19
20
21
70 проц. спирта, 25 - касторового масла и5 - - ацетона. Если запуск двигателя затруднен, то за счет уменьшения количества спирта следует добавить 5—10 проц. бензола. Можно также применять смесь, в которую входят 55 проц. метилового спирта, 25 — касторового масла и 20 — нитрометана. При повышенной влажности воздуха соотношение компонентов, входящих в смесь, следует изменить: метилового спирта — 30 проц., касторового масла — 25, нитрометана — 35 и нитробензола 10 проц. Предлагаемые топливные смеси успешно применялись ведущими автомоделистами страны на ряде крупных соревнований. Г. КЛИЕНТОВСКИЙ, судья республиканской категории по автомодельному спорту.плплНАСТАВНИК МОЛОДЕЖИК урсанты Хасавюртовского АМК вниI мательно слушали рассказ своего инструктора Георгия ПрокофьевичаВ кабине «Харьковчанки»,В конце 1958 года на смену Третьей советской антарктической экспедиции на берег шестого континента высадилась четвертая группа полярников. В ее задачи входило продолжение ранее начатых работ, но по более широкой программе, и осуществление трансконтинентального похода по маршруту Мирный — Комсомольская — Южный географический полюс — Восток. В пути намечалось систематически вести сейсмо-гляциологические исследования и, в частности, определить мощность ледяного покрова. Ниже мы помещаем рассказ участника двух антарктических экспедиций А. Бородачева о работе водителей в условиях Антарктиды.Швеца. — В 1916 году восемнадцатилетним пареньком нанялся я рабочим к инженеру Супрунову, который в Ростове содержал школу шоферов. В поте лица ПОХОД НАЧАЛСЯ выполнял все тяжелые работы в доме Для передвижения в условиях низких хозяина, чтобы мне разрешили посетемператур, большой разряженности щать занятия. Так я стал водителем, — воздуха и сыпучих снегов наша экспедиговорит Георгий Прокофьевич. ция получила первоклассные тягачи — Швецу 62 года, он получает пенсию, «Харьковчанка». Это — тридцатичетыживет в достатке, но из-за любви к своей рехтонная машина длиной девять, а шипрофессии и поныне не оставляет рариной — более четырех метров. Благоботу. даря широким гусеницам (один метр) За годы труда водитель перевез тысятягач обладает высокой проходимостью. чи пассажиров, тысячи тонн груза. ПосПозаботились конструкторы об удобстледние 10 лет работает Георгий Проковах водителей и научных работников. В фьевич инструктором Хасавюртовского машине, оборудованной новейшим раавтомотоклуба. Он уже обучил вождедионавигационным снаряжением, вонию около двух тысяч человек. семь мягких спальных мест, электричеНедавно, в клубе состоялся очередной ский камбуз, туалет с горячей и холодвыпуск. Все курсанты сдали экзамены со ной водой, воздушное отопление, каюсредним баллом 4,9, В этом большая за- 1 та штурмана-радиста и сушильное по5 слуга ветерана — шофера Георгия Промещение. У водителя есть своя рация. кофьевича Швеца. Одним словом, «Харьковчанка» — это м. ВОЛОВИК. целая научная лаборатория, на которой г. Хасавюрт, можно совершать большие переходы в Дагестанская АССР. самых сложных условиях.Водителями трех вездеходов, участвовавших в походе, были опытные люди: инженер-механик Михаил Кулешов, механик Виктор Цветков — участвовали в создании станций Восток-1, Восток и Комсомольская. Инженер-механик Николай Серокуров и механики Валентин Ачимбетов, Михаил Петров и Борис Шафарук много готовились к походу, принимали участие в изготовлении и испытаниях «Харьковчанки». Из Мирного мы взяли курс на станцию Комсомольская. Погода недолго благоприятствовала походу. Уже в 12 километрах от поселка видимость резко ухудшилась, поднялась метель. Неожиданно остановилась одна из машин — впереди огромная трещина; обвалился в пропасть снежный пласт, по которому только что прошел первый вездеход. Разделенный трещиной, края которой уходили далеко в темноту, на две части, поезд прекратил движение. Необходимо было передать продукты на головную машину. Обходить трещину опас-19 Поселок Мирный.