22
23
ЧУДЕСНАЯП ражскиесвазармовцыуздания Большого театрав Москве. Фото А. М АРУСИНАи В. К УЦЕЛАПА . то из водителей не испытывает затруднений спускомипрогре ­ вом двигателя зимой , о собенно если автомобиль хранится на открытой площадке? Отрицательные последствия этого общеизвестны . О дна из причин затрудненного пуска двигателя при низкой температуреза ­ ключается втом , что нарядусколенча ­ тым валом приходится провертывать приводимые от его шкива валы ком ­ прессора, водяного насоса с вентилят ором , г енератора . И это в условиях, к огда приводные ремнитеряют эластичность, во всех трущихся деталях застывает смазка, а вкомпрессоре двигателя ЗИЛ - 1 20 , к роме того, застывает ско ­ пившийся конденсат, и вводяномна ­ сосе образуется ледовая пробка . К томужевращение водяного насоса только что пущенного двигателя со ­ здает принудительную циркуляцию воды в системе охлаждения , в результате искусственно замедляется достижение оптимального теплового режима ( 7 0 — 80°). П рогрев двигателя особенноза ­ тягивается, если в системе охлаждения отсутствует термостат. М еждутем водители часто снимают его, так какстре ­ мятся предупредить «размораживание» радиатора. А втором этой статьи совместно со старш иммеханикомЛ . А. Ю рьевымиэлектриком В. Б. Ш аблоновымпредло ­ ж ен эффективный способ облегчения пуска иускоренияпрогрева двигателя зимой . О н заключается вприменении приспособления, к отороепредназначено для отключениякомпрессора ( З ИЛ - 1 20 ) , водяного насоса с вентилятором игене ­ ратора впериод пуска ипрогрева двигателя. Приспособление состоит из дистанционной планки — г ребенки , ш арнирноукрепленной на (корпусе водяного на ­ соса ЗИЛ - 1 20 или на блсже цилиндров (для двигателей других моделей ) . Г ре ­ б енкаимеет зубчатые упоры, на один из которых опирается генератор . П риэтом ослабляются приводные ремни, вследствие чего отключаются все пере ­ численные выше механизмы . П риспо ­ собление может быть легко изготовлено из полосового железаи установлено на двигателях грузовых автомобилей ГАЗ , З ИЛи легковых автомобилях раз ­ ных моделей . Гребенка, п редназначенная для двигателей ЗИЛ , п оказана на рис. 1, Г АЗ * — на рис. 4, « М осквич » — на рис. 5. На двигателе ЗИЛ приспособление устанавливают следующим образом (рис. 2). О слабляютболт 6, к репящий верхний кронштейн генератора на крышке водяного насоса. З атемпере ­ м ещаюткронштейнв верхнее вертикальное положение , после чего затягивают болт наглухо. К кронштейнуприпомощи планки крепят двумя болтами гребенку3ипе ­ редвигают ее посредством рукоятки. Г ребенкуи планку соединяют шарнирноболтом ( с м . рис. 1). Остановка ипро * Эта конструкцияс измененными размерами может быть использована и на легковыхавтомобилях ГАЗ-69, «Победа» и «Волга».К„МАНЕТЫ" В МОСКВЕдоль асфальтовой ленты шоссе бег ут перелески ирощи , одетые молодой зеленью. Позади Варшава, Брест, Минск. И вот уже среди потока автомобилей едут по мосновсним улицам два нарядных мотороллера счешскими номерными знаками . Свазармовцы Милан Иозиф иГануш Голцер стартовали вПраге9 мая, когда чехословацкий народ торжественно отмечал 15-летие освобождения страны Советской Армией. Иозиф и Голцер — не обычные тури ­ сты. Они отправились в дальний пробег для того, чтобы передать советским досаафовцам ижителям Москвы поздравления от председателя ЦКСВАЗАРМге ­ нерал-лейтенанта Ч. Г рушкии приматора Праги А. Свободы. Погода не баловала путешественников. Более ста километров пришлось идти под сильным дождем, встречный ветер мешал движению, но, несмотря на это, к аждый день на спидометрах мотороллеров прибавлялось по 700 километров. На нонцертной эстраде чехословацкой выставки в Москве пражские свазармовцы торжественно вручили досаафовцам Москвы приветственное письмо. «Дорогие друзья, — говорится внем , — плодотворное сотрудничество нашей организации СВАЗАРМ с советским ДОСААФ дает хорошие результаты. Мы приложим все силы к тому, чтобы еще больше укрепитьбратский союз между советским и чехословацким народами в борьбе за прочный мир во всем мире». Поздравления пражских друзей были доставлены на новых 1чехословацких мотороллерах «Манет S " 0 o > > - Вместе с Иоэифом и Голцером в Москву прибыл один из конструкторов этой машины Павел Неноранец. Вот