КУДА ВЕДЕТ ДОРОГА?Окончание. Начало см. на стр. 21 километров пути. Во-вторых, вместо того, чтобы размещать их «за перекрестком в начале каждого' из отходящих маршрутов», как этого требует ГОСТ, марку укрепляют на одной из опор перед пересечением дорог. В результате подтверждения о правильном выборе маршрута не получает ни водитель, который только что выехал на трассу, ни тот, кто давно едет по ней. Если принять во внимание важность безтекстовой информации, то было бы полезно, на наш взгляд, сочетать маршрутные марки и указатели направлений на одном щите. И устанавливать их не только на дорогах, но ив населенных пунктах, на тех перекрестках, где маршрут уходит в сторону. Нельзя не сказать ио «километровых указателях». В СССР принята двухсторонняя система отсчета расстояний: на одном указателе приводится как пройденное расстояние, так и оставшееся. Сумма этих двух чисел определяет общую протяжен-I ОБЪЕЗД)чность дороги и также служит подтверждением правильности выбранного пути. Как ни странно, на новых магистралях эта система, предусмотренная ГОСТом, нарушается. Наконец, огромное значение для безопасности движения имеет четкое обозначение границ дорожного полотна. Для этих целей служат придорожные столбики. Однако на наших дорогах они применяются в основном как защитные ограждения по краям обрывов, насыпей, дамб ис внешних сторон закруглений, хотя надо заметить, что в силу недостаточной прочности они для этой цели не подходят. На наш взгляд, столбики должны ограждать дорогу на всем ее протяжении. Они помогут водителям не упускать из поля зрения границы дороги с наступлением темноты, в туман и метель. На большей части зарубежных дорог это делается так: по обе стороны дорожного полотна стоят двухцветные столбикисправа обращенная к водителям сторона имеет красный цвет, слева — белый; в столбики вмонтированы катафоты такого же цвета. При таких «маяках» не страшно и на поворотах: вот далеко в рассеянном свете фар вы видите поперек дороги «стенку» из красных огней — значит, дорога поворачивает влево, из белых — вправо. Предвижу замечание, что все, о чем шла речь выше, вещи давно известные. Не спорю. Вот и хотелось, бы в конце обратиться с вопросом к нашим дорожникам: когда же мы увидим их на наших магистралях? Г. С ОЛОВЬЕВх««<Поправки к помещенным в одиннадцатом выпуске «Зеленой волны» (За рулем» № 4, 1966 г.) ответам на задачи, опубликованные в десятом выпуске. Ответ на первую задачу ошибочно взят из другой серии задач. Правильный ответ не под № 3, а под и1 — «Мотоцикл, легковой и грузовой автомобили». В ответе на третью задачу — опечатка. Действительно, водитель автомобиля должен пропустить мотоциклиста, а потому правилен ответ не № 1, а № 2. Редакция приносит извинения читателям.Центральное правление научнотехнического общества городского хозяйства и автомобильного транспорта проводит «Всесоюзный открытый конкурс на) лучшее предложение по борьбе с гололедом на автомобильных дорогах ив городских проездах», В нем могут участвовать кок отдельные граждане Советского Союза, так и коллективы. Обязательное условие: жюри будет рассматривать только материалы, которые не публиковались в печати, кроме предложений по модернизации машин и механизмов. В основу представляемых на конкурс предложений могут быть положены три главных вопроса. Причем предполагается как комплексное их решение, так и разработки по каждому из них. Прежде всего речь идет о создании машин и механизмов (самоходных. прицепных, навесных) для удаления с дорожных покрытий гололедной пленки и слоя уплотненного снега. Разумеется, они не должны при работе повреждать покрытие. Совершенно обязательны также достаточная мощность, хорошая маневренность, высокая ра)бочая скорость и производительность. Другое направление — рекомендации по применению таких химических веществ, которые могли бы разрушать (расплавлять) ледяную корку, если потребуется, легко перемешиваться с минеральными материалами и не слеживаться при хранении. Они должны быть дешевыми, не токсичными, безвредными для дорожных покрытий любых типов. Важно, чтобы при их использовании не ржавели узлы и детали автомобилей, не портились шины и обувь пешеходов. И последнее направление — рекомендации по применению химикатов или полимерных материалов, обеспечивающих эффективную и недорогую обработку дорожных покрытий перед ожидаемым гололедом или снегопадом. Цель такой обработки — уменьшение сцепления уплотненного снега и льда с дорожными покрытиями. Желательно, чтобы в материалах, подаваемых на конкурс, были приведены расчеты технико-экономической эффективности применения предложений и данные эксперимента их проверки. Для авторов лучших предложений установлены восемь премий: первая — 500 рублей, вторая — 300 рублей, три третьих — по 100 рублей и три поощрительных — по 50 рублей. Последний срок отправки материалов — 31 октября 1066 года. Предложения на конкурс следует направлять по адресу: г. Москва, К-12, ул. Куйбышева, 4, помещение 11, Центральное правление НТО городского хозяйства и автомобильного транспорта.ПОДУМАЙТЕ НАД ЭТОЙ ПРОБЛЕМОЙА с ним на домногочисленная армия велосипедистов и так назывемые гужевые транспортные средства. Увы, соседство с ними автомобиля и мотоцикла часто оказывается далеко не безопасным. Говорят, что в Индии слонам, которые используются на транспортных работах, подвешивают сзади красный фонарь. Надо полагать, что на наших дорогах велосипедистов и повозок больше, чем слонов в Индии. Однако вопрос освещения ночью гужевого транспорта и велосипедов практически никак не решается. Помню, велосипед довоенного образца, на котором я когда-то учился ездить, имел три отражателя — на каждой из педалей и на заднем крыле. Даже при слабом свете невозможно было не заметить мелькающие огоньки-педали. А во что превратились отражатели на современных велосипедах? Просто в декоративную деталь. Делаются они большей частью из красной пластмассы, которая не способна хоть в какойто мере отражать световые лучи. Вряд ли можно предполагать, что заводам-изготовителям неизвестно истинное назначение отражателей и их роль в безопасности движения. Думаем, что наша химическая промышленность может производить отличные светоотражающие материалы. Так почему по дорогам до сих пор движутся невидимки? Ю. ПЕТРУСЕВИЧЮС, инженер г. Капсукас Литовской ССРришло лето. П роги выходитI•• IHW^-^c¥t^i /Зелл^ссил чйя^^^^с-у Зел-е^ии}