|ЧНИЖНАЯПОЛКА)МОТОЦИКЛЫ КЛАССА 50 СМ» В МИРОВОМ ЧЕМПИОНАТЕНЕБРЕЖНОСТЬ ПОЛЕЗНУЮздательство ДОСААФ недавно выпустило для автомобилистов-спортсменов небольшую книжку «Спортивные и гоночные автомобили»*. Автор ее — A. Сабинин, написавший много статей и книг о спортивной технике. Это обстоятельство, а также резко возросший за последнее время спрос на компетентное издание по вопросам конструкции гоночных автомобилей вызвали большой интерес к этой книге. Композиция книги задумана правильно. Сначала вкаждом разделе освещаются общие конструктивные особенности того или иного агрегата гоночного автомобиля. Потом уже читатель знакомится более конкретно с отечественными и зарубежными конструкциями. Среди достоинств книги А. Сабинина, безусловно, следует отметить то, что в ней приведены чертежи и схемы отечественных конструкций, в большинстве своем созданных самими спортсменами. Эти очень интересные материалы, к сожалению, редко еще появляются в нашей специальной технической литературе, и наличие их в рецензируемой книге надо только приветствовать. Компоновки гоночных автомобилен «Юниор», ГА-22 B. Шахвердова, рама спортивной «Волги», передняя подвеска «Эстония-1» и другие представляют безусловный интерес для спортсменов. Ж аль , правда, что в книге не нашлось места для описания гоночных автомобилей конструкции В. Косенкова и «МосквичТЗ», спортивных ЗИЛ-112С и МАЗ-1500. Эту интересную по замыслу книгу портят, однако, многие допущенные * А . С абинин . Спортивные и гоночные автомобили. Издательство ДОСААФ. М. 1962. 101 стр., т ираж 13.000 экз., цена 15 коп.ПОРТИТ КНИГУИавтором небрежности в компоновке и изложении материала. Скороговорка о современных тенденциях развития трансмиссии гоночных автомобилей (стр. 66 и 69) сочетается с многочисленными и неконкретными рассуждениями о конструкции гоночных двигателей (стр. 38—46) и топливах для них (стр. 50—55). Представленный на стр. 7 «распространенный тип плоской рамы» относится к довоенному периоду, а описание спортивного автомобиля «Волга», созданного в первом таксомоторном парке Ленинграда, сопровождается фотографией 1959 года (стр. 14), хотя с тех пор внешний вид этой машины значительно изменился. Наконец, з адняя подвеска де-Дион вопреки утверждению автора (стр. 79) ныне уже не находит широкого применения на спортивных и гоночных автомобилях. Общим недостатком выпущенных в последнее время книг, посвященных конструкциям скоростных автомобилей, является то, что при малом объеме они претендуют на исчерпывающую полноту в освещении всего, что имеет связь с автомобильным спортом. Поскольку подобные книги пишутся для определенного круга специалистов, в них надо избегать повторения азбучных истин и общих фраз. Этим, между прочим, грешит и рецензируемая книга. Но все же при всех недостатках книга А. Сабинина представляет определенный интерес и может принести пользу тем, кто интересуется автомобильной техникой и спортом. Инженер Л. ШУГУРОВ, конструктор Московского завода V малолитражных автомобилей,ольшой интерес вызывает участие в мировом чемпионате по шоссейнокольцевым гонкам мотоциклов класса 50 см'. В прошлом году был разыгран кубок Европы, который оспаривали гонщ ики ГДР, Испании, Италии, ФРГ, Югославии. Осенний конгресс ФИМ , состоявшийся в Париже в 1961 году, постановил: начиная с 1962 года ежегодно включать мотоциклы класса 50 см' в мировой чемпионат по шоссейно-кольцевым гонкам. Минимальная длина дистанции для них — 60 км , продолжительность гонок — не менее 30 минут. Гоночные мотоциклы с рабочим объемом двигателя 50 см" появились в этом году на классических трассах Англии, Голландии и других стран. Наибольший интерес представляют мотоциклы японской фирмы «Хонда» и