12
13
поиски, иэем, разравошкивигатель завтрашнего автомобиля Д будет одновременно мощным, легким и компактным.* Видимо, еще немного снизится расход топлива — благодаря повышению степени сжатия и применению бензина с более высоким октановым числом. Несколько лет назад наметилась тенденция использования легких сплавов в двигателестроении. Американцы (в частности «Дженерал моторе», «Америкен моторе») организовали даже -серийный выпуск таких двигателей: V-образного шестицилиндрового — для «Бюияа» и шесТицилиндрового рядного Для «Рамблера». Но через год оба стали отливать снова из чугуна. Дело в том, что алюминиевый блок значительно дороже чугунного, а когда производственники, улучшив технологию, освоили чугунное литье с толщиной стенок 2,5—3 мм, алюминиевые блоки утратили преимущество в весе. Учитывая современный опыт и наличие оборудования для экономичного, производства V-образных восьмицилиндровых двигателей, логично предположить, что именно они найдут распространение там, где четыреощилиндровые моторы не смогут удовлетворить всем требованиям. Дорогие в производстве {изготовление, например, коленчатого вала рядного шестицилиндрового двигателя намного дороже вала восьмицилиндрового V-образного) и требующие много места рядные «шестерки», очевидно, скоро исчезнут. С полной уверенностью можно предвидеть широкое /распространение в ближайшие годы двигателей с верхним расположением распределительного вала**, у которых значительно упрощается отливка блока цилиндров, уменьшается * Окончание. Начало см. в № 5 «За рулем», 1966 г. ** См. «За) рулем» № 3, 1965 г. — «Верный путь совершенствования двигателей».вес и упрощается технология сборки. При такой конструкции жизненным центром двигателя становится его головка, и изменения ее одной будет достаточно, чтобы получить новые характеристики: другую мощность, другое максимальное число оборотов и т. д. Привод распределительного вала в этом случае бывает обычно цепной, но, видимо, в ближайшее время на смену цели придет зубчатый ремень, который, например, уже в течение ряда лет успешно применяется на двигателях автомобилей «Глас», .Передача с зубчатым ремнем не требует смазки, бесшумна и мало весит, а следовательно, свободна от вредного влияния центробежной силы (от которого после достижения 4 500 об/мин металлическая цепь становится («жесткой»). верхний распределительный валик сделает желательным применение гидравлических толкателей, которые помогут снизить шумность и сделают ненужной регулировку клапанов. Широкое распространение найдет поперечное расположение двигателя, как это сделано на французском «Лежо-204» *. В этом случае, по мнению многих конструкторов, целесообразно объединить в общем картере коленчатый вал и коробку передач — это позволит уменьшить число плоскостей разъема, сократит стоимость конструкции, сделает ее более легкой и компактной. Смазка двигателя и коробки передач общим маслом станет обычным явлением. Это не должно вызывать каких-либо опасений, ибо уже много лет для двигателей и хоробок отдельных автомобилей применяют масла с приблизительно одинаковыми характеристиками. Представляется, что в ближайшие десять лет наибольшее распространение найдет четырехцилиндровый двигатель поперечного расположения, с верхним распределительным валом. Алюминиевый картер-блок объединит пятиопорный коленчатый вал, коробку и главную передачу. Двигатели заднего расположения, по нашему мнению, не найдут широкого распространения, так как это «самый лучший способ потерять много места» **. * См. «За рулем» J* 11, 1965 г. — «Новые французские автомобили». Еще раньше такое расположение применено на аглийском «Морис-Мини» — «За рулем» № 3, 1966 г. — «Признание переднего привода». ** Подробно см. «За рулем» № 3, 1966 г. — «Призвание переднего привода».лштоми>ъимй>г-.' -.. 'ч /;!.•*н*деш вмИ ifflWiWitnfmy;ft^i,'itВ области питания двигателей не следует ожидать скорой замены карбюраторов системой впрыска бензина. Сегодняшние карбюраторы по сравнению с этой системой значительно проще конструктивно и позволяют получить практически * те же самые качества, которые обеспечивает впрыск: плавность работы двигателя, его экономичность и др. Карбюраторы завтрашнего дня будут оборудованы воздушной заслонкой (отказ от нынешних пусковых устройств и возврат к прошлому). Они станут неразборными, легко можно будет вынуть только одни жиклеры **. Пластмассовый фильтр, установленный в бензопроводе, потребует замены не чаще чем через 20 000 километров пробега. Теперь стало ясно, что электронное зажигание, не требующее постоянной регулировки, заменит привычную, но, видимо, отслужившую свое систему. Общим для всех автомобилей станет генератор переменного тока, который уже сейчас широко применяется. Нужда < техническом обслуживании а двигателя фактически отпадет. Пробег до очередной смены масла увеличится до 20 000 километров. На смену масляному щупу, который необходимо вынимать, вытирать, вновь вставлять, придет прозрачный пластмассовый бачок, соединенный с картером двигателя. Для проверки достаточно будет взглянуть на уровень масла в этом бачке ***. Если, как предполагается, в ближайшие годы найдет распространение двигатель поперечного .