28
29
ОПРЫСКИВАТЕЛЬ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА БЕЗ НАСОСА£**^J£*4>t*>M^€^МОТОРОЛЛЕР «OCA»K осенней ярмарке в Лейпциге Вар шавская мотоциклетная фабрика (Польская Народная Республика) подготовила улучшенную модель выпускаемого ею мотороллера «Оса». Эта машина отличается своеобразием конструктивного решения ряда узлов; на мотороллере установлен одноцилиндровый двухтактный двигатель с рабочим объемом 148 смз (ход поршня — 58 мм. диаметр цилиндра — 57 мм), развивающий мощность 7 л. с. при 4800 об/мин. Степень сжатия 6.5 : 1. Особенностью конструкции двигателя является горизонтальное расположение цилиндра, сильно выдвинутого вперед, что обеспечивает его хорошее охлаждение. Воздух поступает к ребрам цилиндра по специальному туннелю, расположенному на уровне ног водителя. Крутящий момент для двигателя на заднее колесо передается через многодисковое сцепление, работающее в масляной ванне, трехступенчатую коробку передач и первичную роликовую цепь, размещенную в закрытом кожухе. Переключение передач осуществляется ногой при помощи качающегося рычага, расположенного на подножке. Кожух цепи состоит из двух половин и легко демонтируется при необходимости произвести технический осмотр, обслуживание или ремонт. Подвеска переднего колеса осуществлена на коротком маятниковом рычаге с винтовыми рессорами; заднее колесо имеет длинный маятниковый рычаг и телескопические амортизаторы двойного действия, обеспечивающие отличное держание колеи. Для мотороллера «Оса» характерны необычно большие размеры колес, обеспечивающие ему ездовые качества мотоцикла и способствующие успешной эксплуатации в сельской местности. Новая модель мотороллера хорошо показала себя, в частности, на самых трудных трассах проводившегося в этом году трехдневного соревнования — «Татранского рейда». Р азмер шин обоих колес 3,25 —14. Передний и задний тормоза выполнены с площадью колодок по всей рабочей поверхности ступицы, которая достигает 220 см2; это обеспечивает весьма высокую эффективность тормозов. Как и обычно, привод на тормоз заднего колеса — ножной, а передний тормоз приводится в действие ручным рычагом. Облицовка мотороллера «Оса» настолько развита, что по праву может быть названа кузовом. Ее размеры определяются большими размерами колес. Задняя часть облицовки — общая для заднего колеса и силового агрегата, она плавно переходит в туннель, который, охватывая переднюю трубу рамы, выведен вверх под углом к переднему щитку. Такая конструкция несколько ограничивает интенсивный и беспрепятственный подвод охлаждающего воздуха к двигателю. Передняя часть кузова завершается обтекаемым корпусом фары, на обратной стороне которого размещен щиток приборов. Сдвоенное откидное седло для водителя и пассажира выполнено из губчатой резины. При его откидывании открывается доступ к топливному баку емкостью 7.5 л. Обращает на себя внимание отсутствие места для размещения запасного колеса. Но. учитывая размеры колес этого мотороллера, легко понять причины такого конструктивного решения. Мотороллер «Оса» развивает максимальную скорость 85 км/час и расходует 3,2 л. бензина на пробег в 100 км. Габаритные размеры мотороллера: длина — 1920 мм, ширина — 610 мм, высота — 950 мм. Вес — 123 кг. Отличные ездовые качества мотороллера «Оса» при эксплуатации в сельской местности и при плохих дорожных условиях снискали ему большую популярность в ряде стран Ближнего и Дальнего Востока. В Индии, например, начат выпуск этих мотороллеров по польской лицензии, причем все оборудование и технологическая документация вновь созданного предприятия поступили из Польской Народной Республики.Мотороллер «Оса».ОПТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ «НОВАЛЮКСянастоящее на большинстве двухнитеП рименяемые вавтомобилей времясвевые фары дальнего и ближнегоК о Франции выдан патент на новую конструкцию опрыскивателя, в котором подача воды на ветровое стекло обеспечивается не как обычное, с помощью насоса, а благодаря использованию давления воздуха в запасном колесе. Из запасного колеса подводится трубочка в герметически закрытый бачок прибора. находящийся, таким образом, под постоянным давлением сжатого 'воздуха. При открытии клапана прибора вода подается к форсункам, установленным у ветрового стекла, под давлением сжатого воздуха, поступающего из шины, и, преодолевая сопротивление малых сечений форсунок, вырывается из них с достаточной силой. чтобы обмыть стекло в зоне действия стеклоочистителя.та, как известно, не удовлетворяют условиям современного интенсивного движения на дорогах, так как ослепляют водителей встречных машин. В ряде стран Западной Европы получили распространение так называемые «фары асимметричного света», в которых достигается одностороннее уменьшение ослепления; но и они имеют тот недостаток, что образуемый ими сильный световой пучок справа от машины мешает встречному движению на правых поворотах дороги, что особенно ощутимо при движении автомобилей в колонне. Названные недостатки в значительной мере устраняются в новой системе фар, созданных одной из австрийских электротехнических фирм. Эти фары, получившие наименование «новалюкс». обеспечивают интенсивный дальний свет, как бы «обрезаемый» в горизонтальной плоскости па уровне высоты фары; возникает проходящая параллельно дороге линия раздела освещенной и затемненной зон. благодаря чему отпадает необходимость в переключении на ближний свет как вообще при встречном движении, так и при движении колонной.IS^LЭто оригинальное конструктивное решение. отличающееся удобством и простотой. имеет лишь тот недостаток, что при частом употреблении может в конце концов сделать непригодным к использованию запасное колесо, которое понадобится подкачивать перед заменой неисправного. Другим недостатком конструкции является отсутствие контрольного манометра.БЕСКАМЕРНЫЕ ШИНЫ С ВНУТРЕННИМ КОЛЬЦОМН есложное приспособление, обеспечивающее сохранность бескамерных шин при движении автомобиля в случае прокола, показано на этих двух рисунках. Приспособление состоит из двух прочных алюминиевых полуколец, покрытых резиновой лентой, напоминающей протектор. При монтаже шины полукольца надеваются на обод колеса автомобиля и соединяются между собой болтами, образуя вокруг обода кольцо высотой около 8 см, которое помещается внутри шины. При выходе воздуха из шины она опирается на резиновую ленту кольца, что дает возможность доехать на автомобиле до гаража или мастерской, не опасаясь полного разрушения покрышки. Н арисунке : вверху — положение кольца в накачанной шине, внизу — в спущенной шине.Этот эффект достигается благодаря принципиально новой конструкции лампы оптического элемента, показанной на рисунке, где 1 — нить дальнего света, 2 — нижний отражатель, 3 — противоослепляющий экран, 4 — нить ближнего света. Лишь в пределах собственно зоны света фары, то есть на высоте около одного метра над землей, возможно ослепление. Над этой нижней зоной интенсивного дальнего света фара дает мягкий. совершенно не ослепляющий свет, несколько усиленный в сторону правой стороны дороги и вполне достаточный для хорошего распознавания дорожных знаков на дальнем расстоянии. При этом по силе света и дальности новая фара не уступает обычным, включенным на дальний свет. Кроме того, ф ара может быть переключена на ближний свет ив этом отношении никак не отличается от обычных. Показанный на рисунке оптический элемент может быть установлен без каких-либо переделок в обычной фаре. Важно отметить, что по своей эффективности такая фара практически превосходит обычную, поскольку длина дальнего света в зависимости от регулировки достигает у нее 100—200 метров, без необходимости переключения на ближний свет, который в обычных фарах действует на расстояние лишь 25—30 метров. Возможность не переключать на ближний свет позволяет значительно повысить в ночное время скорость движения, которая