КОНТАКТНО-МАСЛЯНЫЙ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬНА ИЖ-56«Мне на протяжении восьми лет исправно служит в походах и путешествиях ИЖ-56. На нем я побывал в Средней Азии, на Урале, Кавказе, в Прибалтике. Отличная машина! Думаю, что я наезжу на ней еще не одну тысячу километров. Но мне хотелось бы и ей облегчить работу. Короче, прошу подробно рассказать на страницах журнала, как установить на ИЖ-56 контактно-масляный фильтр. Ведь он значительно эффективнее». Такое письмо прислал в редакцию В. Трояновский из Казани. Этим же вопросом интересуются В. Лавров из Тулы, Г. Черединцев из Гомеля, Н. Скородумов из Комсомольска-на-Амуре и многие другие мотолюбители. Редакция попросила ответить читателям работников Ижевского машиностроительного завода А. Д. Максимова и А. А. Капканщикова.Многие владельцы мотоциклов ИЖ-56 задумываются, как продлить срок службы цилиндров, поршней и колец. Известно, что одним из главных условий, определяющих износы этих деталей, является очистка воздуха, потребляемого двигателем. А качество очистки в свою очередь зависит от конструкции воздухоочистителя. Попытаемся дать несколько рекомендаций по замене устаревшего инерционного воздухоочистителя мотоцикла ИЖ-56 контактно-масляным воздухоочистителем, предназначенным для «ИЖ-Юпитера» и «ИЖ-Планеты». Установка его и связанные с этим переделки доступны каждому мотолюбителю. Целесообразность замены подтверждается данными испытаний, проведенных заводом и ВНИИМотопромом. С применением такого воздухоочистителя ремонт цилиндра и замена поршня двигателя «ИЖ-Планеты» становятся необходимыми только через 20—22 тысячи километров пробега мотоцикла, тогда как при тех же условиях ремонт цилиндра и замена поршня двигателя ИЖ-56 обязательны через 10—15 тысяч километров пробега. Контактномасляный воздухоочиститель обеспечивает в 3—5 раз лучшую очистку воздуха от пыли при малом расходе воздуха ив 1314 раз лучшую — при большом. К тому жес накоплением пыли в бункерах воздухоочистителей ИЖ-56 коэффициент очистки резко падает. При установке контактно-масляного воздухоочистителя на двигатель ИЖ-56 необходимы определенные переделки. Прежде всего, если у вас машина с удлиненным впускным патрубком, который применялся на ИЖ-56 выпуска 1957—1958 годов, замените его укороченным патрубком 1 (рис. 1), имеющимся на базах Посылторга ив специализированных магазинах. Уточните регулировку карбюратора К-28Д после замены его главного топливного жиклере (производительность его возрастет со 120 до 210 см 3 /мин.). Для этого внутренний диаметр жик ­ лера необходимо увеличить сверлом диаметром 1,1 мм. Остальные дозирующие элементы карбюратора не меняются. Если эта работа покажется сложной, можно заменить карбюратор К-28Д на К-28И. Он исполцзуется на мотоциклах «ИЖ-Планета». Теперь нужно удалить из правого кожуха защиты карбюратора привод воздушной заслонки. Для крепления воздухоочистителя (подобно тому, как это сделано на «ИЖ-Юпитере») нужно обзавестись специальной стяжной лентой 2 (рис. 2). Изготовить ее можно из стального листа или ленты толщиной 0,5—1 мм , желательно из стали 10. Общая длина развернутой ленты с учетом сварки ее концов у роликов 3 должна составлять 465 мм . Для удобства крепления воздухоочистителя правая половина ее должна иметь длину 245 мм. Крепится лента к ребрам картера болтами 1с гайками или специальными заклепками. Ролик правой половины ленты должен иметь резьбу для стяжного болта 4. Далее следует выбрать согласно размерам, указанным на рис. 2, заднее ребро «котла» картера. При этом необходимо помнить, что алюминиевый сплав, из которого изготовлен кар . тер, довольно хрупок. Удалить ребро у картера, не разбирая картера или отдельно в половинках, можно при помощи пилы и остро отточенного зубила. Выборка задней стенки защитных кожухов карбюратора показана на рис. 3 и 4. Наконец, не забудьте о специальной опорной прокладке «а» (рис. 4), изготовленной из пористой резины толщиной 10—12 мм . Устанавливают воздухоочиститель в такой последовательности: вначале крепят впускной патрубок цилиндра, затем монтируют правый защитный кожух карбюратора, сам карбюратор, воздухоочиститель ив заключение стягивают ленту и ставят левый кожух карбюратора. В дополнение к статье полезно перечитать раздел «Карбюратор, воздухоочиститель» заводской конструкции по эксплуатации мотоцикла ИЖ-56. А. МАКСИМОВ, инженер г. Ижевск А. КАПКАНЩИКОВ, слесарь-испытательР ис . 1. Расположение воздушного фильтра: 1 — патрубок; 2 — карбюратор; 3 — лента крепления воздушного фильтра. Р ис . 2. Размеры измененного картера и детали крепления воздушного фильтра: 1 — болт и гайка для крепления ленты; 2 — лента; 3 — ролики; 4 — стяжной болт. Р ис . 3. Выборка задней стенки защитных кожухов карбюратора. Р ис . 4. Так следует располагать опорную прокладку (а).27