За нашуСоветскуюРодину!КУРС-НАОБЩЕСТВЕННЫЕ НАЧАЛА!Или взять самодеятельные мотокурсы камвольного комбината Павлово-Посадского района Московской области. Здесь все сделано руками общественников. Примечательно, что, когда зашла речь об оплате труда преподавателей, председатель совета мотоциклетной секции бригадир И. В. М ой кин заявил, что будет обучать молодежь бесплатно. Особенно весомые результаты дает дружная совместная работа комитетов ДОСААФи ВЛКСМ. Многое делают ком ­ сомольские активисты. Репутацию хорошего организатора и пропагандиста заслужил внештатный заместитель начальника автомотоклуба гор. Волновахи (УССР) тов. Рязанцев. Прежде в клубе не ладилось с успеваемостью курсантов. Потребовалось укрепить дисциплину, повьгсить активность молодежи в учебе, бот здесь и сказалась комсомольская живинка тов. Рязанцева. В клубе развернулась борьба за отличную группу. Отстающим курсантам была оказана индивидуальная помощь. В итоге большинство выпускников клуба показало на экзаменах отличную и хорошую успеваемость. Примеров положительной деятельности общественников у нас сотни, тысячи. Однако мы находимся в самом начале пути, и задача состоит в том, чтобы имеющийся в этой области опыт был повсеместно и решительно распространен во всех комитетах, автомотоклубах, школах и курсах шоферов. Возможности для этого у нас .поистине неисчерпаемы. Возьмем, к примеру, федерации. Они представляют большую силу. Необходимо всячески укреплять эти общественные органы, равно как и секции на местах, поручать им решение коренных вопросов массовой оборонно-спортивной работы, больше доверять им, не допускать мелочной опеки и голого администрирования, способного лишь оттолкнуть общественников от активной деятельности. Сама жизнь диктует нам необходимость в ближайшее время создать секции автомобильного, мотоциклетного и автомодельного спорта в каждом районе. Но кое-где эту работу откладывают на будущее, не привлекают общественников из числа офицеров запаса и комсомольского актива, по-прежнему опираются лишь на штатных работников ДОСААФ . Как тут не вспомнить замечательные слова Никиты Сергеевича Хрущева, сказанные им на XIII съезде ВЛКСМ: «...Есть среди молодежи иждивенцы, которые все хотят получать в готовом виде, к ак манну с неба. Нет платного заведующего — и клуб на замке, нет платного тренера — и физкультурой вроде бы заниматься нельзя. Некоторые наши товарищи до того привыкли к бюрократическим формам, что теперь, когда от этих форм надо отказаться, им становится страшно». Нам, работникам ДОСААФ , -надо крепко задуматься над словами товарища Н. С. Хрущева, не ждать «манны с неба», а по-партийному, по-государственному взяться за осуществление курса на общественность. В наш век мотор в народном хозяйстве обрел решающее значение. Его роль колоссальна ив обороне СССР. Отсюдаисключительный интерес широких слоев населения, и особенно молодежи, к техническим знаниям. Удовлетворить интерес к технике силами только штатных работников невозможно, тем более, что их число будет значительно сокраще-А. СКВОРЦОВ, заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССР хозяева своей активно участвуют в управлении государством. В этом находит яркое воплощение неуклонно проводимый партией ленинский курс на далынейшее. развертывание социалистической демократии. Большое значение придает партия массовым общественным организациям, в которых трудящиеся учатся управлять делами советского общества, получают опыт государственной деятельности. Одной из таких массовых организаций является Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Патриотическое воспитание трудящихся, пропаганда технических знаний щ спортивно-оборонная работа, которую .ведет ДОСААФ , являются обширной и почетной сферой общественной деятельности миллионов советских людей. Наше оборонное Общество располагает 'неисчерпаемыми кадрами актива — председателей и членов комитетов, секций и спортивных федераций, членов советов клубов, ревизионных комиссий, общественных инструкторов, тренеров, спортивных судей, пропагандистов. 99,9 процента первичных организаций ДОСААФ предприятий, колхозов, совхозов, учреждений и учебных заведений уже сейчас строят свою деятельность полностью на общественных началах. Тем самым миллионы активистов ДОСААФ вносят большой вклад во всенародное патриотическое дело содействия Вооруженным Силам Советского Союза, проявляя высокое сознание долга перед Родиной. Общественная инициатива и коллективное творчество членов ДОСААФ породили такую замечательную форму оборонно-массовой и спортивной работы, как самодеятельные клубы, в которых занимаются многие тысячи юношей и девушек. Особенно возросло число самодеятельных клубов на Украине. 