4НА ВКЛАДКЕВ зависимости от положения игрока на мотоцикле различают удары: сидя в седле (рис. 1), стоя на подножке (рис. 2) и опираясь одной ногой о землю. Чаще всего применяются удары из положения «стоя на подножке» — они дают возможность полностью использо™ аать мах ноги. Различают удары по неподвижО ному, катящемуся (рис. 3) и летяZ щему (рис. 4) мячу. Первый из Е них — наиболее простой — применяется при выполнении свободных ввв и штрафных. Удары по катящемуJQ ся и летящему мячу требуют от игрока умелого владения мотоцикИш лом, расчета, правильного положем* ния л туловища и ног. 3» Д я технически грамотного выполнения ударов необходима инди^~ видуальная подгонка некоторых Wi деталей мотоцикла: от положения руля, сиденья и подножек зависит удобство поса!дки и, следовательно, сила и точность ударов. Различают удары прямые — в воображаемый центр мяча — и резаные — в сторону от центра, когда мяч после удара летит по дуге, вращаясь вокруг собственной оси. Удар носком. Игрок разгоняется, увеличивая скорость мотоцикла по мере приближения к мячу. Туловище наклонено вперед, задняя часть сиденья загружена. На расстоянии 4—6 метров от мяча привстает на одной (опорной) ноге, а другой делает замах (бедром и голенью). Согнутая в колене нога маховым движением выбрасывается вперед к мячу и, проходя у подножки мотоцикла, резко выпрямляется. Перед ударом ив момент удара коленный и голеностопный суставы напряжены, пальцы стопы тоже напряжены и прижаты к верхней части ботинка, пятка опущена. При ударе нога немного согнута в колене. Туловище обычно остается наклоненным вперед, но иногда можно немного отклонить его назад, за счет выпрямления рук. Опорная нога слегка согнута в колене (рис. 5). Помните: направление и дальность полета мяча зависят от того, куда, с ка«ой силой и под каким углом нанесен удар. Удар подъемом обеспечивает наибольшую точность и потому применяется в игре чаще всего. Вначале нога согнута в колене, бедро отведено назад, голеностопный сустав не напряжен. Угол, образуемый бедром и голенью, нужно сохранить как можно дольше. Перед ударом голень, как бы отставшая от бедра, резко устремляется вперед к мячу, не задевая землю. В момент удара подъем выпрямлен и напряжен. После удара нога как бы продолжает движение за мячом, таз подается вперед к рулю, руки выпрямляются, а туловище отклоняется назад (рис. 6). В зависимости от положения ноги различают удар прямым подъемом, внешней и внутренней частями подъема. Удар внутренней стороной стопы точен, но не обеспечивает достаточной дальности полета мяча. При ударе стопа развернута под прямым углом к траектории мяча; голеностопный сустав закреплен. Такой удар можно производить как по катящемуся, так и по летящему мячу. Удар внешней стороной стопы по технике выполнения напоминает удар внешней частью подъема. Используется при ведении мяча, для передач на небольшие расстояния и откидки партнеру (рис. 7). Удар пяткой выполняют назад и вперед (через себя). В первом случае (рис. 8) игрок выносит вперед бедро и, сгибая руки, наклоняет туловище к рулю. Удар производит пяткой и задней поверхностью голени при резком выпрямлении ноги. Руки в момент удара тоже выпрямляются, а туловище отводится назад. Во втором случае (рис. 9) удар производится по опускающемуся сзади мячу. Игрок значительно наклоняется вперед, бедро резко отводится до предела назад. В момент удара, выполняемого при энергичном сгибании голени, туловище еще больше наклонено вперед (почти до горизонтального положения). В зависимости от техники выполнения удары пяткой могут быть прямые и резаные. В борьбе за верхние мячи мотоболисты применяют удары головой (рис. 10, 11) из Я| вв в» ИРКАК ИГРАТЬ В МОТОБОЛТехника игры в мотобол — это комплекс разнообразных приемов, выполняемых с мячом на мотоцикле. Рассмотрим эти приемы по группам и видам.положения «сидя в седле» и «стоя на подножке». Наиболее точный удар — лобной частью шлема. Для большей устойчивости при подготовке к удару игрок незначительно сгибает ноги в коленях (в положении «стоя на подножке») и, выпрямляя руки, отводит корпус назад. Голова немного откинута. Затем туловище подается навстречу мячу. Удар целесообразно наносить в момент, когда положение его близко к вертикальному. Мышцы шеи напряжены, ноги в коленных суставах выпрямлены. Удары по мячу выполняют верхней ча« стью шлема, затылочной и боковой. Головой играют на месте ив движении. Чтобы не было болевых ощущений, шлем игрока должен быть точно подогнан по размеру, подбородочный ремень застегнут. Встречный мяч игрок может отбить корпусом. Для этого он энергично подает туловище вперед, прогибаясь в пояснице (рис. 12). Мяч, летящий навстречу, иногда отбивают мотоциклом — номерной таблицей (рис. 13), передним колесом (рис. 14), рулем. При небольшой скорости движения резким поворотом руля можно отбить мяч, находящийся у переднего колеса. Можно также произвести удар боковой частью заднего колеса при резком торможении и заносе мотоцикла.