Водители спрашивают дорожниковаждому ясно, что правильная и своевременная информация об изменениях направления дороги, ее характере и границах, расстояниях до населенных пунктов и технического обслуживания, об местах, пересечениях с другими магистралями и т. п. имеет для безаварийного и скоростного вождения автомобилей первостепенное значение. К сожалению, путешествующим на колесах известно и другое: этот «счет» водителей к дорожниCi кам в значительной части еще не оплачен. Наш Государственный стандарт на дорожв ные знаки и указатели предусматривает многочисленные способы оповещения водителей об обстановке на дороге. Увы, многие из них только и живут на страницах ГОСТа. Посмотрите вокруг. По сторонам наших дорог немало всяких щитов и транспарантов. Но о чем они говорят водителям? О том, что «Лес — народное богатство», что «Аэрофлот экономит время!» Спору нет, все это нужные сведения, но водителя в пути интересует и другое. Ему надо знать, например, сколько километров до ближайшей АЗС, как проехать к тому или иному пункту, опасен ли этот поворот дороги и т. п. А вот на такие вопросы он зачастую и не находит ответа. Правда, дорожных знаков на наших автомагистралях масса. Но они содержат очень мало информации и очень много ограничений. Да и предупреждающие зна-ар ей ший аторж УР налаИмя автора этой статьи, Георгия Михайловича Соловьева, хорошо знакомо многим читателям журнала «За рулем». Его учебники помогали овладевать водительским искусством сотням и тысячам шоферов-профессионалов и автолюбителей. Большой популярностью пользуются принадлежащие его перу пособия по правилам движения. Судья всесоюзной категории, он ведет полезную общественную работу в Федерации автоспорта СССР, участвует в судействе важнейших соревнований в нашей стране и за рубежом. Георгий Михайлович удостоен орденов Ленина, Красного Знамени и других правительственных наград. Его активная работа в Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту отмечена «Почетным знаком ДОСААФ СССР». Георгию Михайловичу Соловьеву исполнилось 60 лет. От имени наших читателей редакция журнала «За рулем» поздравляет юбиляра, желает ему хорошего здоровья, энергии, творческих успехов.кромке обочины, применяются сигнальные щиты — большие прямоугольники с рисунком «елочка», вершина которой направлена в сторону поворота (рис. 3). Они устанавливаются горизонтально в створе дороги и видны водителям даже лучше, чем дорожные знаки. Думается, что такие щиты значительно эффективнее, чем загадочные «восклицательные знаки» на крутых поворотах, скажем, симферопольской трассы под Тулой. Известно, что всем основным автомобильным дорогам Советского Союза присвоены номера, по которымK yqa Geqemки далеко не всегда установлены перед местами, представляющими реальную опасность. Так, знаки «Поворот направо» и «Поворот налево» должны стоять перед крутыми поворотами или поворотами с ограниченной обзорностью. На деле же большую часть обозначенных ими «опасных поворотов» на наших дорогах можно проходить с расчетной для данной дороги скоростью — 80—100 километров в час, а на так называемых крутых спусках достаточно сбросить газ, чтобы автомобиль начал снижать скорость. Не думайте, что такие лишние знаки безобидны. Это ведет порой к тяжелым последствиям. Представьте водителя, который встречает предупреждающий об опасности знак, а самой опасности вовсе не видит. И так случается второй раз, и третий, и четвертый... Но вот перед ним действительно опасный участок дороги, однако знак уже всерьез не воспринимается, бдительность притупилась. Вот вам и беда! Совершенно очевидно, что только строго необходимая и объективно оправданная информация и ограничения могут воспитывать у водителей внимание к знакам и уважение к органам, устанавливающим их. Это нужно и для того, чтобы водитель чувствовал себя на дороге уверенно, ездил без лишнего напряжения. В то же время были бы совсем не лишними разумные дополнения к стандартным знакам, которые встречаешь во многих зарубежных странах. Например, под знаками, предупреждающими о пересечении дорог, щиты с изображением схемы перекрестка (рис. 1). Они дают водителям возможность, правильнее распределить внимание на боковых проездах, точнее выбрать скорость движения на повороте. Или, скажем, над табличкой «Объезд» указатель со схемой движения по объездной дороге и названиями промежуточных пунктов (рис. 2). На наиболее крутых и опасных загруглениях дорог в ряде стран, помимо защитных брусьев на внешнейqoposa?очень удобно ориентироваться и жителям нашей страны и иностранцам. Однако как редко мы видим их на дорогах) Да и там, где они встречаются, маршрутные марки установлены без знания дела. Во-первых, они повторяются крайне редко — через десятки, а иногда и сотни Окончание на стр. 24•21-