ИСПЫТЫВАЕТ «ЗА РУЛЕМ»В ПРОШЛОМ ГОДУ РЕДАКЦИЯ ПРОВЕЛА ДОРОЖНЫЕИСПЫТАНИЯ МОТОЦИКЛА ЯВА-350, МОДЕЛИ 360. ОБ ЭТИХ ИСПЫТАНИЯХРАССКАЗЫВАЕТВ СВОИХ ЗАМЕТКАХНАШСОТРУДНИКИНЖЕНЕР М. СЕЛАВРИ. _ ЦЕРВАЯ ВСТРЕЧА Весной в представительстве чехословацкого внешнеторгового объединения «Мотоков» я получил «Яву» — самую обыкновенную, одну из тех, что поступают для продажи внаши магазины. Вечерело. Рабочий день кончился, а для меня он продолжался. Быстрее на загородное шоссе, почувствовать новую машину, пережить то радостное волнение, которое всегда испытываешь при первой встрече. Десять лет я ездил на четырехтактных мотоциклах — д вухтактные как-то не внушали мне доверия. Поэтому должно быть понятно, с какой придирчивостью я отнесся к работе двигателя, да и всего мотоцикла в целом. Однако тихое урчание мотора имягкая работа амортизаторов вскоре успокоили меня. Появилось ощущение давнего знакомства с мотоциклом. Обкатка продолжалась недолго — всего 12 дней. В среднем мотоцикл проходил 200 — 220 километров за день. Я спешил обкатать «Яву», пока не наступила жара-. Температура воздуха в вечерние часы (когда я выезжал на шоссе) колебалась в пределах от минус 1 до плюс 6 градусов. В течение первой тысячи ки ­ лометров пробега скорость не превышала 60 км/час на прямой передаче. Вторая тысяча была пройдена при скорости 80 — 9 0 нм/час. Еще 500 нилометров при таком жережиме — и обкатказакончена . Для заправки мотоцикла я пользовался маслом АС-10 и бензином А-72 (или А-76), смешивая их в пропорции 1 : 2 0 . Несколько раз вместо АС-10 применял авиационное масло МС-20, но смесь тогда готовил в соотношении 1 : 2 5 — 1 : 3 0 . Все лето, в особенности в субботние и воскресные дни, я продолжал испытывать «Яву». Неоднократно приходилось вести машину по проселнам, по лесу, по насыпи вдоль канала. Однажды меня там застал ливень, и небольшой участок пути вдоль канала до действующего парома отнял полтора часа времени. Глубокие колеи, вода — выше колена. Однако «Ява» уверенно ползла по грязи. Оказалось, что к ней можно приспособиться и на проселочных дорогах, д аже при мокром, скользком грунте . Еще раз я попал в дождь на проселке в августе недалеко от Ржева. Ехал в район озера Волго. От Москвы до Волоколамска меня сопровождал туман . От Волоколамска до Ржева — солнце, на небе ни облачка. Отъехав от Ржева по «грейдеру» километров на двадцать в сторону Селигера, я остановился. Начинался дождь. Через два часа он превратился в ливень. Дорога размокла. Редкие грузовики ползли как-то полубоком. Два «Ирбита» со свернутыми влево рулями долго двигались по видимому участку дороги. Наконец просветлело. Дорога — глина с песком, изредка один-два километра булыжника . На грунте колеса вязн ут по обода. Скоро начал опять накрапывать дождь. «Ява» теряла управляемость. В таком положении объехать луж у , яму или камень невозможно. Если повернуть руль — мотоцикл развернет. Наклонить мотоцикл — упадешь. Приходилось останавливаться и маневрировать на месте. Стодесятикилометровый путь от места последней остановки до Селижарово я проехал за пять с половиной часов. Скорость по спидометру не превышала 30 км/час. Передача все время (по возможности) была включена высшая, допустимая для данного участка дороги. Остановок в пути не делал. Несмотря на тяжелую дорогу, двигатель ни разу не перегрелся, не закапризничал . Обратно я возвращался с хорошей погодой. М не предстояло 15 километров пройти по проселку, 135 по «грейдеру» и 220 по шоссе. Проселок и «грейдер» отняли три часа времени. Скорость местами достигала 100 км/час. Ехать быстрее было опасно, т аккак встречались участки со свеженасыпанным и нераскатанным песком. Ехать медленнее 60 км/час — неприятно: с лишком много кочек, я м , к амней попадается на пути. Оптимальная скорость на «грейдере» — 7 0 — 8 0 нм/час. Вот такими путями-дорогами, и тяже ­ лыми, и хорошими , на разных скоростных режимах за лето 1967 года мотоцикл прошел 15 тысяч километров. ЧТО ХОРОШО, И ЧТО ПЛОХО Не стану больше занимать время описанием пробегов. Уверен, что каждому мотоциклисту есть что вспомнить и рассказать товарищам из своего опыта. Хочу лишь подчеркнуть, что «Яве» доста-ПУТИ-ДОРОГИ На мотоцикле был установлен ветровой щиток из органического стекла. Слов нет, он защищает водителя, но при боковом ветре ехать с ним трудно, а если ветер порывистый, то просто опасно. Из-за парусности щитка мотоцикл бросает в стороны, а при поворотах требуются большие усилия, чтобы удержать руль в нужном положении. На майские праздникия отправился в первую дальнюю поездку — в район разъезда Дубосеково — место героического подвига панфиловцев. Вы помните начало прошлогоднего мая? В Москве около 20 градусов. Нескончаемой вереницей тянутся по шоссе автомобили и мотоциклы. Все спешат — к то на дачу, к тов лес. И вот тут-то и про-. явилось одно из лучших качеств «Явы» — приемистость и скорость. Стрелка на спидометре местами достигала сто двадцатого деления. П ри 90 — 110 км/час машина легко вписывалась в повороты шоссе.