие автомотоспорт. Автомобильным спортом в Польше в настоящее время занимаются автомотоклубы, а также клубы и секции Лиги друзей солдата. Исходя из опыта последних лет, в деятельности польских спортсменов можно наметить следующие три ступени. Первая — это еще не спорт, а всего лишь подготовка к соревнованиям — автомобильный туризм внутри страны и за ее пределами. Вторая — ралли, которые, в свою очередь, делятся на клубные (местные), организуемые автомотоклубами и клубами Лиги друзей солдата, и всепольские. Третья ступень — это автомобильные гонки, организуемые на шоссейных дорогах, улицах городов или на аэродромах. Автомобильным туризмом Союз руководит через комиссию туризма, исполнительным органом которой является бюро туризма. Туристические пробеги по стране организуют местные автоклубы, а также клубы и секции различных обществ. В программу этих пробегов включаются спортивные элементы с тем, чтобы готовить новых спортсменов. Заграничные пробеги (в составе 5—10 автомашин, а также на автобусах) организуют местные клубы при посредничестве бюро туризма. Автомобильный туризм в нашей стране развивается весьма успешно, повсеместно создаются туристские базы, места для кемпингов. Большой популярностью пользуются в Польше соревнования типа ралли. Ежегодно проводится до 40 клубных (местных) ралли, а также ряд всепольских ралли, в ходе которых разыгрывается первенство страны. Одно из них является одновременно и международным соревнованием. До сих пор у нас проведено уже 19 международных ралли (в том числе 8 после второй мировой войны), вИкоторых участвовало много иностранных спортсменов из Чехословакии, ГДР, Западной Германии, Франции, Италии, Австрии, Югославии. Однодневные ралли, проводимые местными клубами, состоят из соревнования на регулярность движения (на дистанцию около 300 км), а также из ряда дополнительных испытаний по мастерству вождения, скоростному преодолению отдельных участков трассы и т. п. К участию в них допускаются лица, имеющие удостоверение на право вождения автомобиля. Всепольские ралли, участники которых должны иметь обязательно спортивный разряд, проводятся на трассе длиной около 1000 км, обычно в течение двух дней. В программу включаются более трудные дополнительные соревнования, а также горные гонки и гонки по равнинным дорогам (от 2 до 8 км), закрытым для обычного движения. Международные ралли (трехдневные) с трассой длиной до 2000 км проводятся по самым трудным дорогам, в горах, причем в программу включается до 15 весьма трудных дополнительных соревнований, в том числе гонки на закрытых участках дорог. Сезон прошлого года польские спортсмены закончили соревнованиями на первенство страны по ралли. Наряду с мастерами в них приняли участие свыше 120 молодых спортсменов. Лучшие участники соревнования, имевшие спортивный разряд «Юниор» и набравшие соответствующее количество очков, получили спортивный разряд «Сениор». Звание чемпионов Польши завоевали в классах: до 750 смЗ — С. Вежба биле «Сирена»); (на автомоКарло» 1960 года к нам пришел успех. Все заявленные нами машины (5 экипажей) дошли до финиша, причем две из них — это автомобили отечественного производства «Сирена». Среди 300 машин, принявших старт, и 153 машин, дошедших до финиша, наши спортсмены заняли 44, 94, 99, 115 и 130 места. Предстоящие (в сентябре 1960 года) польские Международные ралли в Закопане впервые в истории утверждены Международной Автомобильной федерацией (ФАИ) в качестве одного из туров розыгрыша первенства Европы по ралли. Оно явится, таким образом, крупнейшим международным соревнованием. Гоночный автомобильный спорт в нашей стране базируется на машинах, весьма разнородных как по своему качеству, так и по объему цилиндров двигателя. В Катовицком и Варшавском автоклубах имеется до 15 автомобилей так называемой свободной формулы, т. е. с двигателями разного литража, начиная от мотоциклетных («Триумф», «Метеор» и др.) и кончая автомобильными (ДКВ, «Сирена» или «Симка-Флэш»). Спортсмены на этих автомобилях ежегодно принимают участие в четырех предварительных соревнованиях ив финале первенства Польши по автомобильным гонкам. Первенство Польши прошлого года принесло следующие результаты: 1 место — Е. Вроцлавский (автомобиль «Ланчиа»);2 место — Е. Янковский 3 место — Л. Белян («Краб-1000»).(«Рак Метеор-650»);до 2000 см — М. Бидер («Ситроен»);до 1100 смЗ — А. Вайнер (ДКВ); до 1300 смЗ — К. Коморницкий («Симка-Аронде»); до 2000 смЗ — А. Ж имирский («Опель Рекорд»); 3до 2600 смЗ—X. Руцинский («Форд 2»).Большинство участников ралли (свыше 95%) стартует у нас на собственных автомобилях. Помощь от клубов получают только спортсмены, имеющие спортивные разряды. Она бывает различной. Иногда клубы берут на себя оплату 50 процентов стоимости затраченного горючего, иногда — все расходы (на горючее, питание, квартиру). Размер помощи зависит от спортивных результатов участника и масштабов соревнования. К соревнованиям допускаются только машины, застрахованные за счет самих участников, причем клубы несут 'сравнительно небольшой расход на дополнительное страхование. За последние годы польские спортсмены приняли участие в ряде международных ралли: «Адриатика» в Югославии, «Акрополис» в Греции, «Вартбург» в ГДР, «Монте-Карло» и др., однако пока что не добились высоких результатов. Только в последнем XXIX ралли «Монте-В 1958 и 1959 годах наши спортсмены Е. Янковский и Л. Беляк принимали участие в соревнованиях на Большой приз Будапешта и заняли высокие II, VI места (1958 год) и I, III места (1959 год). В 1960 году выйдут на старт построенные польскими специалистами новые автомобили формулы «Юниор». В 1961 году намечено организовать соревнования на этих автомобилях со спортсменами Чехословакии, ГДР и Венгрии. Автомобильные клубы, помимо спортивной деятельности, занимаются и многими другими делами, как, например, предупреждение дорожных происшествий, правильная расстановка дорожных знаков, подбор мест для общественных стоянок автомобилей, борьба с пьянством водителей, повышение технических знаний и мастерства вождения, сотрудничество с молодежными организациями в области пропаганды правил движения. В заключение этого краткого сообщения о польском автомобильном спорте нужно отметить, что ралли «За мир и дружбу», которое проведет ЦАМК СССР в 1960 году, будет способствовать дальнейшему развитию польского автомобильного спорта. Юлиан ЗАБОКРЖЕЦКИЙ, секретарь Центрального Совета автомобильных клубов Польши. г. Варшава.26