14
15
ОБ УРОВНЕПожалуй, иногда легче разобраться в телевизоре, чем в карбюраторе, хотя в нем куда меньше Деталей. Автолюбителю надо хорошо знать болезни карбюратора. Ведь от неге! зависят легкость пуска, устойчивость работы двигателя на холостом ходу и его мощность, приемистость автомобиля и, наконец, расход топлива. Вопросам карбюрации мы посвятили несколько заседаний, которые завершились в прошлом году беседой «Карбюратор без загадок» (заседание двадцать первое, № 9, 1965 Г.), хорошо принятой читателями. «Теперь не только у меня, а у тысяч таких, как я, автолюбителей карбюратор действительно стал без загадок», — пишет, например, А. Швец из Ташкента. Но были и Другие письма. Многие стали более грамотно и требовательно подходить к своему карбюратору. А это вызвало дополнительные вопросы, особенно по установлению уровня топлива, от чего больше всего зависит работа карбюратора. В этом вопросе много неясностей и недосказанного в литературе, в том числе ив заводских инструкциях. Например, красиво нарисованная в пособиях и инструкциях стеклянная трубочка часто «обманывает». Даже таким, казалось бы, простым и удобным устройством, как смотровое окно (введенное на последних моделях), пользоваться не так просто. Уровень масла в воздушном фильтре двигателя влияет... Однако пора предоставить слово по существу вопроса Инженеру-исследователю В. Н. БЕЛЯЕВУ.ТОПЛИВАЗАСЕДАНИЕ ТРИДЦАТОЕПРОЩЕ ВСЕГО Способ первый. Проверяем положение поплавка на перевернутой крышке поплавковой камеры при закрытом игольчатом клапане, замеряя расстояние «h» от плоскости разъема крышки до нижней части поплавка (рис. 1). Этим способом пользуются при сборке новых карбюраторов. Он удобен ив эксплуатационных условиях, особенно если применить специальный шаблон в виде буквы «Н». Его нетрудно изготовить из листовой стали толщиной 1,0—1,5 мм. Величина .«h» всегда указывается с допустимыми отклонениями. Например, для карбюраторов К-126 и К-126П автомобилей «Москвич-408» она равна 40 ± 0,5 мм. Поэтому в шаблоне (рис. 2) должно быть два выреза: проходной (больший) и непроходной (меньший). Для этих карбюраторов проходной вырез должен иметь высоту 40,5 мм , а непроходной — 39,5 мм. П ри правильно отрегулированном положении поплавка проходная .сторона шаблона Должна свободно проходить над поплавком, а непроходная — задевать за него. Зная величину «h», можно изготовить такой же шаблон и для других карбюраторов, у которых поплавок с осью закреплен на крышке поплавковой камеры. Таким шаблоном очень удобно пользоваться для регулировки деталей поплавкового механизма после их ремонта или замены. Но при этом необходимо помнить, что регулировка по контрольному шаблону дает правильный результат только в том случае, когда поплавок имеет стандартный вес, установленный заводом-изготовителем. Если же поплавок паяли и он стал тяжелее, то этот способ не годится, так как для получения одинаковой со стандартным выталкивающей силы он требует более глубокого погружения, а следовательно, и более низкого положения при закрытом игольчатом клапане.которого в процессе эксплуатации автомобиля подвержены износам. Выработк а Конической поверхности игольчатого клапана и фаски седла '.в корпусе приводит к более глубокой посадке клапана в закрытом состоянии. В результате постоянного трения о язычок рычага поплавка торец Игольчатого клапана стирается, а в язычке образуется лунка. Изнашиваются также ось и ее петля в рычаге поплавка. В результате этих изменений крайнее верхнее положение поплавка, соответствующее закрытому состоянию игольчатого клапана, постепенно смещается вверх, а это приводит к повышению уровня топлива л поплавковой камере со Всеми неприятными последствиями. Вот почему а процессе эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ Детали поплавкового механизма изнашиваются от трения при естественных Перемещениях. На интенсивность же этого процесса влияют вибрация двигателя, скорость движения автомобиля и характер дороги. Поэтому невозможно дать «универсальные и точные» р еко ­ мендации. Все зависит от этих условий. Невысокие скорости движения, неровное покрытие дороги, низкие скорости вращения коленчатого .