обычно ограничивается до величины, обеспечивающей тормозной путь в пределах хорошей видимости дороги.28 КОМПАУНДНАЯ ПОДВЕСКА «ГИДРОЛАСТИК»новой модели английского малолитражного автомобиля «Моррис-1100» установлена компаундная подвеска «гидроластик», которая обеспечивает ему высокие ездовые качества, свойственные, как правило, автомобилям более высокого класса. Как известно, на плавность хода автомобиля оказывают влияние три главных фактора, а именно: возникающие при проезде неровностей дороги угловые колебания около поперечной оси («галопирование»), колебания в направлении вертикальной оси, а также угловые колебания около продольной оси, обуславливаемые действующими при проезде виражей центробежными силами. Тенденция автомобиля к «галопированию» снижается при увеличении колесной базы, что, однако, чаще всего ограничивается другими конструктивными соображениями. В компаундной системе, примененной на автомобиле «Моррис», передняя и задняя подвески связаны друг с другом таким образом, что частота угловых колебаний около поперечной оси практически не зависит от размеров колесной базы, Главный элемент этой подвески (рис. 1) состоит из конического резинового кольца. охваченного цилиндрообразным картером, который выполнен из стального листа. Под этим резиновым кольцом расположен тоже конический стальной элемент, имеющий двусторонний демпфирующий клапан, выполненный из резины. Закрывается наружный цилиндрический картер лежащим под клапаном поршнем, который соединен с эластичной мембраной и сочленен с соответствующим элементом направляющей системы подвески колес. Таким образом, в каждом цилиндре имеются две камеры, заполняемые рабочей жидкостью.Вi+*^J£44^€^lC(рис. 2). Это имеет следствием приподнимание задней части кузова, благодаря чему подавляются нежелательные угловые колебания около поперечной оси. Такой же процесс, однако в обратной последовательности, имеет место, если на неровность почвы наезжает заднее колесо. Если же оба колеса одновременно наезжают на неровности почвы (рис. 3), то поршни их «гидроластиков», пытаясь вытеснить жидкость, создают противодавление в системе. Поскольку в этом случае поршни обоих элементов движутся в одном направлении, а -жидкости некуда отклониться в герметически закрытой системе, улучшается стабилизация автомобиля в направлении вертикальной оси. То Рис . 1. Рессорный элемент «гидролаже самое происходит, когда автомобиль стика»: 1 — соединительный трубопроприобретает под воздействием возникавод; 2 — коническая резиновая подушющих центробежных сил тенденцию к ка; 3 — отверстия для перетекания жидопрокидыванию; оба элемента подвески, кости при небольших нагрузках; 4 — расположенные с наружной стороны вимембрана из синтетического каучука; 5 — ража, начинают в этом случае оказывать поршень, сочлененный с рычагом подвепротиводавление друг другу, но так как ски; 6 — двухсторонний клапан; 7 — кони в одном, ни в другом из расположенлоколообразная разделительная стенка ных на наружной стороне виража колесе между камерами; 8 — резиновая мембране может (вследствие нагрузки) иметь мена с нейлоновым усилением; 9 — цилинсто перемещение поршней, исключается дрический картер из стального листа. возможность вытеснения жидкости. Благодаря этому усиленный стабилизируюКогда колесо приподнимается при нащий эффект достигается и при проезде виражей. езде на неровность дороги, сочлененный с рычагом подзески поршень вытесняет В целях упрощения производства все при помощи клапана рабочую жидкость элементы «гидроластика» унифицироваиз нижней в верхнюю камеру и оказыны. Однако в связи с тем, что элементы вает давление на резиновое кольцо ресзадней подвески должны воспринимать соры. При возвращении колеса в норболее сильные колебания нагрузок, ее мальное положение резиновая подушка рычаги (с цапфой) сочленены, кроме торессоры разгружается и жидкость возго, с двумя независящими друг от друга вращается, протекая через клапан