ЧЕМПИОНАТЫ МИРА ЗА 10 ЛЕТ13 мая исполняется 10 лет со дня проведения гонок , п оложивших начало официальному розыгрышуличного первенства мира по автомобильному спорту. Это были гонки на Большой приз Европ ы 1950 года, я вившиеся одновременно первым этапом чемпионата мира; о ни были проведены на аэродроме Сильверстон вАнглии . Интересно проследить, к ак изменялась гоночная формула в течение этих десят и лет. В первые годы (1950/1951) сохранялась формула 1 (до 1500 см» с ком3 прессором и до 4500 см без компрессора), затем в 1952/1953 годах соревнования проводились по другой формуле 33 (до 500 смскомпрессором , до 2000 см без номпрессора). Д ействующая ныне 1 формула (750 см* с компрессороми3 2500 см без номпрессора) существует с 1954 года. В будущем году, к ан известно, вместо нее вступает в силу новая формула. За 10 лет было проведено в общей сложности 84 соревнования на первенство мира. По десять раз были разыг раны Большие призыВеликобританиии Италии, девять раз — Большой призФранции , по неснольку раз — Большие призы Бельгии, Ф РГ , А ргентины , Ш вей ­ ц арии , Голландии, И спании , С ШАи других стран . Г онки проводились чаще всего на трек ахв Монце (Италия) и Индианополисе (США) — 10 раз ; на шоссейных кольцах Франкорских полей (Бельгия), Реймса (Франция), Н юрбурга (ФРГ), Буэнос-Айреса (Аргентина) и на аэродроме Сильверстон (Англия). В течение 10 лет толькопяти спортсменам удалось удостоиться высокого звания чемпиона мира. Это были италья нцыДжузеппеФарина (1950) и Альберто Аскари (1952 и 1953), а ргентинец Хуан Мануэль Фанхио (1951, а также 1954—1957), а нгличанинМайк Гауторн (1958) И австралиец Джек Брэбхем (1959). Ф анхио , к рометого , д важды завоевывал вторые места в первенствах мира (1950 и 1953) и был , безусловно, самым сильнымгонщиком этого десятилетия; в общей сложности он набрал 58 очное. Характерно, что титул чемпиона мира Фанхио завоевывал каждыйраз на автомобилях разныхмарок («Альфа-Ромео», «Мазерати», «Мерседес», «Феррари»), что свидетельствует о выдающемся личном мастерстве этого знаменитого гонщика. На втором месте по общим итогам десятилетия находится Стирлинг Мосс, хотя ему ни разу не удалось завоевать звания чемпиона мира; четыре раза подряд он оставался вторым врозыгры ­ шах чемпионата мира (1955 — 1958), а в прошлом году был вынужден довольствоваться третьим местом. Из 84 гонон на первенство мира, проведенных в течение десятилетия, 24 гон ­ ки выиграл Фанхио , 13 гонок — А скарии 12 гонок — Мосс; чемпиону мира Джузеппе Фарина и английсному гонщику Тони Бруксу удалось выиграть по 5гонок , а чемпиону мира Майку Гауторну — 3 гонки . Более 13 виднейших гонщ иков «энстра-класса» имеют на своем «счету» л ишь по 1выигранной гонне из числа входившихв зачет первенства мира. Среди автомобильных заводов, выпус кающихгоночные автомобили, наибольший успех выпал на долю завода фирмы Феррари (Италия). На машинах этой фирмыгонни были выиграны 29 раз. Одинаковое количество побед (по 9) было одержано на . автомобилях «АльфаРомео» и «Мазерати» (Италия), «Мерседес» (ФРГ), и «Ванволл» (Англия); семь побед — на «Купер-Климаксе».„РАЛЛИ ЕВРОПА" ДИСТАНЦИЯ 10000 КМНамеченное на август I960 года интересное автомобильное соревнование «Ралли Европа» будет самым длинным ралли нынешнего сезона, так как проводится на дистанции свыше 10 000 км. Программа предусматривает, что участники сначала съедутся из Берлина, Ганновера, Люксембурга. Базеля, Граца и Праги в Мюнхен, где будет дан старт соревнованиям. Трасса их пройдет от Мюнхена на Вену. Будапешт, Белград. Софию, Истанбул. Анкару, Адену/ Дамаск и Бейрут. В обратном направлении автомобили будут либо .перевозиться на корабле до Пирея (Греция), либо двигаться по маршруту: Триполи, Латакил, Адена. Анкара, Истанбул, Салоники. Скопле, Белград. Финиш ралли состоится в Травемюнде. В этом городе, а также в Бейруте состоятся специальные скоростные соревнования раллистов.В конце номера«ЭЛЕКТРОННЫЙнос»"БОЛЬШОЙ ПРИЗ СВОБОДЫ КУБЫ"В начале марта близ Гаваны состоялись крупнейшие международные автомобильные соревнования, организованные правительством Фиделя Кастро на Кубе. Соревнования эти приобрели в известной степени и политический оттенок, поскольку в ряде стран реакционные газеты всячески отговаривали гонщиков от участия в борьбе за столь «крамольный» приз. Несмотря на это, автомобильные гонки на «Большой приз Кубинской Свободы» привлекли много участников, в том числе целый ряд гонщиков «экстра-класса», участвующих обычно в розыгрыше первенства мира. В течение недели был проведен ряд предварительных встреч и прикидок. после чего разыгрывался финал, к старту которого было допущено 37 претендентов. Трасса соревнований длиной немногим более 5 км проходила частично по аэродрому, а частично — по жилым