Рука но пульсЕжедневно в редакцию журнала приходит почтальон и извлекает из объемистой сумки кипы разноцветных конвертов. Они ложатся на редакционный стол высокими стопками, и в каждом скромном прямоугольничке мы заранее ощущаем послание друга, добрую или плохую весть, биение неведомого, но близкого нам человеческого сердца. В 1967 году редакция получила около сорока тысяч писем. Честно говоря, мы гордимся такой солидной цифрой. Значит, мы нужны всем этим людям, взявшимся за перо, — шоферам-профессионалам и мотоциклистам, автолюбителям и работникам ГАИ, спортсменам и тем, кто только мечтает связать свою жизнь с автомобилем или мотоциклом. Это ощущение повышает чувство ответственности и когда садишься писать ответ своему незнакомому корреспонденту и когда готовишь очередной номер журнала. Сколько мыслей, ассоциаций, новых твг.рческих замыслов рождает чтение редакционной почты! Как широк и многообразен круг тем, вопросов, предложений, советов, замечаний, содержащихся в письмах читателей! За строками писем чувствуешь дыхание живой жизни, созидательный труд, большую радость за гигантские свершения, достигнутые народом под руководством партии, кровную заинтересованность в том, чтобы дела наши на каждом участке день ото дня шли все лучше и лучше. Работник строительно-монтажного треста из Уфы Александр Галяшкин, страстный мотолюбитель, в обстоятельном письме, иллюстрируемом фотографиями, рассказывает о совершенном им и его друзьями мотопробеге по родной стране; о гордости, которая охватила всех их во время переезда по плотине Волжской ГЭС, о встрече с давним другом, работающим ныне на ударной комсомольской стройке, о массе других впечатлений, полученных йа дорогах Родины. Тут же — высокая оценка мотоциклов М-104 и «Восход», благодарность мотоциклостроителям за отличные машины. Инженер Ф. Д. Юлдашев из г. Ургенча Хорезмской области хочет, чтобы в журнале был отмечен ветеран производства, передовой водитель Ургенчской автобазы ударник коммунистического труда Якуб Каримович Каримов. Сколько таких писем — о замечательных новостройках, преображающих облик нашей земли, о чудесных советских людях, вдохновенным трудом приближающих светлое будущее. Это — человеческие документы огромной воспитательной силы, заражающие энтузиазмом, зовущие на трудовые подвиги и показывающие, как эти подвиги надо совершать. Большую часть редакционной почты составляют письма, в которых выражена глубокая, мы бы сказали, хозяйская заинтересованность в том, чтобы наша автомобильная и мотоциклетная промышленность работала еще лучше, чтобы скорее устранялись отдельные недостатки как конструктивного, так и технологического порядка. Шофер Пермского грузового автохозяйства В. И. Запольсний пишет: «Получил я недавно автомобиль с маркой КАЗ-608 Кутаисского завода. Хорошая по конструкции машина, но качество сборки, а особенно изготовление и покраска кабины, оставляют желать лучшего». Б. С. Суворов из Одинцовского района Московской области прислал свои соображения о целесообразности установки наружных зеркал заднего вида с правой и левой стороны у микроавтобусов РАФ-977Д. Министерство автомобильной промышленности СССР подтвердило справедливость замечания тов. Суворова и сообщило, что на модернизированном автобусе РАФ-977 ДМ установка таких зеркал будет предусмотрена. ТО. А. Широков из Вологды считает, что мотоцикл «Иж-Планета 2» выпуска 1967 года имеет достаточную мощность, красивый внешний вид. Но он просит обратить внимание работников Ижевского машиностроительного завода на качество сварки рамы и заправку амортизаторов маслом Мотоциклостроители согласились с этими замечаниями и заверили, что они будут приняты во внимание. В. Д. Унтилов из Комсомольска-на-Амуре недоумевает, почему на мотоциклах «Урал» не устанавливаются указатели поворота. «Необходимо также, — пишет тов. Унтилов, — устанавливать дополнительные грязевые щитки и совсем неплохо было бы снабжать колесо коляски собственным тормозом». О том, что наш читатель прав, свидетельствует ответ ВНИИМотопрома: «На Ваше письмо в редакцию журнала «За рулем» сообщаем: на всех перспективных мотоциклах, производство которых намечается на Ирбитском мотозаводе, будут устанавливаться указатели поворота и брызговики. Кроме того, в конструкциях новых моделей мотоциклов Ирбитского и Киевского" мотозаводов предусматривается гидравлический привод тормозов заднего колеса и колеса