расположения, то будет облегчен доступ к сцеплению. Это позволит быстро заменять его, что при интенсивном городском движении, видимо, придется делать довольно часто. На многих автомобилях, в частности на спортивных, еще долго будет применяться обычное сцепление, с гидравлическим приводом. На серийных автомобилях будет устанавливаться электрическое или «гидравлическое» сцепление, что позволит более плавно соединять двигатель с трансмиссией. Наиболее вероятно преимущественное распространение автоматической коробки передач, хотя возможно, что у определенного количества автомобилей будут коробки, которые в зависимости от желания водителя смогут оборудоваться автоматическим и ручным управлением. Весьма возможно также, что для снижения себестоимости коробки передач станут делать неразборными. Несмотря на преимущества гидростатической трансмиссии, позволяющей отказаться от сцепления, коробки передач, карданных валов и их шарниров, главной передачи и дифференциалов, классическая трансмиссия обычного типа сохранится надолго. В этом случае для автомобилей с двигателями мощностью менее 150 л. с. характерен будет привод на передние колеса, а для более мощных — на задние. Крепление картера • При карбюраторе не обеспечивается такая равномерность распределения смеси по цилиндрам, особенно у v-обраэных двигателей.Ь .-Щ&** Подобные карбюраторы уже существуют. например, итальянский «Вебер». модель ДСОЕ. . *** Перспективы применения на автомобилях двигателей газотурбинных или роторных рассматриваются в отдельных работах. См., например, «За рулем» № 12, 1965 г. — «Поршень или ротор?» заднего, ведущего моста непосредственно к кузову позволит снизить неподрессоренный вес автомобиля, так как при таком решении задняя подвеска выполняется независимой. Мы убеждены, что в полной мере будет оценена возможность уменьшения радиуса поворота внутреннего колеса автомобиля за счет «стреловидного» расположения ведущих полуосей (рис. 1). Подвеска станет независимой у всех четырех колес. Весьма вероятно, что широкое распространение найдет гидропневматическая подвеска, которая уже применяется, но последнее слово в этой области еще не сказано. Такая подвеска сравнительно с механическими устройствами даст больше возможностей для решения проблемы автоматического наклона автомобиля внутрь поворота и проблемы постоянного дорожного просвета, не зависящего от нагрузки, но который при желании может быть увеличен для движения по плохим дорогам. Однако на более дешевых автомобилях сохранится обычная торсионная или• 1. Способ улучшения поворота передних колес автомобиля. «Стреловидное» расположение валов позволяет получить меньший радиус поворота для внутреннего колеса автомобиля, так как шарнир колеса не создает при этом помех, которые характерны для прямого расположения валов. При такой конструкции наружное колесо находится в менее выгодном положении, но, так как его угол поворота всегда меньше, чем у внутреннего колеса, это не имеет значения. Интересное техническое решение находит все большее распространение среди сторонников переднего привода. пружинная подвеска. Листовые рессоры, на наш взгляд, не имеют будущего, а толкающие усилия с успехом могут передавать резиновые блоки, работающие на сжатие (решение, применяемое, например, на английских ВМС моделей 850—1100—1800). Существующие тенденции развития техники позволяют предположить, что к концу ближайшего десятилетия на всех автомобилях будут устанавливаться дисковые тормоза, более эффективные и простые в обслуживании, которые по стоимости сравняются с колодочными. Автомобильных инженеров давно волнует проблема создания тормозных устройств, исключающих блокирование колес, в этом отношении весьма интересна Тормозная система «Отостабль», предложенная недавно инженером Лепелетье *. Хотя тормоза Лепелетье не устраняют полностью блокировки всех колес, они исключают занос при торможении в случае, например, если левые * См. «За рулем» М 7. 