что он рассказал о своей машине . «Манет» создан работниками машиностроительного завода Поважска Быстрица в прошлом году. Но он уже завоевал большую популярность иуспешно конк урируетс известным «Чезет-175». Его преимущество — в комфортабельности, более удобной посадке водителя, а главное — в легкости («Манет» весит 100 кг , т. е. на 45 кг меньше, чем «Чезет»). Средняя скорость мотороллеров в пробеге Моснва — Прага составила 66 км/час, на отдельных же участнах она достигала 80 км/час. Подъемы, д аже зат яжные , «Манет» преодолевал на четвертой передаче. З а все время пути не обнаружилось ни одной неисправности, не было ни одной вынужденной остановки. У частник пробега инженер Милан Иозиф неоднократно стартовал в однодневных и трехдневных спортивных соревнованиях. Его мотороллер неизменно приходил кфинишу без штрафных очков, ни в чем не уступая мотоциклам. У частнини пробега и нонструктор считают, что в соревнованиях мотороллеров, которые будут проводиться по решениюФИМс 1961 года, ч ешские «Манеты» мог ут рассчитывать на успех.Вб уксовкаремней на шкиве водяного на ­ соса 2и на приводномшкивеколенча ­ т ого вала 1 ( с м . рис. 2 ) двигателя до ­ стигается эа счет торможения от ком ­ п рессора 7. П ри установке приспособления на дви ­ гатель ГАЗ (рис. 3) верхний кронштейнкреплениягенератора снимают, и на его местопомещаютгребенку 3. О дин ее конец крепят к блоку цилиндров двигателя шарнирноболтомсрезьбой , не доходящейдоголовки на 5мм ( с м . рис. 4). У гребенки имеется рычажок6 (см. рис. 3), к оторый насечкой прижи ­ мает приводной ременьк шкиву водяного насоса 2итемсамымзатормажи ­ вает еговращение . В конечном счете ремень провисает на шкивеколенчато ­ го вала 1. На другойсторонегребенок (для ЗИЛаиГАЗа ) к репятпружину4 ( с м . рис. 2 и3 ) . Второй конецееприсоединяюткбоковине капота, б лагодарячемуобе ­ спечивается постоянное натяжениегре ­ б енок вниз ификсация их на болту, установленном в верхней проушинеге ­ н ератора 5. Д ляшарнирной подвески генератора ослабляют болты егониж ­ н егокронштейнаификсируют их контр ­ гайками, а вверхнююпроушину ввертывают болт, и меющийрезьбу , н едохо ­ д ящуюдо головки на 5мм . П ередпуском двигателя водитель отж имаетгребенку за рукоятку вверх и затем перемещает генератор в сторону блока цилиндров. П риэтом полностью расслабляются вентиляторные ремнии отключаются компрессор ( З ИЛ ) , в одя ­ ной насос с вентилятором игенератор . П ущенный двигатель работает на малых оборотахв течение 3 — 5 минут (в зависимости от температуры воздуха иохлаждающейжидкости ) . З атем водитель снова поднимает гребенкуипере ­ м ещаетгенераторв сторону от блокадо нужного натяженияремня . Последний фиксируется положением зубца гребен ­ к и на болту, установленном в верхней проушине генератора. Наше приспособление всесторонне испытывал ось на автобазе зимой1959 — 1960 годов. Испытания и эксплуатация показаливысокуюего эффективность, о собеннокогдав сочетании снимпри ­ меняется либо маловязкоезимнеема ­ сло АКЗ - 6 , либо смесь масла АК - 1 0сверетенным2 или 3всоотношении 6:4. К акпоказали исследования, усилие, н еобходимое для провертывания колен ­ чатого вала двигателя ЗИЛ - 1 20 , после отключения приводных механизмовпритемпературе воздуха минус 20 — 2 5 ° сниж аетсявсреднем на 20 проц. Р езкосо ­ кращается время прогрева двигателя. П ритемпературе воздуха минус 20 ° оно уменьшаетсяв3 — 4 раза. Т акимоб ­ р азом , обеспечивается экономиятопли ­ ва. К роме того, за счет снижениякон ­ денсации топлива на стенках цилиндров уменьшаются пусковые износы двигателя иразжижениекартернойсмазки . Применение гребенки к тому же ускоряет нагрев воздуха вкабинешофера . На автобазе разработана схема ди ­ станционного управления гребенкой не-22 ГРЕБЕНКАРисунки И. Шапенкова.посредственно из кабины водителя при помощи троса (аналогично приводу жалюзи). Это еще более упрощает пользование приспособлением. Простота, надежность и эффективность усовершенствования позволяют рекомендовать его для широкого применения как работникам автохозяйств, так и автолюбителям. Автомобильным заводам следует, на наш взгляд, устанавливать подобные приспособления на все вновь выпускаемые автомобили. В. ПРИГОЖИЙ, главный инженер автобазы Советского района г. Москвы.Рис. 5