22
23
УКАЗАТЕЛИ ПОВОРОТОВ ДЛЯснабженных самодельными указателями поворотов. К сожалению, установленные на кузове фонари и подфарники в большинстве случаев не гармонируют с его формой и портят внешний вид автомобилей. Мною разработаны два варианта сигнально-осветительной системы, лишенные этих недостатков. Применяя их, не требуется заменять однонитевые лампочки двухнитевыми и подводить к ним дополнительные провода. Изменение внешнего вида машины, если у нее, подобно «Москвичу» моделей 400 или 401, имеется один задний фонарь, сводится лишь к установке такого же фонаря с правой стороны. Сигналы 'поворота подаются, как на автомобилях «Победа» и «Москвич» моделей 402 и 407 — отклонением рычажка, установленного на щитке приборов, Никаких дополнительных тумблеров и кнопок применять не нужно. Первая, более .простая система, позволяет сигнализировать о поворотах лампочками подфарников и задних фонарей. Вторая дает возможность днем (при а улицах 1жно встреНтить сейчасИ дорогах м оавтомобилей, немало выключенных приборах освещения) подавать сигналы поворота, кроме того, светом фар. Это значительно улучшает видимость сигналов спереди. Оба варианта системы иопьггы'вал'ись на автомобиле «Москвич-401» летом и зимой. На протяжении нескольких лет они работали надежно. Система освещения ^автомобиля была переоборудована IB -первый, а затем во второй вариант оитнально-осветительной системы в соответствии со схемами, приведенными на рис. 1 и 2. Жирными линиями на них обозначены провода, имеющиеся на машине, а тонкими и пунктирными — дополнительные провода и перемычки. (Узлы и провода, не относящиеся к системе освещения автомобиля, на рисунках не представлены). На обеих схемах показано, как были соединены в 'предлагаемых системах источник 9 титания, лампочки 2 фар, лампочки 3 подфарников, задний левый фонарь 1 (с лампочкой стоп-сигнала), включатель 10 стоп-сигнала, действующий от тормозной педали, сигнальная лампочка 5 дальнего света и ножной переключатель 14. Все эти устройства никаким переделкам не подвергались. Индекс Л относится к источникам света левой стороны, а индекс П — правой. Были переделаны имеющиеся на автомобиле блок 'Предохранителей 4и центральный 'переключатель света 11. На автомобиле дополнительно устанавливались правый -задний фонарь 8, раздаточная колодка 6, тепловое реле (мигалка) 12, нагрузочная лампочка 13 и переключатель сигналов поворота 7. 'Главным и наиболее сложным устройством, которое осуществляет необходимые переключения, обеспечивающие работу системы, является переключатель сигналов поворота (рис. 3). Его нижняя часть (на которой видна цифра 1056) представляет сабой стандартный малогабаритный девятиклеммный тумблер типа ЗППН-45П. К нему же относятся расположенные сверху рычажок 2и резиновый чехол 3. Средняя часть 'переключателя, которую условно назовем приставкой, и навинченная на рычажок пластмассовая рукоятка 1 были изготовлены дополнительно. Переключатель устроен так, что при среднем положении рычажка (рис. 1 и 2) клеммы 1, 2, 3 — С (средние) ни -с• • ш шпввпшитР ис . 1. Первый вариант сигнйльно-осветительной системы.•тшпшшмтюяшЕЯштшшшипяшшВЯ ддммдамаддяьдР ис . 2. Второй вариант сигнальноосветительной системы.Вт. vy*1шш ш АВТОМОБИЛЕЙ СТАРЫХлевыми Л, ни с правыми П клеммами не сообщаются, но обеспечивается проход тока по каналам аи б. Если рычажок отклонен влево или вправо, клеммы 1, 2 и3 тумблера сообщаются соответственно с клеммами левой или правой стороны, но каналы аиб приставки npiэтом размыкаются. Тем автолюбителям, которые пожела ют применить на своих автомобилях предлагаемые нами варианты сигнальноосветительных систем, придется изготовлять 'приставку самим. Приставка (рис. 3 и 4) состоит из текстолитовой колодки 5и четырех латунных стержней 2, свободно перемещающихся юдоль просверленных в ней отверстий. Силой пружинок 7, передаваемой через гетинаксовую планку 8и такую же по форме, но латунную планку 1, эти стержни прижимаются своими контактирующими торцами к латунным кольцам 3, туго 'посаженным на хлорвиниловые трубочки 10, надетые на стальной стержень 4. Последний ввернут на резьбе в отверстие, просверленное в основании рычажка 9 тумблера. Степень прижатия стержней к кольцам регулируется винтами 6. Стержни, к торцам которых припаиваются проволочные перемычки (показанные на рис. 1 !