Унастошки Ша,рмютцельской водно-моторной регаты на трассе соревнований.•кончается год, и наступает пора под• •ведения итогов. Появляются итоговые цифры ив таблицах спортивных достижений. Многим нынешний год принес радости побед, другим — огорчения. Водномоторники, безусловно, относятся к первым. Они собрали богатый «урожай» рекордов с наших акваторий и довольно удачно выступили в международных встречах. Эти успехи вселяют уверенность в то, что за ними последуют и другие, еще более почетные победы. Календарь международных соревнований, их виды имеют свою специфику и во многом отличаются от принятых у нас. Все виды соревнований и рекордов определяет Международный союз водно-моторного спорта, созданный 40 лет назад. Существует пять категорий соревнований: официальные международные (так называемые именованные), обычные международные, национальные (местные), .клубные (или частные) и, наконец, международные крейсерские соревнования. Первые по своей значимости — это именованные соревнования. Они организуются Союзом в заранее обусловленный срок. Каждая страна — член Союза может провести не больше одних таких гонок в год. Следующая категория — международные обычные соревнования — только регистрируется Союзом и заносится вгодовой календарь. План национальных и клубных состязаний утверждают национальные федерации, не представляя его Союзу. К именованным соревнованиям относятся первенства мира, первенство Европы, первенство «Рейсерс», розыгрыш приза Джона Уорда и морские походы «Золотой флаг» и «Лазуревый флаг». Первенство Европы разыгрывается на 5 миль для скутеров с подвесными моторами классов J (175 см 3 ), А (250 см 3 ), В (3503 см 3 ), С (500 см 3 ) и X (свыше 500 см ), причем 'каждый год только для одного класса. В 1960 году стартовали скутера класса J, а в 1961 году — класса С. Здесь победу одержал спортсмен Германской Демократической Республики ф . Нитше. Он же выиграл в 1961 году и переходящий трофей Джона Уорда, который разыгрывается ежегодно среди гоночных судов класса Св серии из двух заездов по 5 сухопутных миль каждый. Крупнейшие состязания — первенство мира в гонках на 5 миль среди судов всех пяти классов с подвесными моторами — проводятся заочно. Не позднее 30 сентября каждого года национальные федерации представляют в Международный союз лучшие результаты в этих классах. Учитываются только те из них, которые показаны в международных именованных соревнованиях, занесенных в календарь Союза. Списки чемпионов публикуются раз в год вместе с таблицей мировых рекордов.С 1938 года ежегодно проводится первенство мира «Рейсерс» по каждому классу. Оно разыгрывается как гонки на продолжительность. Зачет производится лутем сложения результатов по трем заездам. Морские походы «Золотой флаг» и «Лазуревый флаг» — это состязания на правильность судовождения. Приз «Золотой флаг» вручается экипажу моторной яхты, которая прошла наибольшее расстояние до пункта назначения. Старт принимается за три месяца до официального дня финиша. Участники имеют право заходить в порты и города, определяемые организаторами. Об этом делаются официальные отметки в судовом журнале. При выявлении победителей в зачет принимается расстояние от старта до финиша, измеренное по прямой, без учета захода в гавани. Таковы вкратце основные правила международных соревнований. Теперь о главных событиях минувшего сезона. Розыгрыш первенства Европы по водно-моторному спорту проходил под знаком неоспоримого превосходства спортсменов социалистических стран. Весенний календарь именованных соревнований закончился интереснейшими состязаниями на кубок газеты «Вечерний экспресс», о результатах которых сообщалось в № 8 журнала «За рулем». Непосредственным прологом к розыгрышу первенства Европы явились гонки в Будапеште, а затем на Эльбе в Дессау (ГДР), где пальма первенства досталась гонщикам Германской Демократической Республики. в Будапеште первое место занял Г. Вальд, опередивший Г. Зейделя и Г. Шульца. Последовавшие затем соревнования на Эльбе привлекли более двадцати тысяч зрителей. В них участвовали основные претенденты на звание чемпиона континента, а также многие известные гонщики, стартовавшие на глиссерах. Центральные заезды-гонки скутеров СИ-175 принесли победу призеру первенства Европы 1961 года Г. Шульцу (ГДР). в гонках скутеров класса СВ 350 см 3 победу одержал Э. Кубе (ГДР), вторым оказался Т. Годик (Венгрия), за ним финишировали Ф. Шумбург и Г, Шульц (ГДР). В классе скутеров СС-500 вне конкуренции был чемпион Европы 1961 года Ф. Нитше.