28
29
rfawtrt*****ж нВЕНТИЛЯТОР С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМСЦЕПЛЕНИЕМОдной из английских фирм выпущены новые вентиляторы, снабженные электромагнитным сцеплением с металлическим порошком. Сцепление состоит из статора, имеющего форму кольца, П-образного поперечного сечения, в котором помещается обмотка возбуждения; ротора со шкивом В соответствии с новыми указаниями НОВАЯ МОДЕЛЬ привода вентилятора и ведомого элеФИА рама автомобиля несколько расширена, а база колес увеличена с 2100 мента с лопастями. СПОРТИВНОГО АВТОМОБИЛЯ до 2200 мм. Сухой его вес в связи с этим Между ротором и ведомым элементом «ПОРШЕ» немного увеличился (550 кг). в двух небольших радиальныхзазорах Фирма «Порше» выпустила к спортивс лабиринтным уплотнением находится На спортивный автомобиль «Порше ному сезону 1960 года новую серию железный порошок. RS-60» могут устанавливаться четырехспортивных автомобилей. Они продаютКогда через обмотку возбуждения процилиндровые двигатели двух типов. ся только «особенно высококвалифициходит ток, под воздействием магнита жеОдин из них с рабочим объемом цилин3 рованным спортсменам-водителям» по лезные частицы соединяются между содров до 1500 см (мощностью 150 л. с ) , указанию главы фирмы конструктора бой, в результате чего ротор блокируетдругой — до 1600 см 3 (мощностью 160 л. с ) . Порше. ся с ведомым элементом, и лопасти В двигателе, имеющем четыре распредевентилятора начинают вращаться. Как известно, в последние годы на лительных вала, изменения коснулись автомобилях «Порше» модели 718 было Включение и выключение тока произлишь коленчатого вала, который значивыиграно много соревнований и. в чательно усилен. Основная модель выпу3 водится автоматически в зависимости от стности,3 первенство мира в классе до температуры воды в системе охлаждескается с рабочим объемом 1585 см 1600 см . Поэтому модель 718 была взяния двигателя — с помощью термоста(диаметр цилиндра 87,5 мм, ход поршня та за основу при создании автомобилей та, расположенного в нижней части ра66 м). Полуторалитровая модель (рабо3 1960 года. диатора. чий объем 1498 см ) отличается от нее Новая модель «Порше RS-60» имеет влишь диаметром цилиндра (85 мм). соответствии с последними предписанияДлина автомобиля «Порше RS"60» — ми ФИА багажник в задней части кузо3700 мм, ш ирина — 1510 мм, высота ва (размещенный над коробкой пере(вместе с ветровым стеклом) — 980 мм. дач) и ветровое окно высотой 25 см, выКолесная база равна 2200 мм, колея пеполненное не из плексигласа, к ак обычредних колес — 1290 мм. задних — но, а из многослойного стекла. 1250 мм. Дорожный просвет — 150 мм. Для этого автомобиля характеренряд Диаметр тормозных барабанов составтехнических усовершенствований. В пеляет 280 мм, а рабочая площадь торморедней подвеске, например, усилены прозов передних колес — 558 см2 и задних — дольные направляющие рычаги, которые 732 см2. Шины на передних колесах — являются несущими. Они работают сов5,50—15, задних — 6,00 — 15. местно с двумя сквозными четырехканНа автомобиле устанавливается топтовыми скручивающимися стержнями, ливный бак емкостью 80 либак емсостоящими из отдельных листов. Задкостью 8л для запасного масла. няя подвеска выполнена с двумя шарСпортивный автомобиль «Порше» с нирами и косо установленными двойныдвигателем второго типа (рабочим ми треугольниками и винтовыми рессообъемом до 1600 см 3 ) р азвивает максирами вместо обычной для автомобилей мальную скорость 250 км/час. данной марки торсионной подвески. (ОтКонструктивные изменения в спортивход Порше от торсионной подвески, коной модели весьма показательны в том торую именно он впервые применил в смысле, что дают представление ио автомобильной технике при создании гоночной модели автомобиля «Порше» автомобиля «Фольксваген», весьма примечателен. Ред.). Как передняя, т акиI формулы для 1961 года. Специалисты считают, что машина будет иметь такую задняя подвески имеют телескопические же подвеску и еще более форсированный 3 амортизаторы двойного действия. двигатель с рабочим объемом 1500 см . 1 — ротор, 2 — водяной насос, 3 — статор, 4 — обмотка возбуждения, 5 — лабиринтное уплотнение, 6 — место присоединения лопастей, 7 — ведомый элемент, 8 — прокладка из немагнитного материала, 9 — шкив.МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ «ТРАБАНТ»Недавно легковой автомобиль «Трабант («Спутник»), изготовляемый автомобильным заводом Цвиккау (ГДР), б ыл подвергнут модернизации. Она вызвана подготовкой производства к выпуску автомобиля с кузовом типа «универсал» (до сих пор изготовлялись только лимузины в стандартном и специальном исполнении). «Трабант» с комбинированным кузовом демонстрировался на весенней Лейпцигской ярмарке 1960 года и привлек всеобщее внимание. Передняя его часть такая же, к аку лимузина. В задней же части значительно удлинены боковые стекла и крыша, а также встроена дверца с большим панорамным стеклом. Запасное колесо и инструмент размещаются в специально предусмотренном для них отсеке кузова, находящемся под полом. При откидывании вперед заднего сиденья в кузове можно поместить свыше 210 кг груза (помимо двух пассажиров на передних сиденьях). Если пасса-ж иры занимают все 4 места, то багаж может составлять 80 кг. На автомобидр vc-.танавливается модернизированный двухцилиндровый двухтактный двигатель с рабочим объемом 500 см 3 . Охлаждение — воздушное. Цилиндры изготовляются из специального сплава, допускающего большие термические нагрузки. Головка цилиндров выполнена из алюминиевого. сплава, а камеры сгорания получили ^более совершенную форму, благодаря чему удалось увеличить степень сжатия до 7 : 1 . В конструкцию двигателя внесены и другие изменения. В частности, введены ребра, благодаря чему повышена жесткость картера кривошипного механизма; установлен горизонтальный карбюратор, что позволило улучшить подвод горючей смеси к цилиндрам; значительно снижен шум впуска и выпуска отработавших газов. В результате модернизации мощность двигателя возросла более чем на 2 л. с. Таким образом, сейчас она превышает 20 л. с , что для данного рабочего- объема следует признать вполне удовлетворительным. Передача усилия от двигателя на передние колеса осуществляется через сухое однодисковое сцепление и четырехступенчатую коробку передач, имеющую блокируемый свободный ход. Передаточное число главной передачи уменьшено до 4,93. Оно соответствует повысившейся нагрузке, но тем не менее дает возможность развивать максимальную скорость до 90 км/час. Для автомобиля запроектирована новая отопительная установка. Ряд мелких усовершенствований предусмотрен во внутренней отделке кузова. В 1960 году автомобильный завод Цвиккау выпустит 35 тысяч автомобилей «Трабант».ОДНОКОЛЕСНЫЙ ПРИЦЕПВо Франции появились одноколесные прицепы к легковым малолитражным автомобилям, получившие название «пятое колесо». Грузоподъемность такого прицепа достигает 100 кг при собственном весе 20 кг. Шасси и платформа размером 0,7 X 1,0 м изготовлены из дюралюминиевых труб. Платформа имеет складывающиеся борта. Шина колеса размером 3,5—8. Такие прицепы выпускаются нескольких типов: стандартный (см. фото), туристический (с мягким верхом), большого туризма (в виде фургона) и кемпинговый (в виде фургона, в котором помещены все необходимые принадлежности для путешествия). Этот прицеп не «виляет» и не «дергает» при движении, т аккак жестко крепится к кронштейнам.28 ИСПЫТАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ С РОТАТИВНО-ПОРШНЕВЫМ ДВИГАТЕЛЕМЗападно-германская фирма НСУ опубликовала первые результаты эксплуатационных испытаний ротативно-поршневого двигателя Ванкеля (см. «За рулем». № 2. 1960 год) на шасси автомобиля. Один легковой автомобиль НСУ модель «Принц» прошел с двигателем Ванкеля (вместо устанавливаемого обычно стандартного поршневого двигателя с рабочим объемом цилиндров 600 смЗ) более 25 000 км, а другой 14 000 км. На обоих автомобилях получены, как утверждается в актах специальной испытательной комиссии, «весьма обнадеживающие результаты». Оба двигателя, установленные вместо стандартных поршневых, даже на нынешнем этапе своего технического развития значительно улучшили динамические и экономические качества автомобилей НСУ — «Принц». В самих автомобилях потребовалось произвести немного переделок: в крышке капота (на автомобилях НСУ принято заднее .