обторсионными стабилизаторами, которые ратно в нижнюю камеру. Благодаря поддерживают в определенных границах прогрессивной характеристике рессоры изменение высоты автомобиля при его мягкость хода почти не изменяется в заполной нагрузке. Наряду с устранением висимости от того, какое количество пасконструктивно сложного устройства для сажиров находится в машине. регулирования уровня кузова этим одновременно достигается то, что световой Поскольку основной рессорный элепучок фар ночью не приподнимается мент «гидроластика» представляет собою слишком высоко над полотном дороги. не что иное, как рессорную резиновую подушку с собственным гашением колеВ систему подвески включен также баний, применение обычных амортизаторасположенный в задней вспомогательров стало излишним. В то же время конной раме дополнительный торсионный структоры учли, что при медленной езде стабилизатор, который эффективно снитребуется липт, очень малая степень жает боковой наклон автомобиля на виамортизации, и поэтому между двумя ражах. камерами (сбоку в коническом стальном В качестве рабочей жидкости в комэлементе) предусмотрено сквозное отверпаундной системе «гидроластнк» приместие для перетекания жидкости. Благоняется вода с добавкой метилового спирдаря этому жидкость может проходить и та и антикоррозийных присадок. Поне через демпфирующий клапан. скольку объем жидкости значительно больше, чем объем жидкости в обычных Отдельные элементы подвески (а точамортизаторах, можно не опасаться вознее — их верхние камеры) соединены никновения высоких температур даже друг с другом попарно в продольном напри самых тяжелых условиях эксплуатаправлении. Образуемая компаундная сиции. Кроме того, при эксплуатации австема и обеспечивает борьбу с «киватомобилей в странах с резко континеннием» автомобиля. Если одно из передних тальным климатом можно изменять давколес приподнимается при наезде на неление в системе компаундной подвески, ровность почвы, то жидкость, вытесняекоторое в нормальных условиях равно мая поршнем подвески переднего колеса, 15,8—16,2 кг/см 2 . перетекает в задний элемент подвескиР.и с. 2. Схема действия компаундной подвески при наезде на неровность дороги.Р и с. 3. Схема действия компаундной подвески при прохождении автомобиля по кривой.МОДЕРНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ «ТРАБАНТ»связи св начале 1962 модернизацией В мого годаосуществленной выпускаенародным предприятием Барником с сепаратором и изменению размеров головок шатуна достигнуто улучшение качества и повышение надежности последнего, что очень важно, поскольку при эксплуатации автомобиля с новой синхронизированной коробкой, не имеющей свободного хода на первых трех передачах, шатунные подшипники работают с повышенными нагрузками. Изменена также конструкция маховика, уменьшена центрировка шкива на коленчатом вале и т. д. На двигателе устанавливается новая 6-вольтовая осветительная динамомашина мощностью 220 ватт. В связи с осуществленными изменениями двигатель новой модели не может устанавливаться на автомобиле «Трабант» ранних выпусков. Одновременно на народном предприятии Баркас ведется работа по доводке нового двигателя для автомобиля «Трабант», модель Р-60.кас (ГДР) микролитражного автомобиля «Трабант» (и, в частности, установкой на него новой коробки передач с синхронизаторами) произведены многочисленные конструктивные усовершенствования двигателя этого автомобиля. Новая модель двигателя, получившая индекс Р-50/2, но отличается от старой по мощности, крутящему моменту и удельному расходу топлива, но в технологическом отношении значительно превосходит ее и является, безусловно, более надежной и износоустойчивой, чем модель Р-50/1. Изменения коснулись прежде всего вентилятора, габаритная длина которого уменьшена для того, чтобы полностью исключить возможность задевания за надколесный кожух; благодаря замене двухрядных роликоподшипников в шатунной шейке одним роликовым подшип-29