12
13
Тихий городок в западной части Ли ­ товской ССР. Население двадцать тысяч человек, автомотоклуб — один, энтузиастов — сотни. Именно благодаря инициативе этих энтузиастов родился в Таураге автомотоклуб. Сначала у него не было ни адреса, ни постоянного помещения. Его члены собирались во дворе дома, где жил Альгирдас Дауноравичус. Здесь рождались смелые проекты, решались важные вопросы. Когда сделали первую, немного странную на вид спортивную машину, у клуба уже был небольшой сарайчик. Позже обзавелись собственным помещением. Раньше здесь были мастерские городской средней школы. Потом школьники переехали в новое здание, и в опустевших комнатушках закипела работа... Старый домВАШВАВТОМОБИЛЬОГОРЧЕНИЯ ИНАДЕЖДЫгоды первых пятилеток такие вещи, как, скажем, мотоцикл, пианино или холодильник, считали роскошью. Сейчас автомобиль в семье становится обычным и непримечательным явлением, а при расширении производства в ближайшие пять лет будет без преувеличения общедоступным. Однако автомобилизация страны — это большая не только социальная, но и экономическая проблема. Она небычайно многогранна, и различные стороны ее требуют одинакового внимания и согласованного развития. Ясно, что нельзя, к примеру, изготовить миллион автомобилей, а шин произвести только на десять тысяч, или выпустить автомобиль на дорогу и не 'Построить ни одной АЗС и т. п. Обставить существование автомобиля всем необходимым — дело не менее, а может быть, более сложное, чем наладить его производство. Человек, скопивший деньги на покупку автомобиля, искренне полагает, что самые большие трудности для него уже позади. Он ошибается. Д ажев индивидуальном пользовании, когда значительная часть работ по техническому обслуживанию выполняется самим владельцем автомобиля, суммарные расходы за время его эксплуатации в два-три раза выше его первоначальной цены. Следовательно, мало изготовить автомобиль. Необходимо одновременно интенсифицировать работу и других обслуживающих автомобилистов отраслей народного хозяйства идаже установить определенные законодательные условия. И здесь еще многое предстоит сделать. В особенности в отношении наиболее важных условий владения автомобилем — мест стоянки, ремонта и технического обслуживания. Именно эти проблемы, к ак показала и проведенная журналом анкета «Сколько жить автомобилю?» (см. «За рулем», 1968, № 5), волнуют автолюбителей сегодня больше всего. Автомобиль тогда удобен, когда он находится вблизи места жительства того, кто им пользуется. Это как будто и доказывать не надо. Между тем характер пользования легковыми автомобилями определился значительно позже, чем планировка городов, а стало быть, с рядом неудобств приходится считаться. Уже сегодня в крупных городах даже оставить автомобиль на улице возле дома — зачастую неразрешимая проблема. К тому же этот автомобиль на проезжей части улицы занимает 15—20 квадратных метров, что сокращает пропускную способность и без того узких улиц на 27 — 3 5 процентов. Но есть немало трудностей на пути решения «квартирного вопроса», которые, к ак мне кажется, мы создаем себе сами. Практика пользования легковыми автомобилями во всем мире подтверждает возможность устраивать гаражи-стоянки в непосредственной близости от жильяидажев подвальных этажахжилых домов и гостиниц. Стоящий автомобиль не шумит, не коптит, не представляет пожарной опасности ив то же время всегда под рукой. Однако наши гигиенисты требуют, чтобы гараж вместимостью в 25 автомобилей отстоял от жилого дома не менее чем на 12 метров, вместимостью до 100 автомобилей — на 25 и свыше 100 автомобилей — н а 50 метров. Такие требования вызывают удивление. Кроме непроизводительной траты городской площади и времени на ненужные согласования, они ничего не дают. Недостаточно обосновано и такое предписание пожарной охраны, к ак устройство специальных проездов, выездов и запасных ворот у гаражей. В крупных гараж ах на каждые 50 автомобилей необходимо предусматривать устройство отдельного выезда из здания гаражаи запасного выезда с его территории. А зачем это? Ведь если пожар в гараже возникнет днем, когда в нем нет автомобилей, то количество ворот не изменит положения дела. Если лее огонь вспыхнет,когда гараж полон машин, то, сколько бы ни было ворот, выводить автомобили неком у : сторож и пустить двигатель не сможет. Тем не менее, несмотря на несостоятельность таких требований, они существуют независимо от того, д лякаких целей строится гараж — д ля автомобилей индивидуальных владельцев или автотранспортных предприятий общего пользования и ведомственных. В настоящее время владельцы личных автомобилей имеют право построить гараж-стоянку на кооперативных началах. Но таких гаражей у нас раз, два и обчелся. Почему? Да потому, что хорошую идею доводят до абсурда, когда начинают требовать, чтобы коллектив состоял из нескольких сот пайщиков, а место для