расположение двигателя) и в задних крыльях сделаны прорези. С первого взгляда самый двигатель Ванкеля не сразу заметен под капотом. поскольку он значительно меньше по габаритам. чем, например, воздушный фильтр, стартер, водяная помпа, картер сцепления и т. д. (Диаметр картера двигателя равен 240 мм, ширина двигателя — 170 мм). Ротативно-поршневой двигатель с рабочим объемом камеры сгорания 250 смЗ развивает на испытательном стенде мощность 40 л. с. при 11 000 об/мин. Чтобы облегчить сочетание работы двигателя со стандартным сцеплением, стартером. водяной помпой и другими узлами и агрегатами, число оборотов двигателя при перестановке его на шасси автомобиля «Принц» было ограничено до 8000 об/мнн. В систему был подключен масляный радиатор (снятый с автомобиля «Фольксваген»); охлаждение картера двигателя водяное, а сам ротативный поршень (ротор) охлаждается смазочным маслом, протекающим через приводной вал. Во время испытаний двигатели обеих машин заводились с полоборота в любую погоду: на малых оборотах они работают совершенно бесшумно. Развивать мощность. которую могли замерить испытатели, двигатель начинает при 2000 об/мин, но число оборотов очень быстро, при небольшом нажатии педали акселератора, доходит до 7000. На высоких оборотах двигатель тоже работал почти бесшумно. однако выхлопная труба накалялась до красна, так как температура выпускных газов достигала 750—800° С. Испытания показали высокую приемистость автомобиля; уже при самом малом нажатии на педаль газа автомобиль немедленно начинает приобретать ускорение, при отжатии педали двигатель столь же быстро переходит на роль тормоза. Испытывавшиеся автомобили НСУ — «Принц» развивали максимальную скорость 112 км/час, что следует признать весьма высоким результатом для четырехместного автомобиля с рабочим объемом двигателя 250 смЗ. Максимальный крутящий момент (4,15 кгм) зафиксирован при 5500 об/мин. Это свидетельствует О недостаточной эластичности работы двигателя и необходимости применять при его использовании на автомобиле более многоступенчатые коробки передач. Расход топлива на обоих автомобилях. оборудованных ротативно-поршневыми двигателями Ванкеля, составил при скорости 50 км/час всего 4,6 л на 100 км пробега. При увеличении скорости расход возрастает до 6,25 л/100 км (при 80 км/час) и даже 7,75 л/100 км (при 100 км/час). Ведутся работы по проектированию воздушного охлаждения на двигателе Ванкеля, что откроет широкие перспективы применения таких двигателей на мотоциклах и мотороллерах.ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ ИНДИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВАВ Индии, где до сих пор лишь производилась сборка автомобилей по иностранным лицензиям, предпринята первая попытка организовать отечественное автомобильное производство. Фирма «Индустан Эркрафт» в Бангалоре разработала конструкцию «народного лимузина» и выпустила первую опытную серию этих автомобилей. В настоящее время создается база, которая позволит расширить их производство.ЗяИЗДКИИИНЦВЕиНОВЫЕ СПОСОБЫ ТОРМОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙВ Англии ив США почти одновременно запатентованы новые конструкции гидродинамических тормозов, обеспечивающих длительное торможение автомобиля без обычно сопутствующих этому явлений перегрева рабочих поверхностей и барабанов. Собственно, речь идет не об основных тормозах, а о своего рода гидравлических компенсаторах, работающих по принципу трансформации механической энергии в тепловую, причем выделяющееся тепло отводится в систему охлаждения двигателя (а частично в окружающий воздух). Это позволяет, во-первых, значительно уменьшить габариты основных тормозов, а во-вторых, осуществлять торможение автомобиля наделено, сильно ив то же время плавно. Сам по себе такой гидравлический компенсатор не может самостоятельно довести автомобиль до полной остановки, поскольку при гидродинамическом торможении не создаются для этого необходимые условия. Но он позволяет разгрузить основные тормоза и уменьшить их габариты и вес. Иными словами применение вспомогательных гидротормозов открывает большие возможности увеличения тормозного усилия основных тормозов при сохранении, скажем. нынешних