ВЫНУЖДЕННОЕРАССТАВАНИЕАлбании нам пришлось выдержать серьезные испытания. Неожиданно заболел Зикмунд. И вот красный автомобиль одиноко стоит перед отелем в Дурресе, где остались Зикмунд и Вит. На голубом автомобиле в это время Ганзелка и Халупа пробирались козьими тропами по северной Албании. И вдруг в отеле раздается знакомый голос, и на пороге появляется посмуглевший, обветренный в горах Ганзелка. — А где же Халупа? Ганзелка рассказал. На пятый день пути в Альпах, не доезжая 20 км до Фу ша Аррезит, вдруг что-то начало стучать в задней части шасси. Кузов автомобиля резко осел. Осмотр показал, что износились болты задней торсионной подвески. Д о Дурреса оставалось 300 км . Пришлось укрепить торсион срубленной дубовой палкой. Ценный опыт! Автомобиль продолжает ехать. Движемся медленно, объезжая каждую неровность дороги. За километр до местечка Клос вышли из строя остальные болты торсиона, и кузов автомобиля как бы опустился в кресло. Как назло, возникло биение передних колес, что увеличило опасность движения. Дальше ехать нельзя. Ганзелка вместе с нашим албанским переводчиком сели на попутный автомобиль и направились в Дуррес за помощью. Халупа остался один ночевать на шоссе. — Нужно тотчас же вынуть из прицепа рычаг торсионной подвески и запасные болты и отвезти их, — настаивал Ганзелка. Но албанского шофера сильно утомила езда по плохим дорогам. Он не решился отправиться ночью в обратный путь. Техническая помощь отправилась к месту происшествия лишь утром.ВТеперь не понадобится перед сном передвигать с места на место тяжелые предметы. Но мы убеждены, что причина повреждения подвески не в перегрузке. В голубом прицепе сосредоточиваем все лагерное и кухонное оборудование, запасы воды, спирта и бензина для приготовления пищи, дезинфекционные материалы. Прочие вещи — книги, запасные части и аптеку — размещаем в красном прицепе. Вечером сидим над картой и книгами. Уточняем маршрут. Мы не хотим избегать самых трудных участков. Не будем жалеть ни себя, ни автомобили.бельную песню. На следующий день мы были свидетелями того, как советские нефтяники гасили пламя. Все восхищались бакинскими рабочими, которые с опасностью для жизни здесь, в Албании, боролись за сохранение богатств земли.АСФАЛЬТ В МОРЕПосле жаркого пламени, пыли, грязи направляемся во Влоре. Прекрасный пляж с душами, отличный отель «Албтурист», всюду удивительные цветы. Моемся под душем, и затем купаемся в море. На песчаном пляже тут и там разбросаны черные камешки. Наши ступни от прикосновения с ними становятся черными, как уголь. Ни водой, ни песком их не отмыть. Вскоре мы узнали, что черные камешки — асфальт, природное богатство страны. Албанский асфальт один из лучших в мире. Албанские асфальтированные дороги и наши неотмывающиеся руки и йоги убедительно говорят об этом. Отмываемся бензином, потом снова купаемся, но уже осторожно обходим черные камешки.ДОРОГА ВЕДЕТ НА ЮГНезадолго перед отъездом заканчиваем подготовку автомобилей и прицепов. На обоих прицепах лопнули листы рессор. Потребовалось заменить их. У Халупы опять работы хоть отбазляй. Прекрасное асфальтированное шоссе ведет нас вперед по равнине. Конечная цель — город Берат, лежащий в нижнем течении реки Оссуми. Но вот кончается равнина, и подъезжаем к местам, где река пробирается между скал и холмов. Внезапно появляется Берат. Город очаровывает своей красотой. Домики, кажется, чудом .прилепились к отвесной скале. Под горой лежит новый город — оживленный областной центр. Все вокруг кажется волшебной декорацией из «Тысячи и одной ночи». Красота Берата задержала нас на два дня.ЛОГ АРА — ТРУДНЫЙ ЭКЗАМЕН ДЛЯ ШОФЕРАНОВОЕ ОБЛЕГЧЕНИЕ «ТАТРАМ»Мы снова все вместе. Живем на пляже, ночуем в своих автомобилях. Готовимся к поездке по южной Албании. Зикмунд уже в таком состоянии, что мо ­ жет отправиться в путь. Повреждение болтов торсионной подвески дает повод 'предполагать, что эти детали не были своевременно испытаны на прочность. Заказываем новые рычаги и болты. Перед отъездом сделаем замену. Вновь пришлось подумать о весе автомобилей и их содержимом. Для отправки на родину приготовили 5 контейнеров и2 больших ящика. Это значительное облегчение машинам. В автомобилях увеличилась полезная площадь. Продолжение. См. «За рулем» Mi 1. 2 и4 за 1960 год.Горы подходят вплотную к морю и поднимаются на 2400 м. Дорога идет дальше на юг, к Оаранде. Перевал Ло гарз расположен на высоте 1055 м. Подъем достигает более 10 проц. Д о ­ рога узкая, пыльная, с выбитым покрытием. Она скорее пригодна для «оз и ослов, чем для автомобилей. Ее изгибы К ГОРЯЩЕМУ ПЛАМЕНИ просто невероятны. Автомобили едва вписываются в поворот. Из Берата едем к Фьеру. Ночью на десятки километров видно пламя. ДаПосле первых двух километров полнолеко вокруг разносится грохот. Это го ­ стью открываем шторку радиатора. Двирит нефть. Дорога очень трудная. Ил, гатели работают на всю мощность. Двиперемешанный с нефтью, превратил ее жемся на III и даже на II передачах. местами в настоящее болото. Чем блиТрудная дорога снова пагубно отраже подъезжаем к пламени, тем сильнее жается на торсионах и их креплении. становится грохот. Звенит в ушах. ТепА кругом скалы, каменистая почва, поло чувствуется на расстоянии 500 м от росшая можжевельником, цветами. пламени. Здесь произошло самовосИскрятся горные ручьи. пламенение выходящих под огромным Медленно, со скоростью 6—8 км/час давлением на поверхность земли гаавтомобили продвигаются вверх. За рузов и нефти. лем сидят не новички. Однако иу них Автомобили находятся на заболоченкровь стынет в жилах. Не случайно авной дороге в 300 м от факела. Машитомобилисты избегают перевал Логар. ны начинают нагреваться, а нам нужно Наконец остановка на перевале. Никто подъехать еще ближе, туда, где люди не обменивается впечатлениями, руки ходят в защитных костюмах. у всех слегка дрожат. Автомобили приблизились к пламени На следующий день чувствуем, что на расстояние 150 м. Чтобы не оглохруль повертывается с трудом. Сказываетнуть, закладываем уши ватой. Жара зася усталость. А трудности только начиставляет ежеминутно менять положение. наются. Подъем был тяжелым, но спуск Боимся за автомобили: как бы не перееще сложнее. На самых трудных учаменился ветер и пламя не коснулось их. стках включаем II передачу. От продолКинокамеры раскалились, закрываем жительности торможения тормоза наобъективы и кассеты с пленками. греваются и теряют эффективность. Приходится останавливаться, чтобы дать им После полуночи въезжаем на небольостыть. шой холм. Тут прохладнее. Колеса автомобилей стоят на иссушенной, лишенА место так красиво! Недаром его наной растительности почве. Ш ум бушуюзывают албанской Ривьерой. щего всю ночь пламени поет нам колы(Продолжение следует)30