строительства такого гаража отводят за несколько километров, гденибудь на окраине. Давно пора упростить требования, связанные с устройством стоянок вблизи места жительства автолюбителей. Подчеркиваю: я имею в виду не только гаражи, но и стоянки вообще. Если согласиться с тем, что на проезжей части автомобиль может «отдыхать» только небольшое время, чтобы не снижать пропускную способность улиц и не быть помехой при механической уборке мостовой, которая производится, к акДОМ РОДНОЙпреобразился, и сегодня председатель совета клуба, распахивая одну дверь за другой, с гордостью объявляет: «Вот наша механическая мастерская... Вот — цех мотоциклов... А здесь гараж... Тут цех двигателей, инструментальный...» Вообще многим казалось удивительным, что за создание автомотоклуба взялся не механик или слесарь, не выпускник механического факультета, а... филолог. Да, душа всего дела — Дауноравичус — закончил Вильнюсский университет и является специалистом по русскому языку и литературе. Некоторым скептикам казалось несолидным, что заведующий отделом пропаганды и агитации райкома партии по вечерам мастерит что-то из списанных автомобильных деталей. Да не один, а с пере-~ пачканными маслом ребятами, распространяющими вокруг себя запах бензина. Так было. А сегодня автомотоклуб Таураге, официально существующий с декабря 1963 года, стал известен далеко за пределами республики. Он объединяет сто пятьдесят человек. Тридцать из них составляют ядро клуба: почти каждый вечер они проводят в знакомом невысоком домике около Таурагского замка. Среди них — ветеран клуба шофер Юргис Чесна, техник леспромхоза Владас Станкус, преподаватель физики Казис Гедрайтис. А вот заместители Дауноравичуса — инженеры Данелюс Саукявичус и Альфонсас Гудавичус. Сюда их привел интерес к автомобилям; спорту — любимое дело. Живут в Таураге братья Огинтасы. Старший из них Витас первым увлекся моторами и спортивной машиной. Вслед за ним пришел в автомотоклуб и Стяпас, а потом не удержался и третий брат — Казис. По вечерам в мастерской долго не гаснет свет — энтузиасты готовят машины к соревнованиям, ремонтируют моторы, сами делают необходимые детали.ЯШ правило, в ночное время, то надо разрешить оставлять автомобиль на внеуличных площадках и, в частности, во дворах жилых домов. Я бы сказал даже, что в интересах города и всей его коммунальной службы, чтобы автомобиль, где это возможно, ночевал во дворе, а не на улице. Вместе с этим необходимо рассмотреть возможность строительства гаражейстоянок вблизи жилых домов, во дворах и подвалах, без ограничения минимального и максимального количества мест стоянки автомобилей. Кстати, еще в 1948 году были намечены меры по широкому строительству дворовых и квартальных гаражей, а также гаражей-стоянок в подвальных этажах жилых домов. Тогда же были разработаны проекты и даже построено немало жилых домов с гаражами-стоянками автомобилей в подвальных этажах. Но затем, когда началась массовая застройка жилых массивов по типовым проектам, с этого пути свернули, и многие новые дома и жилые районы оказались не приспособленными для автомобилей. Уже теперь во многих странах существуют обязательные нормы на количество мест стоянки автомобилей при вновь строящемся доме в зависимости от числа квартир. Такие нормы, без сомнения,. нужны и нам. Тесно связано с этой проблемой и размещение автомобилей у так называемых мест массового скопления населения. К сожалению, планировщики городов не рассчитывали в свое время на широкое развитие индивидуальных средств передвижения. В результате у большей части предприятий, учреждений, стадионов, театров, рынков, парков культуры и отдыха, выставок вы, как правило, не найдете места для временной стоянки автомобиля. Например, в Москве только стадион в Лужниках может похвастаться современными автостоянками. А посмотрите, что происходит в дни состязаний у стадиона «Динамо»! Или попробуйте найти место для машин у таких крупных универсальных магазинов, как ГУМ и ЦУМ. Учитывая быстрое увеличение количества легковых автомобилей в нашей стране и размах автолюбительства, надо, не откладывая, начать резервировать площади для стоянки автомобилей в местах скопления жителей. И здесь следует позаимствовать опыт тех стран, где уже имеются расчетные нормы гаражейстоянок у жилых домов и площадок для временной стоянки. Да и не только автомобилей: у школ — велосипедов, у университетов — велосипедов и мотоциклов, у предприятий и учреждений — велосипедов, мотоциклов и главным образом автомобилей. Такое строительство должно идти ив нашей стране. Это совершенно необходимое условие для того, чтобы пользоваться легковым автомобилем было легко и удобно. Кстати, в наиболее застроенной части города, а также у зрелищных учреждений и торговых предприятий необходимо устраивать платные стоянки только для временного хранения автомобилей, а не превращать их в