габаритов. Другим большим преимуществом дополнительных гидравлических тормозов является то, что они не имеют рабочих поверхностей механического трения, подвергающихся износу и регулировке. Оба запатентованных гидротормоза работают по методу создания гидродинамического момента, приводимого на инерционную массу (в частности, раму) автомобиля. Речь идет фактически о гидромуфте, турбина которой закреплена неподвижно на раме машины. В одном случае такой тормозной гндрокомпенсатор располагают на картере главной передачи: чаще его устанавливают непосредственно за коробкой передач. Рабочая жидкость подводится к муфте лишь при рабочем состоянии гидрокомпенсатора, обычно же он отторможен, т. е. опорожнен от жидкости. Для этой цели (т. е. освобождения гидрокомпенсатора от жидкости, когда в нем нет нужды) в запатентованных системах предусмотрены специальные цилиндры — ресиверы, хранящие тормозную жидкость. В цилиндрах размещаются поршни. имеющие пневматический привод. В отторможенном состоянии при движении автомобиля по прямой с умеренными скоростями тормозная ясидкость находится в цилиндре; во время же продолжительных спусков автомобиля под гору или при езде с высокой скоростью водитель открывает специальный кран пневматического привода поршня и последний выталкивает тормозную жидкость из цилиндра в гидросистему. Изменяя величину давления воздуха, можно регулировать степень заполнения тормозной системы жидкостью; это, в свою очередь, определяет' напор, создаваемый ротором гидротормоза. Предусмотрена также и автоматика гидровозвратного действия, т. е. выравнивания давлений в цилиндре Ив тормозной системе (на случай превышения давления в тормозной системе при высоких оборотах). Применение гидрокомпенсаторов в тормозной системе автомобилей сулит большие преимущества. Если удастся создать достаточно простые и надежные конструкции, то можно будет значительно уменьшить износ основных тормозов (т. е. повысить их срок службы), а также их габариты; эксплуатировать автомобили при более высоких средних скоростях движения, не снижая скоростей на спусках и т. д. Очень важно также и то. что гидрокомпенсаторы весьма удобны зимой, при движении по скользким обледенелым дорогам. Плавность их действия весьма способствует уменьшению опасности заноса и юза.Первый индийский автомобиль отечественной конструкции имеет четырехместный кузов, выполненный из пластмассы. и весит всего 450 кг. На нем устанавливается двухцилиндровый двухтактный короткоходный 3 двигатель с рабочим объемом 730 см (диаметр цилиндра — 78 мм, ход поршня — 76 мм). Охлаждение — принудительное воздушное. эффективность его действия усиливается благодаря применению направляющих из жести. Степень сжатия — 6,75 : 1. Двигатель развивает мощность 20 л. с. при 3500 об/мин. На автомобиле применена независимая подвеска всех четырех колес; спереди — на трехугольной системе рычагов с телескопическим амортизатором и сзади — на поперечных торсионах с такими же амортизаторами. Тормоза — с гидравлическим приводом. Длина автомобиля — 3810 мм. ширина 1520 мм. высота —- 1470 мм. база — 1236 мм. Дорожный просвет (клиренс) составляет 240 мм. Автомобиль развивает максимальную скорость 85—90 км/час и расходует в среднем 5,6 л топлива на 100 км пробега.АВТОМОБИЛЬ-АМФИБИЯ С ПОДВОДНЫМИ КРЫЛЬЯМИПо заказу Военного министерства США фирма «Лайкоминг» создала новый грузоьой автомобиль-амфибию с подводными крыльями, получивший название «Летающая утка». Он имеет три крыла (два по бокам и одно сзади), которые во время движения по суше убираются. При движении по воде со скоростью около 21 км/час сила, создаваемая подводными крыльями, оказывается достаточной для подъема автомобиля над поверхностью воды на высоту до 1,2 м. В результате сопротивление движению резко уменьшается, и скорость достигает 80 км/час. Специальный следящий механизм реагирует на колебания водной поверхности перед автомобилем и соответственно автоматически регулирует положение крыльев под водой. На амфибии установлен газотурбинный двигатель «Лайкоминг-Т-53» мощностью 860 л. с. Вес автомобиля — около 13 т. На рисунке показан новый автомобиль-амфибия во время испытаний.29