24
25
Старт мотолодок на озере Алуксне.а*******U*g# "* - .IX первенство СССР по водно-моторному спортуи ветер встретили спортсмеприбывших в Латвию, чтобы разыграть на озере Алуксне очередное первенство страны по водно-моторному спорту. Из-за непогоды третий день соревнований был потерян и всю вторую половину программы пришлось провести в последний, четвертый, день первенства. А программа была и без того сложной и напряженной. На старт собралось невиданное количество участников: 250 спортсменов на 180 судах оспаривали золотые медали. Среди восемнадцати команд впервые вышли на всесоюзную арену водномоторники клубов «Батыр» (Уфа), «Наука» (Новосибирск), Ново-Московското химкомбината и др. В классах скутеров и мотолодок первенство разыгрывалось на десятикилометровой дистанции ив серии гонок 3X12 км , на глиссерах и катерах К-02 — в серии 2x12и на 50 км. Катера класса К-3 стартовали только на 50 км . Новой была и система общекомандного зачета. В гонках скутеров учитывались результаты двух сильнейших из трех участников, а в группах глиссеров и мотолодок — достижение лучшего экипажа из двух заявленных коллективом. К тому жев серии гонок 3X12 кмв расчет принимались наивысшие скорости, показанные в двух заездах из трех. В трудных услозиях проходили гонки скутеров. Несмотря на то, что в каждом классе участники были распределены на две группы, в предстартовую зону перед заездом выходило до 25 судов. Первые старты на 10-километровую дистанцию не ознаменовались высокими скоростями, хотя первенствовали здесь известные мастера голубого трека. В классе СИ-175 чемпионом стал армеец В. Кочергин с результатом 64,631 км/час.Дождь нов,Вторым был В. Сурнов («Даугава»). Третье и четвертое места заняли досаафовцы А. Вадеиша и А. Галстян (последний выступал на скутере с отечественным мотором «Ураган 175»). Звание чемпиона СССР среди жен ­ щин без труда выиграла представительница армейской команды мастер спорта Г. Жирова. В этом заезде все достигшие финиша скутеристки — Л . Кургузова (ДОСААФ) и X. Локк («Калев») оказались призерами, так как из пяти стартовавших судов два сошли. На фоне этих скромных побед сенсационно прозвучал успех М. Каасик — прошлогодней чемпионки СССР среди женщин. Выступая в серии гонок 3X12 км наравне с мужчинами, она выиграла первый заезд со скоростью 67,395 км/час. Это обеспечило ей наибольшую сумму скоростей по двум гонкам — 124,995 км/час и золотую медаль чемпиона страны. Но что не менее почетно — 67,395 км/час остались наивысшей скоростью первенства! В классе скутеров СА-250 десятикилометровую гонку выиграл семикратный чемпион СССР В. Степанчиков («Трудовые резервы»), вторым был армеец А. Добрынин. Третье место занял Е. Табаков («Трудовые резервы»), выступавший на двигателе собственной конструкции. Ему достался один из призов журнала «За рулем» за лучшее достижение на самодельной материальной части. Из 49 спортсменов, заявленных в этом классе, линию финиша пересекли всего восемь. Не смогли пройти дистанции и многие сильнейшие гонщики — Ю. Любомудров, Е. Ваваев, Л. Грацианов. Неудача постигла и лидера — досаафовца И. Крючкова. Зато И. Крючков взял реванш в проходившей очень напряженно серии гонок 3X12 км . После первого заезда казалось, что победит В. Степанчиков. Во второй гонке он несколько снизил скорость, но не уступил лидерства, а в третьем заезде у него отказал мотор. Тем не менее, имея по результатам двух первых гонок сумму скоростей в 128,324 км/час, В. Степанчиков по-прежнему оставался серьезным претендентом на золотую медаль. За ним шли Ю. Л ю ­ бомудров и И. 'Крючков, которым предстоял еще один старт. Эту возможность блестяще использовал И. Крючков — последнюю двенадцатикилометровку он прошел со скоростью 63,713 км/час, показав таким образом наилучший суммарный результат (128,970 км/час). Он и завоевал золотую медаль. 