сти и увеличения срока службы, а также для предупреждения проникновения бензина в случае повреждения поплавок изготовлен из нейлона. Если двигатель устанавливается на суда, имеющие дистанционное управление, то на щиток управления выносятся: сектор газа, рукоятка управления реверсивным механизмом, кнопка включения электростартера и кнопка управления воздушной заслонкой (подсосом). Управление сектором газа и реверсивным механизмом производится гибкими тягами, а управление воздушной заслонкой — подачей тока в соленоид, связанный с воздушной заслонкой. Охлаждение — водяное, с повторной циркуляцией. В систему охлаждения включен термостат, который устанавливается на выходе охлаждающей воды из рубашки цилиндров. При .понижении температуры площадь выходного отверстия уменьшается, а при повышении — увеличивается. Это обеспечивает более быстрый прогрев мотора при пуске; когда он работает на различных оборотах, температура охлаждающей воды остается постоянной. Внешний вид мотора V-50 со стороны силовой головки и его отдельные детали показаны на рисунках (см. 3-ю стр. обложки). Технические данные этого двигателя, а также других американских моторов приведены в таблице. Из мощных подвесных лодочных моторов интерес представляет шестицилиндровый «Меркурий», у которого цилиндры расположены «в линию». Как и четырехцилиндровые «Джонсоны», моторы «Меркурий» короткоходны и имеют относительно небольшой диаметр цилиндров. Благодаря этому они весьма компактны и легки. У «Меркурия» верхние и нижние головки шатунов, коленчатый вал, а также все валики в подводной части мотора вращаются в подшипниках качения. Это обеспечивает более плавное вращение коленчатого вала и винта, уменьшает потери на трение и увеличивает долговечность мотора. Большинство мощных моторов фирмы «Меркурий» оборудованы гидравлическими амортизаторами, автоматически смягчающими толчки мотора при ударе о подводные препятствия. Когда винт «выскакивает» из воды и обороты мотора превосходят допустимые, предохранительный выключатель автоматически прекращает работу свечи зажигания. Шестицилиндровая модель имеет три карбюратора с синхронно действующими воздушными заслонками. Топливо к карбюраторам подается двумя бензонасосами. Зажигание — батарейное. Другой тип мощного двигателя «СкоттАтуотер» отличается малым числом цилиндров. Это компактный подвесной мотор мощностью 60 л. с , трехцилиндровый, короткоходный, хорошо уравновешен. Он имеет три отдельных карбюратора. впускной патрубок общий на три цилиндра. На больших оборотах управление дроссельными заслонками карбюраторов производится одним рычагом. Зажигание — батарейное, напряжение — 12 в. 8 последнее время в США значительно повысился интерес к применению в качестве подвесных лодочных моторов двухтактных дизелей. Известны три модели таких двигателей мощностью 7,5, 15 и 25 л. с. Они выполнены по одноцилиндровой схеме, имеют встречно движущиеся поршни, прямоточную продувку и самонаддув. Прямоточная продувка обеспечивает хорошую очистку цилиндра от отработанных газов (почти такую жз , как у четырехтактных дизелей). Несимметричные фазы газораспределения и самонаддув дают возможность получить достаточно хорошее наполнение цилиндра свежим воздухом и обеспечивают высокую мощность двигателя. По окружности краев цилиндраимеются продувочные и выпускные окна. Несимметричность фаз газораспределения достигается за счет соответствующего расположения кривошипов ко ­ ленчатого вала, управляющих движением поршней, которые открывают и закрывают продувочные и выпускные окна цилиндра. Инж. И. ТИХОМИРОВ.^^Лшаб&ЛЛ'^Ш*у??