автосклады. Не менее больной вопрос — организация станций технического обслуживания и производство различных приспособлений для эксплуатации машины. Сейчас в стране существует особое промышленное производство инструментов и приспособлений так называемого гаражного оборудования, необходимого для автохозяйств. Такие инструменты и приспособления производятся в основном на предприятиях треста ГАРО Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. Затем они распределяются в плановом порядке по предприятиям, а в торговую сеть для продажи населению поступают в незначительных количествах. Но автолюбителю без этого тоже не обойтись. И вот он сам, с затратой огромного времени, часто неквалифицированно мастерит необходимые ему приспособления для сборки и разборки узлов, мерную посуду для доливки масла, тормозной жидкости, приборы по уходу за амортизаторами и аккумуляторами, приспособления для смазки отдельных узлов и т. п. Да мало ли других вещей, облегчающих эксплуатацию и пользование автомобилем, требуется автолюбителям! Автомобильные вентиляторы и холодильники, багажники и дополнительные бачки под капотом для горячей воды в туристских поездках, плетеные спинки для водителей, специальная фланель с пропиткой, чтобы стекла «не потели», и т. д. и т. п. Министерству торговли пора всесторонне изучить этот спрос и прямыми договорами торгующих организаций с промышленными предприятиями привлечь к производству «приданого» к автомобилю, помимо треста ГАРО, предприятия электропромышленности, приборостроения и особенно местной промышленности. В этом смысле последние торговые ярмарки обнадеживают и свидетельствуют, что лед наконец тронулся. Но радоваться рано. В расширении ассортимента «автомобильных товаров» сделаны лишь первые шаги, и нужны серьезные усилия для того, чтобы мы побыстрее ив достатке увидели их на прилавках магазинов. Автомобиль должен и может приносить владельцу удобства и радость, а не осложнять его жизнь. Непременное условие этого — создание в полном смысле слова индустрии обслуживания автомобилистов. И на такую заботу они вправе рассчитывать. А. ТАРАНОВ, Фото И. Бахтина доктор экономических наук— Автогонки и ралли — спорт смелых, — говорит Дауноравичус. — Есть люди, которые спортивного автомобиля боятся еще издалека. Своими глазами видел, как одна старая женщина крестилась, встретив на улице спортивную машину. Почему так? Отчасти виноваты некоторые кинофильмы, где автогонки обязательно изображаются с ужасными катастрофами. Аварии на спортивных трассах — редкость. Они куда чаще бывают на улицах и дорогах. И наша цель, как автомотоклуба, — добиться, чтобы человек, садящийся за руль, любил машину, искусно управлял ею, чувствовал поэзию в вождении. Именно спорт помогает нам воспитывать таких людей. Я уверен, они-то не станут нарушать правил движения, не окажутся виновниками аварии. — Но, замечу, — продолжает он, — без горячей любви к делу, без энтузиазма членов клуба, их инициативы, мы ничего этого не добились бы. Правда, нам много помогают и делают это от чистого сердца. Постоянную заботу о клубе проявляет Ю. Мейштининкас, заведующий механическими мастерскими самого крупного предприятия города — керамического завода. Юлюс никогда не откажет. Если что-то не получается, всегда посоветует, сам подойдет к станку, сделает нужную деталь. Охотно помогает клубу и председатель республиканской федерации автоспорта Викис Олека. Ну, а результаты? Что дает упорный труд членов клуба, какую пользу он приносит людям? В минувшем году тридцать таурагцев получили права шофера. Они занимались на курсах, которые организовал совет клуба. Кроме того, подготовлено 480 мотоциклистов, а девяти членам клуба вручены свидетельства судей по автомотоспорту. Сегодня в Таураге два спортивных автомобиля, два «Москвича», «Запорожец», да еще пять картов, на которых выступают ученики городской средней школы. Как видите, кое-какой арсенал спортивной техники уже есть. Что же касается спортивных достижений членов клуба, то они не раз были призерами первенств республики, побеждали в открытом первенстве Белоруссии. В прошлом году на кольцевых гонках чемпионата страны А. Дауноравичус занял восьмое место. Теперь он уже кандидат в мастера спорта. Почти тридцать членов клуба имеют спортивные разряды. Во дворе небольшого дома, что рядом с замком, пофыркивает «Москвич». Спортивные номера белеют на его бортах. Под капотом ловко орудуют руки, звякают ключи. Потертая кожаная куртка отдыхает на сиденье. А в клубе хлопают двери, жужжат станки, слышатся голоса. Люди приходят сюда как в свой дом. Приходят поговорить о рижской трассе, переделать раму своего карта, справиться, когда начнется прием на курсы, узнать, не надо ли чем помочь. Д ом , который построил ты сам, где занимаешься любимым делом, где собираются такие же энтузиасты как ты, — это твой дом. г. Таураге Литовской ССР А. МОРОЗОВ