вала усиливают износы. Если автомобиль эксплуатируется в таких условиях, нужно проверять уровень топлива до двух раз в год. Если же автомобиль постоянно эксплуатируется на дорогах с хорошим покрытием и на высоких скоростях, то можно ограничиться одним-двумя разами в два или три года. Широко распространенные в последнее время игольчатые клапаны с демпфирующей пружиной, предупреждающей переливание топлива на неровных дорогах, изнашиваются быстрее, чем без этих пружин. КАКОЙ СПОСОБ ЛУЧШЕ! Уровень топлива в поплавковой камере можно определить одним из пяти способов: 1) проверить положение поплавка при закрытом игольчатом клапане; 2) через контрольную пробку; 3) при помощи стеклянной трубочки; 4) в стеклянной банке; 5) через смотровое окно в поплавковой камере. У каждого из них свои преимущества и недостатки, если иметь в виду удобство Применения и точность результатов. Какой же способ предпочесть? Ответить на этот вопрос не так-то легко.г | ля нормальной работы карбюШш.к I ратора необходимо поддержи* * т «ать правильный уровень топщ л ива в его дозирующих системах. Если уровень топлива слишком низок, то запаздывает с вступлением главная дозирующая система и возникают «провалы» в работе двигателя. К роме того, при движении с большой скоростью (на полном дросселе) из-за обеднения смеси карбюратор начинает «чихать», да и вообще автомобиль может не развить максимальной скорости. Не лучше, если уровень топлива слишк ом высок. Из-за переливания, то есть переобогащения смеси, становится невозможной регулировка двигателя на холостом ходу; на низких и средних скоростях движения автомобиль .расходует слишком много топлива. Наконец, .в том и другом случаях при торможении автомобиля двигатель «глохнет». Какие же причины вызывают изменения уровня топлива? Известно, что уровень топлива поддерживает поплавковый механизм, деталиВИДНО, НО НЕ ВСЕ Первый способ неприменим и для карбюраторов, у которых ось поплавка закреплена в корпусе камеры (например, МКЗ, К-82, К-84М, К-89). Эти карбюраторы снабжены специальной контрольной пробкой в стенке поплавковой камеры (рис. 3). Здесь можно воспользоваться В КАРБЮРАТОРЕдругим способом. При работе двигателя на минимально устойчивых оборотах холостого хода отвертываем контрольную пробку. Если при этом топливо не потечет из отверстия и его уровень будет находиться у нижней кромки отверстия, то, значит, поплавковый механизм отрегулирован правильно. При длительном наблюдении за уровнем можно обнаружить, что края отверстия слегка смачиваются бензином. Это допустимо. Отсутствие топлива у нижней кромки отверстия указывает на слишком низкий уровень. Проверка поплавкового механизма этим способом не совсем удобна, так как через пробку нельзя увидеть, йа какую именно величину действительный уровень топлива выше или ниже нормального. СООБЩАЮЩИЕСЯ ЛИ ЭТО СОСУДЫ) Определение уровня топлива в поплавковой камере при помощи стеклянной трубочки (рис. 4,а) основано на общеизвестном физическом законе Сообщающихся сосудов. Всегда ли применим этот закон к такому способу? Прежде всего, нельзя применять стеклянные трубочки с очень малым внутренним диаметром, так как в них из-за явления капиллярности дополнительно увеличивается уровень жидкости. Внутренний диаметр трубочки должен быть не менее 7 мм, а стенки ее — абсолютно чистыми. Трубочку присоединяют к пробке поплавковой камеры (рис. 4,6). Кроме этого, необходимо иметь в виду следующее. Нельзя измерять уровень, топлива при работе двигателя даже на минимально устойчивых оборотах (рис. 4,6), так как уровень топлива в трубочке в этом случае всегда будет на 1—2 мм ниже, чем в поплавковой камере. Причина этого в том, что трубочка 1 своим открытым концом сообщается с атмосферой, а полость поплавковой камеры 2 — с воздушным патрубком б карбюратора, через балансировочный канал 5. Поскольку воздушный фильтр 7, обладая сопротивлением, создает разрежение в воздушном патрубке карбюратора, в поплавковой камере давление окажется несколько ниже атмосферного. Чтобы давление в поплавковой камере было равно атмосферному, необходимо замерять уровень топлива в трубочке только на неработающем двигателе, подкачивая бензин в поплавковую камеру рычагом ручной подкачки бензонасоса. При этом уровень масла в воздушном фильтре не должен быть выше допустимого, иначе оно может закупорить проход для воздуха в фильтре (рис. 4,в) и в воздушном патрубке карбюратора и поплавковой камере создастся избыточное давление за счет испарения топлива. В результате уровень топлива в трубочке будет выше, чем в поплавковой камере. Наконец, если трубочку присоединить под главный топливный жиклер (см. рис. 4,а), то, как это ни странно, уровень топ лива в ней будет изменяться в зависимости от числа оборотов коленчатого вала двигателя, или, точнее, от