но — в темноте можно попасть в другую. Пробовали перебросить веревку на противоположную сторону, но она не долетала. KaiK быть? Обвязанный веревкой Николай Серокуров осторожно, шаг за шагом прощупывая каждый метр снега палкой, приблизился к краю обрыва. После нескольких попыток Николаю удалось перекинуть веревку. Ее натянули и, как по подвесной дороге, продовольствие стало поступать в головную «Харьковчанку». На следующее утро погода улучшилась, и мы снова двинулись в путь. Весь путь до станции Комсомольская машины преодолевали большие снежные заструги высотой до полутора метров. «Харьковчанки» то взбирались на них, то ныряли в ложбины между ними. 28 февраля мы благополучно прибыли на станцию Комсомольская. Несмотря на сложный рельеф и низкую температуру воздуха — минус 58°, участок в 870 километров был преодолен за шестнадцать дней. Через трое суток, законсервировав машины, мы вылетели в Мирный. В ПУРГУ И МЕТЕЛИ В мае приступили к подготовке вспомогательного поезда. Он должен был доставить для будущей смены зимовщиков на станцию Восток топливо, продовольствие и другое необходимое снаряжение. Нам предстоит идти на пяти тягачах, но три из них прошли уже около семи тысяч километров. Пришлось взяться за инструмент. Работали бригадами по двое-трое. Доставалось крепко : мешал сильный мороз, метели, снежные заносы. В это время мне поручили вывезти груз из Мирного на одном тракторе. Погрузили ящики. Три-четыре километра обошлись без приключений. Но неожиданно поднялась метель, ухудшилась видимость, к тому же начало темнеть.Вдруг тягач накренился... удар! Это мы на ходу проскочили трещину. Еще несколько сот метров пути и — снова трещина. Машина попала в ледяной плен. Пришлось оставить ее и возвращаться пешком в лагерь. Когда погода улучшилась, подошедший тягач с труд ом вытащил из трещины попавшего в беду собрата. Двадцать седьмого сентября вспомогательный поезд-тягач с семью санямиприцепами тронулся с обсерватории Мирный. Благополучно миновав зону трещин, вышли на ледяной простор материка. Ночь. Видимость — не более пяти-десяти метров. Водители внимательно следят за ориентировочными огнями соседей... Красная ракета? Что-то случилось... Николай Серокуров сообщает об этом водителю головного тягача. Останавливаемся. У последней машины сломалось водило (приспособление, с помощью которого сани сцепляются с тягачом). От сильного мороза слезятся глаза. Веки смыкаются. Их приходится разлеплять руками. Тяжело дышать. Каждый старается помочь товарищу, чтобы быстрее выполнить работу. Освещаем место поломки карманными фонариками. Ритмично раздаются удары кувалды. Бьем по очереди. Для того чтобы предупредить обморожение, следим друг за другом . Но все же обморожений не удалось избежать. ...Надолго останется в памяти эта ночь. Снова в путь. Идем гуськом. Через каждые сто-двести метров выхожу из кабины, чтобы разглядеть след головной машины. Вдруг вижу тягач Николая Серокурова, зарывшийся в снег: лопнула гусеница. Тяжело вдвоем тянуть пятитонную громадину, однако другого выхода нет. Чтобы согреться, пытаемся закурить. Но папиросы примерзают к губам. Дело подвигается медленно. Заметив, что мы отстали, к нам вернулся Борис Шафарук. Мы повеселели — стало большеТягач втрещине материкового льда.20 людей и есть где погреться... Только спустя четыре часа с большим трудом мы восстановили гусеницу. Ни пурга, ни метели, ни пятидесятиградусные морозы не смогли остановить водителей. Участок Мирный — Комсомольская они преодолели за 21 сутки. В ЗОНЕ СЫПУЧИХ СНЕГОВ Мы стремились, чтобы ни один день, проведенный в Антарктиде, не пропадал даром. Поэтому на станции Комсомольская водители сразу же по прибытии начали готовить к новому походу «Харьковчанок». Много труда ушло, чтобы освободить их корпуса от снега. Сильные морозы, достигавшие иногда 60°, основательно мешали работать. С большим трудом удалось запустить одну из машин, а с ее помощью — и остальные. После стали ежедневно выделять дежурного, который через каждые три часа прогревал все тягачи. Много хлопот доставила и подготовка грузов. Особенно медленно шла перекачка топлива из бочек в цистерну. От мороза лопались резиновые шланги, выходили из строя насосы. В напряженной работе встретили мы и годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Эта знаменательная дата совпала с нашим выходом со станции Восток. После каждых 10—12 часов пути — стоянка. Устраняем неисправности, заправляемся топливом, едим, слушаем по радио нашу родную Москву. На одной из таких остановок радист