СОстановка бывавч"'-*кнпягя. когдамяч остается непосредственно у ноги игрока, и неполная, когда он отскакивает на небольшое расстояние в нужном для дальнейших действий направлении. Нйиболее простая и часто применяемая в игре — остановка катящегося или падающего мяча «под подошву» (рис. 15). При ВО ТМ —Щ бедро ноги поднимается вверх. Hogg сок приподнят, пятка опущена, гоД5 лень слегка выпрямляется навстречу мячу. При соприкосновении в мяча с подошвой уступающим движением ноги гасят скорость его полета*. При остановке падающего мяча прием выполняют в момент его отскока от земли. Самой надежной и тоже часто О применяемой в игре является остановка мяча внутренней стороО вать стопы. Так можно останавлиной катящийся, летящий навстречу, а также падающий мяч (риа 16). Прием выполняют на месте ив движении, сидя в седле и стоя на подножке. В момент остановки голень выводится навстречу мячу, носок разворачивается на!ружу. При соприкосновении мяча со стопой следует уступающее движение голени. Этим способом особенно удобно делать неполную остановку летящего навстречу или падающего мяча. Наиболее сложная, требующая специальной подготовки, — остановка внешней стороной стопы. Такой способ можно применять, когда мяч катится, летит сбоку или сзади. Как правило, полностью остановить мяч этим приемом трудно. Поэтому его выполняют с таким расчетом, чтобы мячом овладел партнер или чтобы игрок, развернув мотоцикл, смог сам обработать мяч и действовать дальше. а/Л *Ч ЭГ _Тот, кто владеет этим приемом, имеет большое преимущество, особенно в штрафной площади противника. Подъемом или носком останавливают в основном падающий мяч. Носок при этом оттянут, стопа зафиксирована, голень немного разогнута. Нога движется навстречу падающему мячу ив момент соприкосновения начинает вместе с мячом опускаться вниз. Это один из самых сложных технических приемов (рис. 17). При остановке бедром мышцы бедра в момент касания с мячом расслабляются, а нога делает уступающее движение (рис. 18). Часто летящий или падающий мяч приходится останавливать головой. Делают это лобной частью шлема. Руки согнуты в локтях, туловище подается вперед, навстречу мячу, мышцы шеи зафиксированы. В момент соприкосновения мяча со шлемом руки выпрямляются, а туловище делает уступающее движение. Мяч, катящийся в направлении движения игрока, можно останавливать пяткой. Ногу отводят назад, навстречу мячу ив момент соприкосновения его с пяткой делают уступающее движение голенью вперед. Летящий сбоку мяч можно остановить мотоцинлом (на месте или при небольшой скорости движения). Нужно рассчитать, чтобы мяч опустился как можно ближе к мотоциклу. Останавливают его в момент отскока от земли — резким движением игрок наклоняет мотоцикл, прижимая мяч (рис. ШИВ ходе игры мотобоэтитгт ведет мяч либо ударами ноги, либо непрерывным подталкиванием, либо. мотоциклом. Наибольшая скорость достигается при ведении мяча прямыми К ударами — носком, внешней иS внутренней сторонами стопы (иногда — подъемом). Мяч можно вести и одной и двумя ногами, поочередЦ| но нанося сильные удары. В этом случае мотоцикл движется «змей•5 кой» (рис. 20). При по прямой Я игрок ведении мяча перемещает максимально Ы таз назад, а корпус наклоняет впеmf ред; ноги немного согнуты, стопы •Чв находятся на) подножках. Чем вы1,1 ше скорость, тем раньше выпол-, няется зимах бедром и голенью. При ведении мяча по виражу игрок обязательно перемещает центр тяжести тела в сторону поворота («вывешивается внутрь») и наносит удары по мячу до соприкосновения его с мотоциклом. Мяч посылается по воображаемой хорде, в то время как игрок с мотоциклом движется по дуге. Ведение мяча резаными ударами требует отличной футбольной подготовки. Этот прием выполняется и на небольшой и на максимальной скорости ударами носком, внешней и внутренней частями подъема. Туловище максимально перемещено вперед, руки согнуты. Удар наносится энергичным махом голенью (впереди подножки) по внутренней или наружной части мяча. В результате мяч летит по дуге. Одна из разновидностей этого приема — ведение мяча по виражу, когда игщШ 2У•18-