'Инициатива и самодеятельность членов ДОСААФ позволяют наиболее полно учитывать местные условия, заинтересовать молодежь оборонной работой и спортом. Таким образом, активная деятельность общественности способствует росту массовости Общества ив то же время позволяет значительно сократить платный аппарат учебных организаций и комитетов ДОСААФ сверху донизу, высвободить большие средства для дальнейшего подъема оборонно-массовой и спортивной работы. всестороннее развитие общественных начал расширяет обязанности и повышает ответственность комитетов ДОСААФв борьбе за новые успехи во всей деятельности Общества. Вдумчивая работа с общественниками приносит замечательные результаты. Сошлемся на некоторые факты. Используя опыт местных партийных органов, Ростовский комитет ДОСААФ создал внештатный отдел по подготовке технических кадров и техническим видам спорта. Заведующий и инструкторы отдела — общественники. О деятельности отдела подробно рассказывалось на страницах журнала «За рулем». Отметим другое: общественный отдел и его актив внесли такой вклад в дело подготовки технических и спортивных кадров, который одним лишь штатным работникам Ростовского комитета был бы, конечно, не по плечу. рудящиеся «ашей — Т судьбы. С каждым Родины они подлинные днем все более1 ко. Значит, надо ориентироваться прежде всего на организацию самодеятельных клубов, к ружков на предприятиях, в совхозах и колхозах, в учреждениях и учебных заведениях. То же самое относится к спорту. Автомобильный и особенно мотоциклетный спорт — один из самых массовых видов спорта. Чтобы обеспечить его дальнейшее развитие, необходимы прежде всего многочисленные кадры хорошо подготовленных общественных инструкторов, тренеров, судей. Между тем в их .подготовке допущено значительное отставание. И вот результат: в первом полугодии 1962 года остался значительно недовыполненным план подготовки спортсменов-разрядников. Терпеть такое положение дальше нельзя. Надо со всей энергией взяться за подготовку кадров инструкторов, добиваггься, чтобы в каждом коллективе, в каждой команде имелись свои общественные тренеры. Необходимо также уделить серьезное внимание воспитанию судей. Без соревнований нет спорта. Но соревнования только тогда становятся школой мастерства, когда они хорошо организованы и проведены. А этим занимаются именно судьи. В 1963—1966 годах в каждом районе ежегодно будет проводиться не менее 10 районных соревнований и 50—60 соревнований в крупных первичных организациях. Поэтому вкаждом районе надо иметь не менее 40—50 судей, безвозмездно отдающих свои знания и энергию любимому спорту. Готовить судей надо прежде всего из инженеров, техников, механизаторов сельского хозяйства, сержантов, офицеров и генералов в запасе ив отставке, 'служивших в технических войсках, учителей, студентов, работников автомотоклубов, школ и автохозяйств. Лучших общественников, зарекомендовавших себя умелыми организаторами, следует привлекать непосредственно к руководству автомотоспортом в районе, области, республике, выдвигать их в состав республиканских федераций, областных, городских и районных секций. У общественников, как иу штатных работников, надо воспитать правильный взгляд на подготовку технических кадров и на спорт, памятуя, что это две стороны одного важного дела. Миллионы юношей и девушек, ставших водителями, составляют неисчерпаемую базу для массового спорта; в то же время спорт поможет шоферам стать подлинными мастерами своей профессии. Каких результатов можно добиться, правильно сочетая учебную работу и массовый спорт, наглядно показьюает пример Витебского автомотоклуба, поднявшего знамя социалистического соревнования и настойчиво выполняющего принятые обязательства. Курс на общественные начала заставляет всесторонне проанализировать всю нашу работу. Конечно, достижения ДОСААФв подготовке технических кадров несомненны. Но советским людям чужда самоуспокоенность. То, что было хорошо вчера, сегодня уже не отвечает возросшим требованиям. В связи с этим следует вплотную заняться вопросами экономики автомотоклубов, школ и курсов шоферов. Недопустимо, что вДОСААФ — организации общественной — значительная часть мероприятий, в том числе и по автомотоспорту, осуществляется силами платного аппарата. Перед Обществом во весь рост встала задача — уже в ближайшие два-три года всю массово-спортивную работу проводить без затраты средств из государственного бюдже ­ та. Заняться вопросами экономики — долг всех наших работников. Надо решительно повести борьбу за хозрасчет в автомотоклубах, школах, «а курсах, а также за самоокупаемость всех спортивных мероприятий, Пока еще возможности перехода на самоокупаемость используются слабо. Распространение платных билетов на спортивные соревнования ведется плохо и далеко не всюду. Часто работники, которые в первую очередь обязаны заниматься вопросами самоокупаемости, ссылаются на то, что гонки-де не популярны. Неверно это. Пусть они хорошенько изучат опыт уфимцев. Здесь мотоспорт не требует дотаций. Гонки проводятся в городе почти каждое воскресенье, зимой и летом. А расходы на приобретение машин, запасных