&/&г/ &б/<л^>уг&станции юных техников расклеили в школах, городских учреждениях, магазинах, на площадях и улицах объявления о предстоящей встрече. От продажи билетов мы выручили несколько тысяч рублей. Благодаря этому наши водномоторники смогли поехать с ответным визитом к эстонцам в г. Тарту. Летом прошлого года в целях пропаганды водно-моторного спорта мы провели показательные выступления также в городе Алуксне, в 225 километрах от Риги. Организацию этих гонок взяла на себя молодежь самого крупного промышленного предприятия города — промкомбината. Деньги от продажи билетов оставили местным спортсменам для развития водно-моторного спорта. В нынешнем году исполняется 20 лет со дня установления в Латвии Советской власти. В большом спортивном i празднике, посвященном этой знамена- '' тельной дате, примут участие и спорте мены-водномоторники. На реке Даугаве \ будет разыграно первенство столицы ' республики и проведены соревнования между спортсменами городов Тарту и Риги. Кроме того, в 1960 году намечено провести первенство Латвии по водномоторному спорту, разыграть кубок журнала «Звайгзне» («Звезда») и устроить несколько показательных гонок на скутерах, моторных лодках, глиссерах и катерах. Выручка от продажи билетов на все эти соревнования пойдет на нужды латышских водномоторников. В проведении платных соревнований и осуществлении принципа самоокупаемости мы видим залог дальнейшего, более быстрого развития водно-моторного спорта в республике. Такие соревнования смогли бы стать еще более популярными, если бы спортсмены республики получили право стартовать во всесоюзных первенствах. Согласно положению о первенстве страны в нем могут участвовать только команды ведомств. Морские клубы республиканского комитета ДОСААФ не имеют права выставить на соревнования самостоятельной команды, поскольку в первенстве участвует сборная команда ДОСААФ. Думается, что это сейчас тормозит развитие водно-моторного спорта, препятствует его более широкому распространению. Нам кажется, настало время проводить всесоюзные первенства водномоторников так же, как у мотоциклистов, то есть не по ведомственному, а по ведомственно-республиканскому или же территориальному признаку. О. ШПРУНКС, председатель Латвийской республиканской федерации водно-моторного спорта.'ели взглянуть на карту Латвии, в ••глаза бросится обилие голубых ленточек и пятен. Реки Даугава и Лиелупе, озера Дурбе, Югла, Алуксне, Киш-Озеро и многие другие водоемы представляют собой отличные места для соревнований на спортивных судах. В течение ряда лет Рижский и Лиепайский морские клубы ДОСААФ, Рижский яхтклуб Краснознаменного Балтийского флота ведут большую работу по развитию водно-моторного спорта, которая дает ощутимые плоды. В Латвии подготовлена пятая часть всех разрядников-водномоторников, зарегистрированных по стране. Однако возможности, имеющиеся в республике, позволяют вовлечь в занятия водно-моторным спортом значительно больше молодежи. Известно, что нет лучшей агитации за спорт, чем соревнования. Поэтому, начиная поход за массовость рядов водномоторников, мы решили чаще практиковать состязания и показательные выступления на скутерах, мотолодках, катерах. Но на пути к этому оказалось серьезное препятствие — не хватало средств. Где их взять? Об этом долго говорили на активе, созванном президиумом республиканской Федерации водномоторного спорта. Было много предложений. В конце концов единодушно решили попробовать провести платные соревнования. Начали с лично-командного первенства республики. Его организовали не в Риге, как обычно, а в городе Елгаве, на берегу реки Лиелупе. Выбор этого места был не случайным. В столице республики, где много театров, стадионов, кино, клубов, домов культуры, нелегко собрать большое количество зрителей. Другое дело — районный центр! Для жителей Елгавы проведение у них первенства республики было настоящим праздником. Горисполком и горком комсомола Елгавы оказали нам большую помощь в организации соревнований. Погода не благоприятствовала гонкам: было всего 7 градусов тепла, дул сильный, порывистый ветер. И все же на набережной Лиелупе собралось много зрителей. От продажи билетов мы выручили семь тысяч рублей (билет для взрослого стоил три рубля, для школьника — один рубль). Эти средства позволили вскоре провести там же, в Елгаве, еще одни соревнования — традиционную встречу водномоторников прибалтийских республик (до прошлого года она проводилась лишь у наших соседей). Соревнования между спортсменами Литвы, Эстонии и Латвии собрали множество зрителей. Энтузиасты Елгавской 25