лось «от души». И яи мои друзья называли ее даже «бедная «Ява». Что можно сказать о работоспособности мотоцикла? Он способен выдерживать без перегрева двигателя любые скоростные режимы . Все дело в регулировке систем зажиганияи питания. На моем мотоцикле зажигание ни разу не сбивалось за весь период испытаний. Работу амортизаторов можно было бы признать отличной, если бы передняя вилка была пожестче. Т ак , на скорости 70 км/час и выше при пользовании передним тормозом даже на ровном шоссе вилка часто стучит. Несколько слаба задняя цепь. За десять тысяч километров пробега она пришла втакое состояние, что ездить с ней стало опасно. Сменил ее при полном износе — обрыве — после 14 000 километров пробега. К ожух цепи, думается нужно улучшить. Он стальной, штампованный из двух половинок. Слишком жестони плохо защищает цепь .от пыли. П ри обрыве цепи кожух заклинивает ее, и заднее колесо идет юзом. Хорошо, когда это случается при троганиис места или на небольшой скорости. Тормоза — эффективные и «мягкие», легко регулируются, и пользоваться ими приятно: они не требуют больших усилий от водителя. Седло-подушка. О нем спорят. М ногиежалуются на то, что устают в этом седле. Верно — сказал бы я вначале. Ерунда — сказал яужев июне. К такому седлу надо «присидеться» — привыкнуть. Если ездить без пассажира (я имею в виду основную форму эксплуатации мотоцикла), это седло позволяет водителю перемещаться вперед-назад, что дает возможность отдохнуть мышцам бедер и ног. При езде с пассажиром седло тесновато, а поэтому устают оба — и водитель, и пассажир . Мне кажется , что неудачно расположена шкала пробега на спидометре. Ночью приходится наклоняться, чтобы разобрать показания. Если снять небольшой угол, образованный в отливке панели спидометра, то все будет нормально. Два слова о качестве лакокрасочного покрытия. Оно отличное. Не облезает и не трескается, не боится ни дождя, ни солнца. Только со временем алые «Явы» становятся вишневыми. Т акс первого взгляда можно узнать мотоцикл-ветеран. Колеса для проселка явно малы. Если бы их диаметр был больше, то проселок не пугал бы владельцев «Яв». Но дажев городе этот недостаток ощутим — при переезде через травмайное полотно на перекрестке улиц надо быть осторожным. Если же мотоцикл съезжает с тротуара, то почти наверняка зацепит передним крылом за бордюр. Однако при известном навыке и смек алкенаши мотоциклисты с успехом ездят на «Явах» на любых дорогах и при любой погоде. Н ачинающимже мотоциклистам не надо огорчаться — опыт и смекалка со временем придут икним . А теперь заключение: если эксплуатировать мотоцинл согласно инструкции , применяя бензин А-72 или А-76, а масло — любое автотракторное, имеющееся на автозаправочных станциях, или МС-20, то он прослужит вам верой и правдой долгое-долгое время. Что касается меня, то «Явой» я остался доволен! М. С ЕЛАВРИ , инженерВЫШЛИ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «ТРАНСПОРТ»Н адеждин Б. Н.. П леханов И. П. Автомобиль «Москвич-408». Э ксплуатацияи техническое обслуживание. 1967, 240 стр., 70 000 экз., цена 66 коп . В книгеприводятся сведения, необходимые для индивидуальных владельцев автомобилей «Москвич-408». Читатели познакомятсясустройством автомобиля, п риемамивыполнения работ ежедневного, п ервогои второго технического обслуживания , узнают признаки основных неисправностей , способы их устранения, получат советы, к асающиеся подготовки кдальним поездкам, эксплуатации автомобиля взимнеевремяи его консервации.А вторы дают такжерекомендации по обкатке нового автомобиля иуказывают особенности его технического обслужив анияв этот период. Отдельная глава посвящена управлению автомобилем. В ней описаны приемы пользования контрольными приборами и органами управления , д аны общие указания по управлению автомобилем в городах, нас еленныхпунктахи на дорогах. Автомобильный транспорт Российской Федерации за 50 лет Советской власти. Министерство автомобильного трансп ортаишоссейных дорог РСФСР. Сост. М. А. Среднев, 1967, 38 стр., 5000 экз., цена 11 коп. В брошюре дан краткийисторический обзор развития автомобильного транспорта Российской Федерации за годы Советской власти. Ч ембер Н. Е. Бухгалтерский учет ианализбалансаавтотранспортного предприятия. Учебное пособие для вузов. 1967, 366 стр., 30 000 экз., ц ена 95 коп. В пособиирассмотреныосновные во-п росытеориибухгалтерского учета, орган изации его вавтотранспортных предп риятиях общего пользования . Подробно изложен анализ баланса и бухгалтерской отчетности наавтомобильном транспорте. А зарх А. И. Б елкин П. 3. Упр ажнения по правиламдвижениятранс ­ п ортных средств. 1968. 148 стр.. 100 000 экз., цена 25 коп. Книга содержитупражнения по практ ическомувыполнению сигналов регулировщиков, светофоров,, требований дорожных знаков, указателей и линий разметки, по проезду нерегулируемых перекрестков и площадей в различной обстановке движения.Книжная полка27