частей, резины, на проведение соревнований полностью покрываются доходами от продажи билетов. Уфимцы имеют возможность оплачивать расходы даже по приглашению на свои соревнования гонщиков не только со всех концов нашей страны, но и из-за рубежа. Успешно внедряется самоокупаемость мотоспорта в Риге, Львове, Таллине, Одессе и некоторых других городах. Характерно, что, когда билеты на соревнования не продавались, число зрителей в этих городах было невелико. А сейчас, например, на уфимский стадион, имеющий 32 тысячимест, даже на многие зимние мотогонки достать билет чрезвычайно трудно. В Риге на платные мотокроссы собирается 100—150 тысяч зрителей. Среди них — любители мотоспорта из Литвы, Эстонии, Ленинграда, Москвы. Все это достигнуто благодаря хорошей пропаганде мотоспорта в печати, кино, по радио и телевидению, .привлечению опытных радиокомментаторов и культурному обслуживанию зрителей, которые приезжают на соревнования, как на большой праздник. Конечно, силами только одних штатных работников коми ­ тетов ДОСААФ , без помощи общественности, такого успеха добиться было бы невозможно. Рентабельности автомотоспорта способствует проведение районных, городских и даже областных соревнований в воскресные дни или в нерабочее время, например в субботу вечером. Пора изменить и условия массовых соревнований, решительно покончить с иждивенческими настроениями тех, кто предпочитает соревноваться за счет государства, «ак можно шире привлекать к участию в гонках спортсменов на своих машинах. При этом запасные части, горюче-смазочные материалы и спортивное обмундирование гонщики должны приобретать, конечно, за свой счет. Резкое увеличение числа соревнований требует больших средств на строительство спортивных сооружений. Членских взносов Общества для этого далеко не достаточно, поэтому правильно поступают те комитеты ДОСААФи федерации, которые привлекают к строительству и оборудованию спортивных сооружений общественность. Активное привлечение общественности позволило в короткий срок создать в Башкирии три мототрека. С помощью общественности создается в Каунасе лучшая в Советском Союзе шоссейно-кольцевая трасса для автомотоспорта. Немало труда затратила молодежь для создания новой автотрассы в Минске, А вот в Ленинграде, где не позаботились о мобилизации сил общественности, мототрек возводится уже пять лет, и конца строительству пока что не видно. Нельзя, однако, полагаться лишь на создание новых спортивных сооружений и их отсутствием оправдывать свою бездеятельность, как поступают некоторые руководители коми ­ тетов ДОСААФ . Следует полнее использовать стадионы, имеющиеся вкаждом республиканском и областном центре. Многие из этих стадионов летом и особенно зимой не загружены. Через местные партийные и советские органы необходимо добиться оборудования вкаждомкрупномгоро ­ де хотя бы одного стадиона для гонок по гари и льду. Хорошая организация соревнований и пропаганда мотоспорта, умело поставленное распространение билетов на гонки помогут привлечь к мотоциклетному спорту новые массы мо ­ лодежи и накопить дополнительные средства для дальнейшего развития автомотоспорта. Есть еще один нерешенный вопрос развития автомотоспорта. Речь идет о координации сил и средств. Сейчас спортивные общества имеют отдельные клубы и проводят свои соревнования по автомотоспорту. Так происходит, например, в Таллине. Такое дублирование приводит к распылению средств, вызывает немалые излишние расходы. Было бы целесообразно сосредоточить руководство автомотоспортом в одних руках. Следует подумать ио других организационных мероприятиях, осуществление которых будет способствовать внедрению хозрасчета и самоокупаемости в автомобильном имо ­ тоциклетном спорте. Так, например, необходимо позаботиться об укреплении материально-технической базы самодеятельных и штатных автомотоклубов и автошкол за счет значительного расширения хозрасчетной подготовки водительских кадров. Было бы целесообразно на базе существующих автошкол создавать хозрасчетные спортивные клубы, что позволило бы добиться значительной экономии фонда заработной платы постоянного состава. Надо смелее идти «а создание при штатных, самодеятельных клубах и хозрасчетных автошколах автомотодромов с пунктами технического обслуживания автомашин и мотоциклов населения, а также лагерей для спортсменов с платными стоянками для автомобилей, мотоциклов и мопедов. Успех будет достигнут, если ко всей нашей работе мы будем подходить как настоящие советские патриоты, с той мер ­ кой долга, чести и ответственности перед Родиной, о которой писала славная украинская колхозница Надежда Григорьевна Ззглада. Наше патриотическое Общество, располагающее неисчислимыми резервами активистов-общественников, имеет все возможности для того, чтобы добиться высоких показателей в оборонно-массовой и спортивной работе, поставить ее так, как этого требует Центральный Комитет Коммунистической партии)2