разрежения в дозирующих системах карбюратора. Происходит это вот почему. Топливо из поплавковой камеры 2 поступает в системы холостого хода 4и главную дозирующую через жиклер 3 экономайзера. Вполне естественно, что при росте числа оборотов коленчатого вала двигателя и увеличении разрежения в дозирующих системах топливо в них будет поступать не только из поплавковой камеры, но и из стеклянной трубочки, так как в ней оно не испытывает добавочного сопротивления жиклера экономайзера. Кроме того, разрежение из главной дозирующей системы передается в трубочку, а верхняя часть трубочки находится под атмосферным давлением, которое вообще может «выдавить» из нее все топливо. При резком открытии дроссельной заслонки на работающем двигателе трубочка может оказаться даже совершенно пустой. Многочисленные капризы стеклянной трубочки, а также необходимые при этом способе повторные съемочно-монтажные операции с крышкой поплавковой камеры в процессе регулировки уровня топлива делают его наиболее уязвимым и неудобным. ЛУЧШЕ ВСЕГО Установите крышку поплавковой камеры с поплавковым механизмом на края стеклянной банки, не стесняющей движения поплавка (рис. 5). Соединив штуцер крышки с бензонасосом, подкачивайте ручным рычагом топливо в банку, пока игольчатый клапан прекратит подачу топлива. Затем нужно опустить металлическую масштабную линейку в банку и замерить расстояние от поверхности топлива в ней до плоскости разъема крышки, как показано на рисунке. Этот способ наиболее прост и точен. Но он неприменим для карбюраторов, в которых поплавок на оси закреплен в корпусе поплавковой камеры. И ВСЕ-ТАКИ ЕЩЕ ЛУЧШЕ! Последние модели отечественных карбюраторов (например, все модификации К-126 и К-124) снабжаются специальным смотровым окномв стенке поплавковой камеры (рис. 6). Через него очень удобно измерять расстояние уровня топлива от плоскости разъема поплавковой камеры с крышкой. Но необходимо иметь в виду следующее. При работе двигателя температураИЛЛЮСТРАЦИИ на 1-й стр. вкладкикарбюратора и бензина в нем всегда значительно ниже температуры самого двигателя и подкапотного пространства, так как в карбюраторе, в смесительной камере происходит частичное испарение топлива, сопровождающееся поглощением тепла из окружающей среды. После остановки двигателя температура карбюратора, а значит, и топлива в нем начинает повышаться в результате теплопередачи и лучеиспускания от более горячих деталей двигателя. Топливо в поплавковой камере с повышением температуры расширяется, и уровень его повышается. Поэтому увеличение уровня топлива в поплавковой камере на 1—2 мм, наблюдаемое через 5—10 минут после остановки горячего двигателя, не признак ненормальной работы поплавкового механизма, а всего лишь следствие вполне естественного теплового расширения топлива. По мере остывания двигателя и карбюратора уровень начнет опускаться. Чтобы избежать ошибки, замеры надо делать на холодном двигателе. Еще одно ограничение. Лучше не замерять уровень топлива во время работы двигателя на минимально устойчивых оборотах холостого хода, так как топливо в этом случае поступает в поплавковую камеру импульсно, что особенно заметно при наличии демпфирующей пружины на запорной игле. Карбюратор несколько секунд (иногда более 10) работает без поступления топлива. Уровень его при этом понижается на 23 мм, опускается и поплавок. Но запорная игла еще не открывается, так как она прижимается к седлу демпфирующей пружиной. А когда поплавок, опускаясь, ослабит свое действие на пружину настолько, что давление топлива в бензопроводе сможет открыть иглу, поплавковая камера очень быстро наполнится топливом. И так будет в процессе всей работы двигателя на минимально устойчивых оборотах холостого хода. Причем колебания уровня зависят от растяжения демпфирующей пружины. Очень сильно растянутая пружина будет давать большие колебания, а нормальная или слишком сжатая может совсем их не давать. Если эти колебания превышают 3мм , то необходимо проверить демпфирующую пружину ив случае необходимости отрегулировать ее длину. Уровень топлива надо замерять трипять раз, сливая его из поплавковой камеры через спускную пробку. Заполнять поплавковую камеру топливом нужно от бензонасоса, поскольку в инструкциях уровень топлива в поплавковой камере указывается с учетом давления, развиваемого бензонасосом. Лишь на основании нескольких одинаковых показаний можно делать заключение о необходимости регулировать поплавковый механизм.