Первенство СССР по мотокроссув классах 250 и 500 см"Личный чемпионат Советского Союза по мотокроссу начался в этом году необычно рано. Ареной первых «сражений» стали жесткие грузинские трассы в Рустави, Тбилиси, Сухуми, где в марте состоялись все три этапа чемпионата «пятисоток» и два в классе 250 смз. Хорошим дополнением к ним явились кроссы сильнейших в Сухуми и на новой трассе в Кутаиси. Столь ранний дебют мотокросса отнюдь не случаен. Он продиктован международным календарем. Рекордный по числу этапов чемпионат мира 1966 года в классе 250 смз проводится на семнадцати трассах и длится с марта по октябрь. Аналогичная картина ив классе «пятисоток», с той лишь разницей, что этапов здесь четырнадцать. Поэтому и наш календарь построен так, что, в отличие от прошлых лет, мы узнали имена чемпионов страны уже на пороге нового сезона. В классе 250 смз золотой призер определился после двух этапов. Одержав убедительные победы и набрав 16 очков, заслуженный мастер спорта Винтор Арбеков в пятый раз стал обладателем чемпионской медали. Владельцы серебра и бронзы в этом классе еще неизвестны. После двух этапов заслуженный мастер спорта Игорь Григорьев и Гунар Драугс набрали по 10 зачетных очков (одно второе и одно третье места). Юный киевлянин Леонид Шинкаренко и москвич Юрий Агеев имеют по 5 очков и претендуют на места в первой пятерке. Заключительный, третий этап — он состоится в Кишиневе в конце июня — сможет «выяснить отношения» претендентов и распределить награды. А вот в классе 500 сма все уже стало на свои места. Здесь чемпионат законЗигурд Калькис — чемпион СССР в классе 500 см'.чился. Золотая медаль вручена армейцу из Риги Зигурду Калькису. Он, так же как и Арбеков, победил в двух этапах и стал чемпионом страны в четвертый раз. Выступление Калькиса произвело отрадное впечатление. Кажется, он обрел наконец те качества, которых ему порой недоставало, — спортивную страсть и выдержку. Серебряной медали удостоен армеец из Киева Игорь Казаков. Он набрал 14 очков (одно первое и одно второе место). Бронзовым призером стал Юрий Матвеев из Серпухова. В отличие от большинства участников, выступавших на чехословацких ЭСО, Матвеев сконструировал мотоцикл на базе нового двигателя ИЖ-65. Машина оказалась резвой — на двух этапах спортсмен был вторым и получил в зачет 12 очков. Несмотря на то, что среди медалистов пока еще нет вчерашних юниоров, минувшие чемпионаты были примечательны новым, решительным наступлением молодых. Из 40 спортсменов — участников первенства в классе 250 смз — 22 были в возрасте 19—20 лет, а 14 — от 21 года до 24 лет. Несколько старше состав в классе 500 смз, но далеко не такой, нан прежде. В этом сказалась линия Федерации мотоспорта СССР на привлечение молодых спортсменов к ответственным соревнованиям. Исключение составили разве только кроссмены Ленинграда, представленные великовозрастными гонщиками. Видимо, по этой причине ленинградцы не смогли стать на чемпионате вровень с москвичами, украинцами, спортсменами из Коврова, имеющими полноценный молодой резерв. Взять хотя бы двадцатилетних украинских мастеров Леонида Шинкаренко и Владимира Погребняка. Они прочно обосновались в группе сильнейших. Мы видели, как они порой прямо-таки «наступали на пятки» маститым, чей авторитет на кроссовых трассах, казалось, непререкаем. Мы видели, как Шинкаренко подолгу «сидел» на колесе у самого Арбекова, а Погребняк чуть не вырвал победу У Григорьева в кроссе сильнейших. В классе 250 смз по меньшей мере восемь 19—20-летних гонщиков претендуют на места в первой десятке. Заметно прибавили в мастерстве самые молодые участники чемпионата ковровчане Вячеслав Краснощекое и Александр Кралинин. Незаурядные способности и настойчивость проявил рижанин Уно Лалло. Выступая на стареньком мотоцикле, он занял восьмое место в кроссе сильнейших. Очень радует рост молодежи в Грузии. Четыре юных гонщика — Александр Клдиашвили, Армен Вавьян, Виктор Котляров и Георгий Вегиашвили — боролись как равные с признанными мастерами. А ведь два года назад во всей республике не было ни одного сильного кроссмена. И в том, что они появились, «повинны» чемпионаты страны и кроссы сильнейших, которые в третий раз проходят на грузинских трассах. Здесь есть на кого посмотреть, у кого поучиться. Отдавая дань способностям и рвению юных дебютантов чемпионата, мы должны все же сказать, что им еще очень многого недостает в смысле физической, спортивной и тактической подготовки. Тренерам сейчас куда легче строить свою работу. У них перед глазами такой высокий эталон, как чемпион мира Арбеков. На этом фоне можно вполне объективно оценить возможности молодых, вскрыть их типичные недочеты и ошибки. Взять хотя бы показатели физичесио-Виктор Арбеков — чемпион СССР в классе 250 смз,го развития. У Арбенова они очень высокие, Большинство же молодых гонщиков не обладают достаточной силой и выносливостью и поэтому не всегда могут удержать мотоцикл на сложных препятствиях, сбиваются с темпа, а иногда падают. На старте Арбеков максимально сосредоточен и мгновенно реагирует на сигнал. У молодых же наблюдается нервозность, а отсюда — недостаточно быстрая реакция на старте. Чемпион мира обладает отточенной техникой преодоления поворотов. Он не сбрасывает резко газ, а эффективно тормозит, стремительно входит в поворот и выходит из него. Большинство же гонщиков заблаговременно гасят скорость, не используют в нужный момент эффективность тормозов и замедленно выезжают из поворотов. Кстати, существеннее всего влияет на снижение средней скорости комплекс ошибок на поворотах. Чемпион мира не ездит на заднем колесе, когда это невыгодно. Молодые же, наоборот, злоупотребляют этим приемом. Они также не обращают внимания на изменение посадки и перемещение в седле для сохранения устойчивости и повышения снорости движения. Столь же значительны ошибки юных ив тактике. На все это должны обратить пристальное внимание их наставники. Итоги первенства 1966 года рождают большие надежды. Они говорят о том, что наш мотокросс стоит на верном пути и приобретает все большую популярность. Федерация мотоспорта не могла удовлетворить и половины заявок республик и областей на участие в первенстве. В связи с этим нельзя умолчать о безответственном отношении некоторых ответственных товарищей к своим заявкам. Именно так можно охарактеризовать действия руководителей ДСО «Калев», которые не командировали на соревнования гонщиков, хотя заявки их были удовлетворены полностью. Удивляет и отношение представителей Армении. После неудачного выступления на первом этапе команда незаметно исчезла с чемпионата. Стоит ли говорить, какой вред молодым гонщикам приносит такое неспортивное поведение тренеров и представителей. Нам кажется, Федерация автомотоспорта Армении должна высназать свое мнение по этому поводу. За последнее время заявки на проведение первенства СССР и международных соревнований по мотокроссу поступают со всех концов страны. Сегодня федерация не может удовлетворить и десятой доли этих заявок, так как принцип многоэтапности (чемпионата) распространен только на два международных класса. Но он подтвердил свою жизненность, и, думается, пора его узаконить во всех других классах, в первенствах республик, областей И даже городов. Это даст нам возможность решить главные проблемы развития мотоспорта — проблемы массовости, роста мастерства и завоевания мировых вершин. М. КЕДРОВ, главный тренер по мотоспорту•16-