коляски». Как видим, наши читатели в своих письмах помогают создателям автомобилей и мотоциклов лучше узнать потребности водителей, подсказывают рациональные решения. А сколько справедливых нареканий на недостатки в обеспечении запасными частями, в обслуживании автомобилей и мотоциклов, в работе Посылторга... Есть еще одна значительная группа писем, которая поднимает большой и важный вопрос. «Здравствуйте, дорогая редакция журнала «За рулем»1 Это пишет вам восьмиклассник Борис Овечкин из села Морской Чулек Неклиновского района Ростовской области. Я очень интересуюсь автоделом. Люблю машины, знаю все их марки и характеристики. Вез автомобиля я не представляю себе жизнь — не могу без машин и все. Мама говорит, что это горячка и она скоро пройдет, но разве может горячка длиться с4 до 15 лет? Напишите, пожалуйста, прошу вас, что нужно для того, чтобы стать счастливцем-шофером?» «Мне шестнадцать лет. — пишет В. Н. ЕсЬанин из Воронежа. Я увлекаюсь автомобилями, могу хорошо управлять ими и знаю правила движения. Можно ли получить права юного водителя?» Стоило • опубликовать в журнале статью «Школьник хочет стать шофером» («За рулем», 1967, № 7), как посыпались письма — и от учеников и от учителей. «За 16 лет работы учителем физики,— пишет нам Г. П. Осипов из поселка Итат Кемеровской области, — я много раз вел сначала уроки автодела, а затем кружки. Действительно, необходимо узаконить автомотокружки в школах. А для этого, кроме всего прочего, нужно найти общий язык с ГАИ». Проблема, как говорится, стучится в дверь. И ее надо решить — в интересах молодежи, влюбленной в автомобиль, вГ Читая ^ редакционную почту кLинтересах расширения подготовки технических специалистов для народного хозяйства и наших славных Вооруженных Сил. Мы в редакции заметили одну характерную особенность: приток писем увеличивается каждый раз после выхода очередного номера журнала. Сотни и тысячи, добровольных рецензентов спешат сообщить свое мнение о вышедшем номере, рассказать что им в нем понравилось, а что нет, высказать предложения, советы. «Больше печатайте автомобильных маршрутов по стране», — рекомендует М. Я. Дьяченко из г. Усть-Каменогорска. Ридван Сулейманов из г. Намангана конкретизирует: ему надо знать, как проехать на автомобиле от Намангана до Крыма. Е. Ф. Беляев с женой летом 1968 года собирается совершить на своем «Москвиче-408» путешествие из Чернигова через Куйбышев к Аральскому морю ив Среднюю Азию. По окончании 10-го класса Валерий Щеглов из Свердловска хочет объехать на мотоцикле некоторые города Советского Союза. Стремясь удовлетворить законное желание многих читателей лучше узнать свою страну, воочию увидеть гигантский размах строительства, побывать в местах, связанных с великими событиями прошлого и настоящего, редакция объявляет в этом номере Всесоюзные заочные соревнования автомототуристов, посвященные 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Почти в каждом номере журнала будут публиковаться наиболее интересные маршруты — выбирай, какой тебе по душе! В письмах содержится много °и других пожеланий. Л. Поспелов из г. Шахты предлагает ввести в журнале рубрику «Текущее обслуживание и бемонт автомобиля». Ю. С. Ткачев из Воронежа высказывает такое же мнение и, кроме того, рекомендует увеличить в объеме раздел «Советы бывалых». «Убедительно прошу, печатайте еще в своем журнале рубрику «Смотри в оба1» — она очень хорошо помогает нам, сельским любителям автомотодела осваивать правила движения» — такое письмо мы получили из совхоза «Восточный» Дубовского района Ростовской области. Н. М. Кукушкин и другие наши читатели из г. Шуи Ивановской области просят возобновить на страницах журнала раздел «Экзамен на дому». Ряд товарищей жалуется на затруднения, встретившиеся при оформлении подписки на журнал «За рулем»... Нечего и говорить, каждое письмо, полученное редакцией, каждый отзыв о журнале — будь он положительный или отрицательный, каждое предложение и пожелание, является для нас документом большой важности. Еще бы! Читая многочисленные письма, испытываешь такое ощущение, словно держишь руку на пульсе жизни, чувствуешь ее горячее дыхание, следишь за правильностью взятого курса. Журнал надо делать, как можно полнее учитывая интересы и запросы читателей, и в значительной мере руками самих читателей — о верности этого принципа еще и еще раз убедительно свидетельствует редакционная почта.7