А. Максимов принес телеграммы с Большой земли. Каждый читает их вслух. Промежуток Комсомольская — Восток оказался исключительно тяжелым. Низкие температуры, сыпучий снег сильно мешали нашему продвижению вперед. Скорость не превышала одного километра в час. Во время различных ремонтов, чтобы не простудить легкие, согреваемся своим дыханием — пряча лицо в расстегнутую куртку. В эти трудные минуты нас выручала только взаимная поддержка и помощь. Мне не помнится ни одного случая, когда бы кто-нибудь отказался помочь товарищу. Не успели выйти с очередной стоянки,как на моей машине разорвался трак. На замыкающем тягаче шел Михаил Кулешов. Я считал, что он заметит мою остановку. Каково же было огорчение, когда его машина прошла в стороне, метрах в пятистах. Оставаться одному нельзя — замерзнешь. Бегу за тягачом Кулешова. Каждые сто метров отдыхаю. От недостатка кислорода и сильного мороза внутри жжет. Но все жея догнал задние сани. Затем перескочил на передние ис ходу — в кабину. Экипаж был очень удивлен. Оказалось, что все смотровое окно водителя замерзло и сквозь узкую оставшуюся щель Кулешов не мог меня заметить. Был и такой случай. На машине № 23 вышла из строя семидесятикилограммовая коробка передач. Надо менять — другого выхода нет. Помогло предложение Николая Серокурова. На крышу тягача мы затащили пустые бочки. Поставив их в два яруса — одну на другую, положили деревянный брус. С помощью талей и этого приспособления через люк в крыше коробка была заменена. 29 ноября все невзгоды остались позади. Мы пришли на станцию Восток. О трудностях этого перехода говорят цифры. Если расстояние 870 км от Мирного до Комсомольской мы преодолели за 21 сутки, то путь всего в 540 км по маршруту Комсомольская — Восток занял на двое суток больше. К ЮЖНОМУ ПОЛЮСУ Восьмого декабря 1959 года две «Харьковчанки» и один тягач покидают станцию Восток, взяв курс на Южный Полюс. Возглавляет этот поход начальник экспедиции А. Г. Дралкин. У всех одно желание: как можно быстрее прийти к намеченной цели. Двигаемся со скоростью от 80 до 100 км в сутки. Но и здесь не обошлось без неприятностей. На машине Виктора Цветкова вышли из строя шайбы главного фрикциона. По заводской инструкции их замена выполняется с предварительным съемом радиатора, балки и коробки передач, с общей затратой времени 30 — 36 часов. Виктор при тридцатиградусном морозе сумел выполнить эту работу за шесть часов. Ему помог накопленный опыт. Еще в годы Великой Отечественной войны под огнем противника Цветков не раз ремонтировал автомобили. После демобилизации он работал регулировщиком двигателей на одной из московских автобаз. По мере продвижения в глубь Антарктиды рельеф местности резко менялся. Поезд двигался то по равнине или плавному спуску, то, замедляя ход, взбирался на подъем. Рыхлый, сыпучий снег сменяли сплошные заструги. Двадцать шестого декабря в 12 часов 15 минут по московскому времени мы достигли Южного Полюса. Здесь расположена американская станция Амундсен-Скотт. Полярники США сердечно встретили нас. Они старались сделать все, чтобы мы чувствовали себя, как на своей станции. Американцы знакомили нас с научными лабораториями, аппаратурой. Под троекратный салют был поднят на одной из мачт Государственный флаг Советского Союза. Затем мы совершили «кругосветное путешествие», объехав за 15 минут на машинах точку Южного Полюса. Три дня мы пробыли среди американских коллег. Объяснялись больше знаками и все-таки ухитрялись рассказывать о себе, о семьях, о Москве. Они приветствовали заключение договора о мирном использовании Антарктики. Познакомились мы ис их транспортом. Это 50- и 60-тонные тракторы. Кабина холодная, никакого научного оборудования. Когда мы сказали, что наши машины могут развивать скорость до 35 километров в час, американцы вначале не поверили. Тогда мы пригласили их сесть за рычаги управления и самим убедиться в этом. 29 декабря мы покинули гостеприимных хозяев, и 8 января 1960 года вернулись на советскую станцию Восток. Почти четырехмесячный по<од окончен. Благодаря спаянному коллективу мы успешно выполнили все поставленные перед нами задачи. Инж. А. БОРОДДЧЕВ. механик-водитель, участник 2-й и 4-й антарктических экспедиций. Фото автора.КурсЮжный полюс!