кварталам пригорода Гаваны. Сразу со старта лидерство захватил выступавший на автомобиле «Мазерати» англичанин Стирлинг Мосс, которого на некотором отдалении преследовали Маетен Грегори (США), Морис Тринтинья н (Франция) и Ганштейн (ФРГ). Впоследствие в группу лидеров вошли чемпион мира австралиец Джек Брэбхем на «Купере» и швед Иоахим Боннер, но затем они сошли с дистанции из-за повреждений в автомобилях (из 37 стартовавших лишь 17 закончили дистанцию). Гонки- могли бы стать мало интересными, если бы после 31 круга к лидерам не начал приближаться молодой мексиканский гонщик Педро Родригез. выступавший на «Феррари». Вскоре он вышел на второе место, а затем «схватился» со Стирлингом Моссом и шел с ним в отчаянной борьбе, «колесо в колесо», как писали кубинские газеты. Соревнования выиграл, тем не менее. хладнокровный Мосс, чрошедший дистанцию 250 км (5( кругов) за 1:57.31,5, т. е. со средней скоростью 127,885 км/час. Он же прошел лучший круг за 2.15,5 (139 км/час). Родригез был вторым. На соревнованиях имел место курьезный случай. Сначала планировали провести гонки на 65 кругов, но в связи с приближением темноты судьи решили ограничить г :етанцию пятьюдесятью кругами. Судья на старте-финише был. однако, настолько погружен в свои расчеты, насто 1ько захвачен борьбой Мосса с Родригвзом, что забыл дать отмашку обоим конкурентам, в результате чего они прошли лишний круг (т. е. 51 круг.)Один датский инженер запатентовал недавно своеобразное, но довольно полезное изобретение — электронный аппарат, монтирующийся на рулевом колесе автомобиля и... намертво блокирующий работу двигателя в случае, если за руль садится человек, выпивший даже самую малую толику спиртного. Аппарат содержит в себе химическую субстанцию, реагирующую на соприкосновение с малейшими дозами паров алкоголя и изменяющую под его влиянием свой состав, что, в свою очередь, оказывает воздействие на другую часть прибора — электронный преобразователь, монтируемый на двигателе вблизи системы зажигания. Как только «электронный нос» почувствует запах алкоголя, он выключает систему зажигания двигателя, причем для того, чтобы снова включить ее и завести двигатель, нужно сначала открыть шифрованный замок, т. е. проделать довольно сложные манипуляции в строгой последовательности, что не под силу пьяному человеку. Утверждают, что обоняние аппарата никогда его не обманывает. Бывали случаи, когда он не давал завести двигатель даже... своему изобретателю.СЛИШКОМ КРАСИВАКак сообщает газета «Юманите», муниципальный Совет одного из английских городов отказал в выдаче удостоверения на право вождения такси 23-летней гражданке Мэй Стэнтэн, мотивируя свой отказ тем, что претендентка... слишком красива. Незадолго до того Мэй Стэнтэн была участницей конкурса красоты в городе и заняла одно из призовых мест.„ЭКСТРА-КЛАСС" ПРОТЕСТУЕТ..,Решения, принимаемые Спортивной комиссией ФИА, нередко вызывают ожесточенные споры между заинтересованными фирмами , а также в среде гонщиков. Не успели еще улечься страсти по поводу решения ФИА о введении новой формулы 1с 1961 года (ряд английских иитальянских фирм, заинтересов анныхв сохранении 2,5-литровой формулы, требуют пересмотра решения ФИА и даже угрожают созданием еще одной «Федерации»), к ак поднялась новая буря, в ызванная решением Спортивной комиссии ФИА об обязательном устройстве ветровых стекол на спортивных и гоночных машинах. Более десяти известных гонщиков «экстра-класса», в том числе нынешний чемпион мира австралиец Джек Брэбхем, его предшественник — многократный чемпион мира Хуан Фанхио, чемпион Франции Морис Тринтиньян и другие направили в Спортивную комиссию ФИА обширное письмо, в котором опротестовывают ее предписание о козырьках. Гонщики пишут, в частности, об опасности, которая возникает, когда им приходится смотреть сквозь ветровое стекло, сильно загрязняемое маслом, пылью и мошкарой. В письме указывается, что гонщики возлагают всю ответственность за новое предписание на Спортивную комиссию.Редакционная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ (главный редактор), В. В. БОГАТОВ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам. главного редактора), М. И. КОЛПАКОВ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, В. Я. СЕЛИФОНОВ, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Оформление И. Л . М арголина . Сдано в набор 2.Ш.60 г. Г-64334. К орректор М. М. О стровская . Х удожественно - т ехническийредакторЛ . В. Терентьева. Р укописи не во" р ащаются . Подп. к печ. 27.IV.60 г. Цена 3 руб. Зак. 1546. Адрес редакции : М осква , И-92, С ретенка , 2 6 / 1 . Тел. К 5-52-24, К 4-60-02.Бум. 60х92'/„ 2,5 бум. л. — 4 печ. л. +вкладка. Тираж 300 000 экз.3-я типография Управления Военного издательстваМинистерства обороны Союза ССР.