СоветыавтомоделистуТОПЛИВНЫЕак для горючего — одна из важнейших частей автомодели. От его конструкции, расположения во многом зависит равномерная и устойчивая работа двигателя. Конструкция бака должна обеспечивать надежную подачу топлива, зеркало (поверхность) которого во время движения модели под действием центробежной силы занимает вертикальное положение (рис. 1). Баки устанавливаются непосредственно перед карбюратором или за ним; при дизельных двигателях — ближе к внутренней стенке кузова модели, при калильных — к внешней.БАКИВид сверхуРАСХОДНАЯ ЧАСТЬБВиг) сбокуРис. 3. А — дренажная трубка в баке, Б — дозирующая трубка^ трубка. Г — трубопровод. Е — заливная горловина с проокои. ные концы выводятся из кузова и направлены отверстиями вперед. В третье отверстие впаивается краник остановочного приспособления (для дизелей) или латунная трубочка — трубопровод для подачи горючего в карбюратор (для калильных двигателей). Внутренний диаметр заправочной, дренажной и питательных трубок должен быть не менее 3 мм. Надежны баки, запаянные мягким припоем. Они лучше переносят сильную вибрацию и высокие боковые давления, В практике соревнований было немало случаев, когда стартовавшие модели развивали максимальную скорость лишь на малом числе кругов, остальную же дистанцию проходили медленнее или останавливались совсем. Причина этого, как правило, объяснялась неравномерной подачей топлива. Установлено, что, если бак жестко закреплен на модели, вибрация горючего в нем достигает наибольшей величины, а она, в свою очередь, и влияет на равномерную подачу топлива в жиклер. Наиболее правильно крепить бак к модели с помощью одной или двух лапок, изготовленных из жести и припаянных с торцов. Такое крепление (рис. 2) позволяет предотвратить пенообразование горючего, так как крепежные лапки полностью не передают вибрации двигателя на бак. Мастер спорта С. Казанкоа успешно выступает с моделями, топливные баки которых удерживаются с одной стороны хлорвиниловой трубкой (топливопровод), а с другой — дренажной и заправочной трубками, свободно проходящими через отверстия кузова. Баки для горючего целесообразно изготавливать как можно большего объема (насколько допускают размеры модели). Это позволит иметь запас топ-дренажная5LРис. 1. а — горючее при неработающем двигателе, б — горючее во время ускорения движения модели, в — горючее при максимальной скорости движения. Изготовлять баки целесообразно прямоугольной или яйцеобразной формы из белой жести толщиной 0,2—0,3 мм, а еще лучше из латунной фольги. Высота и длина должны быть больше по сравнению с шириной (рис. 2). В такомРис. 2. а — заправочная труба, б — дренажная трубка, в — питательная трубка. баке зеркало горючего дольше передвигается слева направо (по ходу модели) и разница давления топлива при полном и пустом баке меняется не так сильно, как в баке того же объема, но другой формы. В переднюю часть бака впаизаются две трубочки (из латуни или меди) — заправочная и дренажная, внутренние концы которых изогнуты вверх. НаружОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ, 7. Для того чтобы тронуть с места автомобиль, стоящий на размокшем глинистом грунте, водитель частично затормозил колеса ручным тормозом. Это в некоторых случаях помогает. 8. В электрооборудовании мотоцикла М-1М с генератором переменного тока функцию реле обратного тока выполняют селеновые выпрямительные шайбы. Если ошибочно включить клеммы «плюс» батареи акнумуляторов на массу, то последняя начнет разряжаться через селеновые шайбы и обмотку генератора наПОМЕЩЕННЫЕ В № 4 ЖУРНАЛА массу. При этом разрушатся селеновые шайбы, размагнитится ротор генератора, разрядится батарея аккумуляторов. В результате электрооборудование мотоцикла выйдет из строя — перестанут работать системы зажигания и освещения. 9. Показатель температуры воды в системе охлаждения понизился из-за того, что был открыт кран на головке блока цилиндров, через который горячая вода поступает в отопитель кузова. Циркуляция воды в этом случае происходит и при закрытом термостате.лива, который необходим на случай, если модель плохо заводится на старте или в начале движения карбюратор вырабатывает слишком богатую смесь. Модели, имеющие такие баки, с успехом могут быть использованы в двухминутной гонке, где горючего должно хватить на прохождение 2500—3500 метров. На мой взгляд, для успешного прохождения пятисотметровой дистанции (8 кругов) необходимо иметь следующий резерв топлива: Класс 1.5 см31 — объем бака 30—40 см": » 2,5 см 3 — » » 50—60 см 1 ; » 5,0 с м3 — » » 80—100 см 33; » 10.0 см — » » 130—180 см . На работе двигателей отрицательно сказывается изменение напора горючего, который зависит от уровня топлива по отношению к отверстию жиклера карбюратора. Необходимо, чтобы уровень горючего в баке менялся как можно меньше. Для достижения этого многие спортсмены стали устанавливать на моделях баки с «кормушкой» (рис. 3). Такой бак состоит из двух изолированных друг от Друга частей: правая половина по ходу модели — расходная, левая — дозирующая («кормушка»). Расходная половина в своей передней части имеет впаянную трубочку В, служащую дренажем. В задней части расположен трубопровод Г, соединенный с двигателем. В дозирующей части есть заправочное отверстие с пробкой, закрывающей бак герметично. К непроницаемой перегородке Д припаяны две трубочки: А — дренажная (диаметр 3—4 мм) для прохождения воздуха из расходной части в дозирующую. Она на 2/з своей длины выступает в сторону дозирующего бака. Б — дозирующая трубка (диаметр 4—5 мм) служит для прохождения топлива из левой половины бака в правую. Она на 2 Уз своей длины должна выступать в сторону расходной части бака (правой). При установке бака с «кормушкой» принимается во внимание только его расходная часть. По мере выработки топлива в расходной части воздух по трубке А пройдет в дозирующую часть и вытеснит горючее по трубке Б. Благодаря этому уровень горючего и его давление будут в расходной части бака постоянными, что обеспечит надежную работу двигателя. А. СУХАНОВ, мастер автомодельного спорта.30