'Выступления скутеристов выявили серьезные пробелы в подготовке спортсменов — многие еще плохо умеют вести судно на дистанции, и особенно маневрировать в стартовой зоне при большом числе участников. Руководители некоторых спортивных коллективов несерьезно подошли к комплектованию сборных команд и включили в них спортсменов, не имеющих стабильных результатов в пределах нормативов 1-го разряда. Первенство страны, как известно, является встречей сильнейших. Возить же за тридевять земель малоквалифицированных .гонщиков «для счета» — значит бесцельно тратить средства. Соревнования вынесли окончательный приговор скутерам с модифицированным мотором «Москва». Технические возможности этих двигателей не могут удовлетворить возросших требований. Не случайно большинство скутеров, оснащенных «Москвой», не укладывалось в контрольное время. Напряженно проходили гонки мотолодок МА-250. Летом пал самый старый рекорд СССР для судов этого класса, державшийся с 1957 года. Новое высшее достижение на 10 км установил молодой армейский спортсмен В. Буйко. В IX первенстве рекордсмену вместе с товарищем 'по экипажу А. Иванчуком 'предстояло помериться силами с целой плеядой чемпионов и экс-чемпионов — X. Хейнсалу, Ю. Смирновым и 3. Атаманоеой, Э. Нурме и В. Виркоя. Но основными фаворитами оказались не они. В 10-километровой гонке лидерство со старта захватил экипаж Ю. Вакмана и Ю. Лилла (ДОСААФ) и, не уступив его никому, принес команде оборонного Общества первые золотые медали. В.. Буйко и А. Иванчуку пришлось довольствоваться «серебром». В серии гонок 3X12 км Ю. Вакман и Ю. Лилл закрепили свой успех — они были вне конкуренции и финишировали первыми во всех трех заездах. Даже небольшая заминка из-за остановки двигателя не повлияла на их конечный результат. Досаафовцы сумели быстро устранить неисправность и опять финишировали порзыми, завоевав еще один\Ькишит tfw/UfUL комплект золотых медалей. Последующие три места заняли мотолодки «Даугавы». На катерах К-02 эстафета золотого дубля была подхвачена армейцами В. Осюковым и В. Мининым. Они уверенно финишировали первыми в обеих 12чКилометровых гонках. Второе место заняли их одноклубники рекордсмены страны А. Фукс и В. Степанов. Свой успех В. Осюков и В. Минин повторили в гонке на 50 километров. В классе катеров КА-3 борьба развернулась между чемпионами страны 1961 г. Г. Минут и А. Пиварунасом и экипажем армейцев в составе А. Бехтерева и Ю. Куцко, выступавших на новом катере с 'пластмассовым корпусом. Они победили с минимальным преимуществом. Затем новые чемпионы добились звания рекордсменов, пройдя в специальном заезде 50-километровую дистанцию со скоростью 60,757 км/час. Центральным событием первенства были гонки глиссеров ГА-250. В этом классе предстояла решающая схватка старой и новой техники. Новая была представлена серией глиссеров со специальными трехточечными корпусами, оснащенными двигателями автомобиля «Волга», старая — переделанными из скутеров глиссерами со стационарно установленными подвесными моторами. Уже в самом начале гонок глиссеров стало ясно, что на медаль чемпиона могут претендовать спортсмены, выступающие на новых трехточечных глиссерах: О. Гаврилов («Трудовые резервы»), В. Слинков и Е. Крашенников (ДОСААФ). При этом шансы воронежца В. Слинкова расценивались выше. Дебют его глиссера «Мечта» состоялся летом этого года. С первого 'выступления досаафовец неизменно побеждал и очень скоро установил новый рекорд страны на километровой дистанции — 98,1 км/час. Но на первенстве в серии гонок 2X12км рекордсмену пришлось познать горечь поражения. В бензопровод попал песок, и В. Слинков в первом заезде финишировал седьмым, а во втором вообще не закончил дистанцию. Победителем в серии 2X12 км стал О. Гаврилов, в упорной борьбе опередивший по сумме скоростей на 0,6 сек. Е. Крашенникова. В 50-километровой гонке глиссеров спортсмены ДОСААФ решили во что бы то ни стало отыграться. В трудных условиях приняли суда последний старт. Озеро покрылось белыми бурунчиками, волны заливали даже такие «дредноуты», как глиссеры Е. Крашенникова и О. Гаврилова. Особенно трудно пришлось Гаврилову — у судна сорвало часть носовой обшивки. Выручили инерционные водосбросные клапаны, которыми он предусмотрительно оборудовал свой глиссер. К