Юрий СКОП/ЙЙ^7у*— Добро! — Шуликовский смотрит на новичка приветливей. — На какой машине ездить хочешь? — «Шкоду» бы мне... — Потерпишь. Ты смотри: вот здесь — видишь линию колышков — это автотранспортное управление «Ангарагэсстроя». Там — поселки для гидростроителей. А где Ангара курится, будет ГЭС. Что, стало быть, в первую очередь ставить надо? Дома. Для домов, что надо? Лес. Отсюда: лучшая тебе сейчас матшина — лесовоз. Иди выбирай любую. А потом... потом я тебе такую коляску дам — ахнешь!у&г> О&УЬРисунок В. Савостьянова.ХЗ^Н— Шуликовский у себя? Принимает? — У себя... И попробуй разберись, как он ответил, встречный, с уставшими глазами рабочий, — серьезно или припрятал где-то в глубине смешливую хитринку. Вокруг — пустыри. Ноябрьская поземка искрит, привычно шарит по голой, цепко схваченной первыми морозами земле. Навстречу — редкие, тяжело груженные машины. Девчонка-геодезист жмурится в теодолит, рукавичкой трет озябшую, розовую щеку. Холодно, пустынно, неуютно. И никаких признаков «гигантской стройки», о которой столько пишут в газетах. Только разметочные колышки, кое-где уже присыпанные порошей, торчат из-под снега. — Ты зачем сюда пришел? — резкий, чуть-чуть хрипловатый голос прерывает мысли. — Поинтересоваться... Любопытно... — Ну, тогда шагай а театр. Вой туда, — собеседник машет рукой в сторону правого берега. — Вон туда, говорю, там интересные представления показывают. — Да нет, мне бы начальника автоуправления Шуликовского. Он, вроде, где-то здесь. Я насчет работы. — Я — Шуликовский. Давай документы, посмотрим. ...Трудовая книжка Николая Ивановича Шеина. Она заполнена благодарностями, поощрениями, отметками о премиях. Тоненький, в несколько листиков документ, а за ним... Километры. Километры... Ангэро-Ленский тракт, выученный наизусть. Тысячекилометровые рейсы под грузом бодайбинских золотодобытчиков, охотников, зимовщиков-геологов. Сколько наезжено! Четырнадцать лет за рулем. Из них пять — на войне. Штурмовал шеиновский грузовик пропахшие порохом сопки Хайлара и ходил по пустыне Гоби. Теперь разве только старые районные газеты сохранили память об упорной борьбе за первенство между шоферами треста «Золототранс». Редко-редко Шеин уступал его Константину Финогег нову, Григорию Тагильному, Геннадию Шинину... 1*— Может, не стоит ГЭС строить? — Шуликовский развел руками. — Садись, говорю! Будешь на основных сооружениях работать. Только успел водитель свыкнуться с машиной, досконально изучить ее ходовые и эксплуатационные качества, надвинулось самое серьезное испытание — не только для Николая Ивановича, но и для всех строителей ГЭС. Однажды утром Шуликовский •выстроил водительский состав. — Сегодня перекрываем Ангару. Вся надежда на вас, ребята. Малые МАЗы и «Шкоды» пойдут на мост. Тяжелая артиллерия — вы и ваши товарищи, — Станислав Петрович показал на Шеина, — поведете отсыпку с левого и правого Вместе с тусклым, завьюженным расберегов, как только покажется гребень. светом ушли в первый рейс лесовозы По машинам! трех давних, еще по Ангаро-Ленскому Ночью Степанида Григорьевна притракту приятелей: Федора Семенова, шла на ГЭС. Принесла мужу поесть. Василия Юшманова и Николая Шеина. Уже два раза проносилась мимо нее Ушли в тайгу на 64-й километр. В день — кое-как один рейс. Нет еще шеиновская «восьмерка». — Ослеп он, что ли? Не замечает автокранов, не завезены лебедки. Все меня?.. вручную. Метели заносят дороги, приИ толькб тогда, когда она, не вытерцепы вязнут в снегу. Водитель скребет пев, вышла прямо на дорогу и загоролопатой снег, а только-только выбрался дила ее перед огромным МАЗом, Никоиз оДной переделки — новая. лай Иванович, наконец, увидел жену. За долгие зимние ночи насквозь проЧерный от копоти Шеин с трудом мерзают машины. О гаражах еще тольспрыгнул на землю. Потом, прямо в ко мечтают. И почти каждый день букабинке, -стал торопливо обедать и недущее автоуправление огораживается ожиданно сразу заснул. На минутку — новым забором. Вчерашний сжигают воне больше. Степанида Григорьевна редители, разогревая упорно молчащие шительно надавила на клаксон сигнала. моторы. Тяжелый бой вели «мазисты» при заШеин возит железобетонные конструксыпке прорана русловой плотины. Июльции, финские домики, отсыпает правую ская жара, Покрытые толстым слоем пысторону плотины. Работает ровно, без ли ветровые стекла самосвалов, рев мосрывов, регулярно перекрывая нормы в торов. Шли недели, река не сдавалась. два, два с половиной раза. «Урал-ЗИС» Суглинок, сбрасываемый в проран, мгноне знал усталости, ходил по стройке, венно уносился водой. Ангара исподволь как новенький. готовила строителям сюрприз. Когда Так начиналась история Иркутской уже первый МАЗ осторожно, утаптывая ГЭС. История трудная, волнующая, крыневерную перемычку, прошел через латая. горло прорана и кто-то радостно крикВесной сдался Федор Семенов. нул: — Шабаш! Законопатили! — Ангара, — Ухожу с ГЭС. Хватит с меня. Не собрав последние силы, рванулась ив поешь, не отдохнешь толком... нескольких местах прорвала с таким — А нам, нам-то легче? — Николай трудом отсыпанный перешеек. Иванович присел на ступеньку машиНиколай Иванович стоял на берегу, ны, — Моя Степанида и то крепче тебя. глядел на мутную, пенистую воду и долКвартиры нет, сам домой каждый раз в го протирал платком глаза: опять эта два ночи прихожу. А в шесть — снова проклятая пыль! вставать. Терпит... Нет, не из того ты Надо было начинать сначала. И еще теста сделан... трое суток шел бой. Засыпали водители, роняли на баранки седые и по-юношески чубатые головы. Почти с каждым Шуликовский сдержал слово. Вызвал из «мазистов» в те дни переездил в пыкак-то к себе Шеина и, ничего не говошущих жаром кабинках начальник строиря, повел за собой. тельства Андрей Ефимович Бочкин. — Смотри! Доброго коня я тебе по— Давай, ребята! Еще немного! добрал? Ангара покорилась. Досрочный пуск первых агрегатов был обеспечен. Огромный двадцатипятитонный МАЗ Поздним вечером следующего дня № 00-08 стоял, ожидая нового хозяина. Шеин вышел из домика парткома. Дол— Страшновато что-то, Станислав Пего сидел в кабинке, устало облокотивтрович... Может, не стоит?