И 2), вместе с кольцами образуют каналы аи б, о которых упоминалось выше. Эти каналы при отклонении рычажка размыкаются 'вследствие отодвигания колец, увлекаемых стержнем 4 от контактирующих латунных стержней. Продвижение последних внутрь колодки ограничивается заплечиками, упирающимися в ту или иную ее стенку. Колодка накрывается сверху стальной пластиной 8 (рис. 3), прикрепленной к ушкам 5 тумблера винтами 6, на которые надеты хлорвиниловые изолирующие трубочки 7. В шластине сделаны прорезь для рычажка и два отверстия с резьбой для винтов 9. Они удерживают весь переключатель под щитком приборов и закрепляют цилиндрическую деталь с фланцем 4, на которую надет чехол 3, драпирующий сквозное отверстие во фланце и щитке приборов. Переключатель сигналов поворота на нашем автомобиле был размещен между спидометром и 'правым вещевым ящиком. Правый задний фонарь и проводка к нему ничем не отличались от фонаря и проводки на левой стороне машины. Лампочка стоп-сигнала правого фонаря соединялась параллельно с лампочкой, установленной слева, посредством провода, протянутого под драпировочным картоном 'багажника. В качестве раздаточной коробки применялся обычный блок предохранителей. У первой системы (рис. 1) использовались три его канала, а у второй (рис, 2) нарушалась перемычка между каналами 1и2и вынималась одна плавкая вставка. Для создания пульсирующего тока использовалось биметаллическое реле с автомобиля «Победа». Нагрузочной лампочкой, назначение которой состоит в увеличении тока, проходящего через реле при сигнализации маломощными лампочками подфарников, служила обычная лампочка фары, вставленная в стандартный двухштырьковый патрон. Устройства 6, 12 и 13 (рис. 1 и 2) монтировались под драпировочным картоном на тонкой деревянной рейке, укрепленной между щитком приборов и передней стенкой автомобиля. Переделка блока предохранителей сводилась к удалению плавкой вставки из канала Пи изменению подключения проводов. При использовании второй системы, кроме того, нарушалась перемычка между каналами III и IV блока предохранителей. в центральном переключателе света при обоих вариантах системы (рис. 5) имеющаяся на нем перемычка 12 нарушалась и заменялась шроволочной перемычкой 11, один конец которой припаивался оловом к части перемычки, а второй зажимался клеммой. (Если на автомобиле установлен переключатель от «Москвича-400», то заменять перемычки не нужно.) Второй вариант системы потребовал добавления к центральному переключателю дополнительной контактной системы ДКС (рис. 2). Она состояла из неподвижной части с восемью контактами, размещенными в три ряда — В, Ц иН (верхний, центральный и нижний), и ползуна, жестко связанного со штоком включателя света. На ползуне установлено три скользящих контакта. Как была конструктивно выполнена ДКС, показано на рис. 5. Она состоит из эбонитовой пластины 3, в которую заподлицо с ее широкой гранью ввернуты неподвижные контакты 9и 10, отличающиеся друг от друга наличием или отсутствием зажимов для крепления проводов. К контактам 10 припаивались перемычки. Пластина прикреплялась к корпусу включателя винтами 1и 2. Эбонитовый ползун, состоящий из двух половинок 5и 8, стянутых винтом 4 через отверстие в штоке 7, имеет три стандартных пружинных контакта 6. Увлекаемые штоком скользящие контакты (рис. 2 'И 5) фиксировались им в положениях А, Б и В, что обеспечивало их замыкание с соответствующими неподвижными контактами. Регулировать нажим контактов можно ввертыванием их гильз в отверстия ползуна или вывертыванием их из этого отверстия. (Если на автомобиле установлен центральный переключатель от «Мооквича-400», то конструкция ДКС должна быть несколько иной.) Оба варианта сигнально-осветительных систем могут быть применены и на других типах и моделях автомобилей, в том числе и на грузовых. Особенности каждого из них, очевидно, потребуют тех или иных конструктивных изменений. При серийном изготовлении нестандартных деталей можно упростить их конструкцию: вместо резьбовых соединений применять запрессовку, заменить эбонит, текстолит, хлорвинил другими, более дешевыми материалами. Автолюбитель М. КУЛАЕВ.23