западногерманской «Крейдлер». «Хонда» специально для этих состязаний сконструировала машину, имеющую одноцилиндровый четырехтактный двигатель с двумя верхними распределительными валиками и четырьмя клапанами в головке цилиндра (так же, к акв конструкциях «Хонды» более высокого клас­3 са). Рабочий объем двигателя — 49 см , степень сжатия — 10. Мотоцикл снабжен многодисковым сухим сцеплением и пятиступенчатой коробкой передач. Конструкция ходовой части также напоминает известные уже машины «Хонда». Передняя вилка — телескопическая, задняя подвеска — рычажная. Емкость топливного бака — 8 л. Размер шин 2,25—17". Вес машины — .около 46 кг. По данным фирмы, двигатель развивает мощность 9 л. с. при 14 000 об/мин, максимальная скорость мотоцикла — 130 км /час. Западногерманская модель «Флоретт» фирмы «Крейдлер» имеет двухтактный горизонтально расположенный двигатель с золотниковым распределением (двойной золотник, питаемый двумя карбюраторами). Мощность двигателя — 8 л. с. при 11 000 — 12 000 об/мин, степень сжатия — 12. «Флоретт» снабжена шестеренчатой передней передачей; четырехступенчатая коробка передач выполнена в блоке с двигателем. В механизм переключения передач введен мультипликатор. Управление им сосредоточено во вращающейся рукоятке на руле. Вес машины с обтекателем составляет всего около 25 кг. На соревнованиях в Зандворте (Бельгия) «Флоретт» показала скорость 136 км/час. Наиболее серьезными конкурентами «Хонды» и «Крейдлера» являются мотоциклы «Томос» (Югославия), МЦ (ГДР) и «Дюксон» (Испания). Прошедшие недавно шоссейно-нольцевые гонки на первенство мира позволяют предполагать, что новый класс мотоциклов займет прочное место на международной спортивной арене. 'БСпортзарубежом,КОМАНДНОЕ ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО ГАРЕВЫМ ГОНКАМинал командного первенства мира в гонках ио гаревой дорожке в этом году состоялся в Чехословацкой Социалистической Республике. Соревнования проходили на стадионе в городе Сланый при искусственном освещении. Свыше 30 тысяч зрителей наблюдали за борьбой сильнейших гаревиков из Швеции. Англии, Польши и Чехословакии. Команды этих стран победили в зональных соревнованиях в добились почетного права выступать на заключительном этапе гонок. В Сланый собрались лучшие гонщики континента. Шведскую команду возглавил трехкратный чемпион мира Фундин. Вместе с ним стартовали сильнейшие шведские спортсмены Нордин и Кнутссон — призеры чемпионатов мира и Европы. а также подающий большие надежды Съестен. Три экс-чемпиона мира — МУР, Врнггс и Крейвен — вошли в состав сборной Англии. Спортивный флаг прошлогоднего победителя командного первенства — Польши — защищали такие известные гонщики, к ак Кайзер. Капала. Валошек и Май. В команде хозяев выступаФли Томичек, Сланы, Вольф (младший) и Пруш В результате упорной борьбы звание чемпиона мира завоевала команда Швеции (36 очков). Англичане с 24 очками остались на втором месте. Польские спортсмены набрали 20 очков и вынуждены Пыли довольствоваться третьим местом, хотя вначале они выступали очень успешно, проигрывая шведам всего 2 очка. Однако во второй половине соревнов ания лидер поляков Валошек неожиданно упал, и это сразу лишило команду шансов на победу. Из чехословацких гонщиков лучше других провел встречу Томичек. В одном из заездов он одержал убедительную победу на я Крёйвеном, Нордином и Капалой. Отлично подготовились к командному первенству шведские спортсмены. Они действовали стремительно, демонстрируя высокую технику. Показательно, что все члены кэманды-победительницы выступали на чехословацких мотоциклах ЭСО. Эти машины имели явное преимущество перед английскими зкапами.Мотоцикл «Хонда» 50 см'. Мотоцикл «Флоретт;, 50 смЗ.31