концу гонки на дистанции осталось только четыре глиссера, среди которых первой с большим отрывом шла «Мечта». Однако В. Слинкову и на этот раз не суждено было стать чемпионом. На рекордном глиссере с трансмиссионной колонки соскочил обтекатель и, столкнувшись с гребным винтом, вывел его из строя. Вместе с обломками винта, утонувшими в озере, рухнули все надежды сборной команды ДОСААФ на первое место в чемпионате. Заезд выиграл О. Гаврилов, обеспечив коллективу «Трудовых резервов» победу в общекомандном зачете. На втором месте остались досаафовцы. Однако В. Слинков 'вскоре доказал, что его «Мечту» не зря считали лидером новых глиссеров. Приняв на борт дополнительный балласт, он прошел километровую дистанцию со скоростью 91,134 км/час и установил рекорд страны в классе глиссеров ГВ-350. В этом заезде впервые был превзойден исходный норматив для регистрации рекордных достижений в этом классе — 85 км/час. В. Слинкову был единодушно присужден приз журнала «За рулем». Его «Мечту» по справедливости можно назвать новейшим судном. Оно выделяется оригинальной конструкцией и высоким качеством изготовления. Алюминиевый корпус «Мечты» построен по трехточечной схеме, но в отличие от всех существующих судов этого класса имеет расширенную кормовую часть. Удачно подобранные обводы создают минимальное сопротивление на ходу, благодаря чему судно на прямой развивает скорость до 100 км/час. На глиссере установлен модернизированный двигатель М-21, оборудованный специальн ым всасывающим коллектором с двумя карбюраторами. Для охлаждения в выхлопную систему подведена вода. В. Слинкову удалось значительно снизить вес двигателя. Он изготовил облегченный картер, снял генератор и стартер, а вместо батарейной системы зажигания применил магнето собственной конструкции. Любопытно, что гребной винт на глиссере приводится в движение через угловую колонку, соединенную с двигателем через карданный вал. Интересна конструкция и глиссера О. Гаврилова, сумевшего построить простое и надежное спортивное судно.Глиссер < Мечта» фовца В. Слинкова.конструкции досааГлиссер чемпиона страны О. Гаврилова. Фото Б. Гибнера Итоги первенства позволяют сделать важный вывод: у нас еще, несомненно, имеются резервы в борьбе за дальнейшее увеличение скорости судов не только в рекордных заездах, но ив гонках. Чтобы использовать эти резервы, необходимо повысить инженерную подготовку судов и моторов, поднять технический уровень их эксплуатации. Как не хватало этого командам ДОСААФи армейцам на прошедших соревнованиях! Из-за пренебрежения к «мелочам» досаафовцы уступили звание чемпионов, а старейший коллектив армейцев оказался на скромном четвертом месте. Зато порадовало выступление молодых спортсменов «Даугавы». Их собранный, дружный коллектив сумел наилучшим образом подготовить суда и мобилизовать для борьбы в общекомандном зачете все свои силы. И хотя спортсмены «Даугавы» редко поднимались на пьедестал почета, в командном первенстве они заслуженно добились третьего призового места вслед за командами «Трудовых резервов» и ДОСААФ . Старты на Алуксненском озере показали, что с переходом на новую систему зачета, принятую для многих международных соревнований, и в частности для розыгрыша первенства Европы, придется внести коррективы в тактику командной борьбы. Это необходимо учесть всем коллективам водномоторников при подготовке к спортивному сезону 1963 года.***В гонках девятого первенства страны из-за неблагоприятных метеорологических условий были показаны не очень высокие результаты. И все же рост скоростей налицо. Если в первенстве страны прошлого года максимальная скорость, развитая скутерами СИ-175, не превышала 66,420 км/час, то теперь она поднялась до 67,395 км/час. Результаты, показанные на мотолодке с мотором «Москва», свидетельствуют о том, что возможности этого двигателя в классе мотолодок еще не исчерпаны. По-новому заставляет нас взглянуть на перспективы роста скоростей в классе скутеров достижение М. Каасик.В. лосиков,ответственный секретарь Федерации водно-моторного спорта.на пш/Яом /hfie&