МОГИЛЕВСКИЕ ВЕЗДЕХОДЫСписок автомобильных предприятий страны все время пополняется. В их число в 1966 году вошел Могилевский автозавод имени С. М. Кирова. Первым для молодого коллектива явился 18-тонный самосвал повышенной проходимости МоАЗ-522. Он предназначен для работы в нарьерах в различных климатических зонах нашей страны.Самосвал разрабатывался на базе узлов одно- и двухосного промышленных тягачей. При этом унификация основных узлов составила около 90 процентов. На автомобиле устанавливается четырехтактный дизель ЯМЗ-238 мощностью 240 л. с. Топливные баки емкостью 400 л делают возможной двухсменную работу автомобиля в карьере. Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией воды. При низких температурах допускается использование антифриза. Для зимних условий предусмотрен подогреватель охлаждающей жидкости и масла. Он позволяет пустить двигатель при температуре минус 40 градусов за 20 минут. На МоАЗе установлен радиатор трактора Т-140, который даже в сорокаградусную жару обеспечивает нормальный режим работы двигателя. Двигатель пускают стартером, питающимся от аккумуляторных батарей. Через карданный вал крутящий момент передается на коробку передач, имеющую четыре передачи переднего хода-и одну — заднего. В ней установлены пальчиковые синхронизаторы. Машина оборудована двухдисковым сцеплением с периферийныi ми пружинами. В систему привода сцепления включен пневмоусилитель. Раздаточная коробка имеет два диапазона передач. Она трехвальная с выводом отбора мощности на два моста. Диапазоны передач включаются через установленные на нижнем валу синхронизаторы, которые обеспечивают плавное переключение во время движения. В раздаточной коробке есть отключатель переднего моста. Управляется он пневматическим приводом с места водителя. Мосты выполнены в литых картерах и имеют по два редуктора. Главная передача состоит из пары конических шестерен со спиральным зубом и коническим дифференциалом. Колесный редуктор — планетарный, с прямозубыми шестернями. Он расположен в наружной части ступицы колеса. Редукторы соединены полуосями разгруженного типа. Передний мост имеет дополнительно кулаки, обеспечивающие поворот колес. Полуоси его соединяются шарниром равных угловых скоростей. На всех четырех колесах — колодочные тормоза с пневматическим приводом. Кроме них, на автомобиле установлен ручной тормоз барабанного типа с механическим приводом. Рулевое управление — с гидроусилителем и следящей связью от колес автомобиля. Рулевой механизм с приводом золотникового типа. Насос — непосредственно на коробке отбора мощности и работает как от двигателя, так и от колес, обеспечивая тем самым высокую надежность системы управления. Двухместная цельнометаллическая кабина оборудована регулируемым сиденьем, отопителем с устройством обдува лобового стекла, вентилятором, стеклоочистителями, зеркалами заднего вида с обеих сторон. Кузов автомобиля-самосвала — ковшового типа. Он сварен из низколегированной стали. Основание его изготовлено из толстого листа и рассчитано на загрузку трехкубовым экскаватором. Борта связаны с основанием усилителями коробчатого типа. Кузов крепится на раме автомобиля при помощи шарнира. Для опрокидывания его служат два телескопических подъемника двойного действия. В гидравлической системе опрокидывающего механизма установлены шестеренчатые насосы НШ-46, кран управления и система трубопроводов. Управляет системой водитель непосредственно из кабины. Оба моста самосвала оборудованы рессорной подвеской с гидравлическими амортизаторами. В сочетании с шинами низкого давления и большого диаметра такая подвеска позволяет самосвалу двигаться на высоких скоростях в условиях бездорожья, что недоступно обычным автомобилям. МоАЗ-522 в 1966 году успешно выдержал заводские испытания на строительстве шоссейных дорог и гидроэлектростанций. Три образца проходят межведомственные испытания. Первый этап их на открытом строительстве Московского метрополитена закончен, и сейчас машины работают на строительстве Киевской ГЭС. К 50-летию Советской власти конструкторы завода радикально усовершенствовали самосвал-вездеход. На перспективной модели МоАЗ-522А будет установлена пневмогидравлическая подвеска, отличающаяся особой плавностью, и новая, совершенная гидромеханическая трансмиссия. Изменения конструкции кабины улучшат доступ к узлам, облегчат ремонт и обслуживание машины. На базе узлов самосвала МоАЗ-522 и одноосного тягача МоАЗ-546 завод разработал типаж перспективных автомобилей повышенной проходимости. Это новое перспективное семейство вооружит автотранспортников, строителей, лесорубов, изыскателей и геологов мощными специализированными вездеходами.Автомобиль МоАЗ-522. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МоАЗ-522 Грузоподъемность, нг 18 000 Собственный вес, к г 17 500 Полный вес нагруженного ав35 500 томобиля, иг Распределение веса нагруженного автомобиля по осям, иг на переднюю 17 100 на заднюю 18 400 Габаритные размеры, мм: длина 7700 3150 ширина высота по козырьку плат3300 формы 2800 Погрузочная высота, мм 9 Емкость кузова, м3 3350 Ваза, мм 2400 Колея, мм Дорожный просвет под мостами, мм 570 50 Наибольшая скорость, км/час Радиус поворота по колее передних колее, м 9,8 Шины 26,5—251 2345Принципиальная схема управления передними колесами: 1 — рулевой механизм с гидравлическим распределителем; 2 — обратная механическая связь; 3 — рулевая трапеция; 4 — мост; 5 — управляемые колеса; в — цилиндры поворота; 7 — масляный бак; 8 — шестеренчатый насос.г. Могилев, БелорусскаяССРН. СИДОРОВ, главный конструктор завода имени С. М. Кирова