Серия шестая.ш шшНЕКОТОРЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ХОДОВОЙ ЧАСТИНе только мастера, но и спортсмены-разрядники учатся водить мотоцикл на заднем колесе. (рис. 3) как бы само поднимается вверх, и удержать его после приземления в этом положении не представляет особого труда. Следует только как можно дольше проехать на заднем колесе, ибо тогда исключается его пробуксовка и обеспечивается максимальная загрузка двигателя. Все это дает заметное преимущество по сравнению с обычной техникой езды. Гораздо более трудным приемом является «прыжок в спуск» и преодоление спуска на заднем колесе (рис. 4). Это очень эффективный способ, так как, используя его, не нужно гасить скорость. Замер времени показал, что на одном спуске гонщик выигрывает в среднем 1,5—2 секунды. Чтобы освоить такой прыжок, мы длительно тренировались на пологом затяжном спуске, имевшем площадку Установка заднего колеса. Что может быть неприятней для неискушенного мотоциклиста, чем прокол шины в дороге? Приходится снимать колесо, демонтировать покрышку, менять или заклеивать камеру. Мало того, нужно еще уметь правильно установить колесо подля разгона. Научившись своевременно сле ремонта. Неточность или ошибка вырывать машину, ехать по спуску на при монтаже заднего колеса может призаднем колесе и правильно «приземвести к тому, что в пути соскочит цепь ляться», мы перешли на более крутой и «заклинит» колесо. холм, где горизонтальная площадка Регулируют положение колеса перемерезко переходила в спуск, а через нещением его оси. которое время — на участок с максиЕсли при возобновлении движения мальной крутизной. И только после этоцепь будет соскакивать, следует на него начали отрабатывать «прыжок в большой скорости добраться до гаража спуск», требующий отличного владения и там проверить правильность положения мотоциклом. Трудность его заключается колеса. в том, чтобы вырвать машину на самом Для контроля берут тонкую веревочкраю спуска и приземляться после ку (нитку) и прикладывают к торцевым прыжка на заднее колесо, не потеряв поверхностям звездочек коробки переустойчивости. дач и заднего колеса, как это показано Владея всеми этими приемами, можна схеме А. Затем с помощью регулино, сохраняя высокую скорость, легко ровочных винтов добиваются параллельпреодолевать на заднем колесе и ямы, ности в расположении обеих звездочек и канавы, а также такие кроссовые пре(схема Б ) . пятствия, как трех- и пятиметровые Если при проверке окажется, что звекрутые ступеньки-террасы (рис. 5). здочки не строго совмещены (схема В), то правильного положения заднего * колеса можно будет достичь, только поКакие же основные выводы можно ставив новые дистанционные шайбы. сделать из нашего опыта освоения техники прохождения кроссовых трасс? Первое. Езда на заднем колесе повы"fcfcr'" шает устойчивость мотоцикла при преодолении препятствий и позволяет проШИДДДГ" ходить их на более высокой скорости без всякого риска. 1 "ТГ1ПГИПТ~ Второе. Отечественные мотоциклы при сравнительно небольшой переделке, не затрагивающей раму, позволяют По окончании работ, связанных с моновладеть рациональными приемами тажом заднего колеса, следует обязавождения мотоцикла. тельно проверить правильность регулиСледует отметить, что серьезным торровки заднего тормоза. Напомним, что мозом в овладении современной технисвободный ход тормозной педали должен кой езды являются трассы наших кросбыть не менее 10—15 мм, иначе тормозсов. Они выбираются без учета тех эленые колодки будут затянуты, а это поментов, где гонщики могут применять влечет за собой их ускоренный износ и весь арсенал сложных технических приеувеличение расхода топлива. мов. Стук в вилке. Эта неисправность обнаТрассы должны быть до предела наруживается при пользовании передним сыщены резкими подъемами и спусками, тормозом. Известно несколько причин естественными трамплинами, террасами, такого явления. Основные из них — одним словом, рельеф их должен стиослабление гайки крепления рулевой комулировать развитие современной техлонки и недостаток масла в вилке (или ники езды. неправильный подбор его). Ю. ТРОФИМЕЦ, В первом случае необходимо незамедмастер спорта. лительно подтянуть гайку, иначе будут г. Львов. разбиты подшипники и деформировано Фото автора. гнездо, установленное в раме. Во втором случае обычно продолжают путь и устраняют неисправность в гараже. Так как нельзя определить сколько жидкости имеется в вилке, нужно отвернуть спускные пробки и выпустить ее. Рис. 5. Кроссовую «террасу» проходит мастер спорта И. Григорьев. Масло заливают в каждую трубу вилки: для К-58. К-55, К-175 летом 100 г АК-Ю. а зимой — смесь из 90 г АК-б и 10 г керосина; для ИЖ-56 летом по 160 см* трансформаторного и турбинного масла в равных долях, зимой — веретенное.wРис. 4. Преодоление спуска на высокой скорости с применением нового приема вождения мотоцикла.