1965 г. — «Колеса не блокируются».колеса катятся по сухому асфальту, а правые по льду. Эта система не позволяет регулировать силу торможения в зависимости от условий сцепления колеса с дорогой, но дает возможность ограничивать ее для колес, не потерявших сцепление. Идеальной, видимо, будет система, включающая антиблокирующее устройство и автоматическое устройство для равномерного распределения тормозных усилий. Нам кажется, что скоростные автомобили завтрашнего дня будут оборудованы такими именно тормозами. Конечно, и скорость и условия сцепления колес с дорогой будут по-прежнему .влиять на длину тормозного пути. Однако без применения по меньшей мере ракетной тормозной установки рассчитывать на какие-либо чудеса здесь не приходится. Следует поговорить ио рулевом управлении будущего автомобиля. Начнем с того, что в замену рулевого колеса системой рычагов и различных кнопок мы просто не верим. Полагаем, что рулевое колесо сохранится, а рулевая колонка обяазательно будет телескопического типа. Прежде всего это повысит безопасность. Из смертоносного копья, пробивающего при аварии грудь .водителя, рулевая колонка превратится в эффективный амортизатор, не позволяющий водителю удариться о 'ветровое стекло, крышу автомобиля или щиток приборов. Кроме того, ее размеры легко можно отрегулировать по росту водителя, Рулевое управление более дорогих автомобилей будет снабжаться усилителем. Это, помимо прочего, значительно облегчит постановку автомобиля на стоянку, что для крупных городов с интенсивны,-.' движением и большим количеством транспорта уже сейчас имеет огромное значение. Дешевые автомобили сохранят обычное рулевое управление, но с переменным передаточным числом. Самым простым решением является рейка и сектор (шестерня) с зубцами различного профиля (рис, 2). Подобное решение, но с изменением профиля червяка и ролика уже применяется на английских автомобилях «Ягуар». Такая конструкция обеспечивает необходимую безопасность при движении автомобиля по прямой (меньшее передаточное число позволяет быстро обогнуть внезапно возникшее препятствие) и не требует особо больших усилий при постановке автомобиля на стоянку (большее передаточное число). А электрооборудование? Во всех автомобильных фарах будут йодные лампы *, * См. «За рулем» № Э, 1965 г. — «Йодные лампы в автомобильных фарах». • 2.' Рейка и шестерня специального профиля позволяют постепенно изменять передаточное число рулевого управления. Вращение рулевого колеса при такой конструкции ограничено (приблизительно 3/4 оборота влево и вправо).• 3. Предполагаемый вариант оборудования автомобиля системой световой сигнализации. дающие лучшую освещенность при равном потреблении энергии. В этом случае четыре фары неизбежны, так как йодные двухнитевые лампы быстро выходят из строя. Однако, скорее всего, фары как таковые исчезнут: их заменят световые панели поперечного расположения, обеспечивающие широкий световой поток. Это подтверждается нынешней тенденцией К применению прямоугольных фар. Световые панели к тому же меньше ослепляют водителей. Повышению безопасности поможет боковое освещение, без которого автомобили темного цвета ночью, особенно а дождливую погоду, почти не видны водителям машин, движущихся в попе речном направлении. Немало аварий сегодня происходит из-за недостаточной оснащенности автомобилей осветительной аппаратурой. Бывает так. Автомобиль идет за другим, движущимся с большой скоростью и часто обгоняющим, включая каждый раз мигающий указатель поворота. Водитель второго — спокойно следует за ним и привыкает к регулярно включаемому указателю поворота «лидера». Но при одном из очередных включений «лидер» тормозит, и возникает опасная ситуация. Во избежание подобных случаев на всех автомобилях должны быть Два мигающих сигнала с каждой стороны .(рис. 3). Включение одного из них предупредит об обгоне, включение обоих — о повороте. Все световые сигналы должны быть хорошо видны днем и не ослеплять ночью. Для этого в корпусе переключателя нужно дополнительное сопротивление. Ночью через него будет идти питание стоп-сигнала и указателей поворота и уменьшится яркость приборов сигнализации. Широкое применение на автомобиле найдут полупроводниковые печатные электрические схемы для всех приборов. У стеклоочистителей будет минимум две скорости, одна из которых — для очень быстрого перемещения щеток.Заканчивая статью, следует указать, что она не могла дать исчерпывающего ответа на все вопросы, а лишь кратко коснулась основных тенденций, наметившихся в автомобилестроении.•15-