кольцоПо наклонной ленте бетонки мчатся четыре лобастых ЗИЛа, каждый с полной нагрузкой — чугунными чушками. Голубовато-белые автомобили идут со скоростью в девяносто километров. И так час за часом, днем и ночью, много месяцев подряд. Не считая быстрой смены водителей и времени, отпущеного на техническое обслуживание и заправку, их путь почти безостановочен. И все по кольцу. Дорожные испытания — от первого опытного образца до серийного автомобиля — это проверка труда всего заводского коллектива, узел, где воедино связаны дела и чаяния конструкторов, технологов, производственников, интересы сотен тысяч шоферов, которым предстоит сесть за руль новой машины. Этот узел — в руках испытателей экспериментального цеха автозавода имени Лихачева. Мы на Дмитровском полигоне НАМИ — Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института. Здесь, в лесу проложены по замкнутому кругу идущие рядом три дороги — грунтовая, булыжная и бетонное скоростное кольцо. Кольцо виражировано. Протяженность его четырнадцать километров. По этой круговой трассе мчатся автомобили многих заводов — имени Лихачева, МЗМА, Горьковского, Кременчугского, Ульяновского, Запорожского, Минского. Бортовые грузовики, самосвалы, тягачи, автобусы, легковые — все новые модели. Иногда машин скапливается несколько десятков. Гоняют их с разной скоростьюбольше с предельной. И нужно строго выдерживать график движения: скорость задается заранее, произвольно маневрировать ею нельзя. Нагоняй, обгоняй впереди идущего, но не отклоняйся от заданной скорости — иначе сорвется программа испытаний. Вернемся, однако, к четырем ЗИЛам. Каждый из них ведут по очереди три человека. Один из самых молодых шоферов-испытателей комсомолец Владимир Пронин сумел пройти за смену на тяжело груженном автомобиле более семисот километров. Это 50 полных скоростных колец. Круги, сплошные круги. В этой гонке решалась важнейшая задача: дорожные испытания на подтверждение моторесурса в 200 тысяч километров пробега. Вот эти-то длинные километры и «накручивали» водители-испытатели. Проверяли надежность и долговечность опытного мотора и всей конструкции автомобиля. Нагрузку машинам давали солидную — до 30 тысяч километров в месяц. В обычном автохозяйстве это пробег грузовика почти за год. Каким же знатоком обязан быть шофер-испытатель, чтобы безошибочно ставить диагноз возможного «заболевания» той или иной детали. — Человек должен «слышать» весь автомобиль, ощущать двигатель, шасси, каждый агрегат, — так говорит Георгий Алексеевич Матеров, руководитель дорожных испытаний автомобилей ЗИЛ. — Первая информация водителя наиболее У молодых автомобилестроителей завода имени И. А. Лихачева горячая пора: как и все комсомольцы страны, они включились в соревнование за достойную встречу'славного полувекового юбилея ВЛКСМ. В цехах, лабораториях, конструкторских бюро молодые автозаводцы направляют свои усилия к тому, чтобы в народное хозяйство поступали автомобили отличного качества, высокой надежности. У комсомольца Владимира Пронина. которого вы видите на фотографии, ответственная задача: он продолжает испытания ЗИЛ-130 на долговечность. Среди испытателей Владимир известен как высококвалифицированный, находчивый водитель. На нижней фотографии его старшие товарищи (слева направо): И. Ф. Карнаухов, Ф. И. Колосов, В. С. Черников и В. И. Лебедянцев. Фотообъектив запечатлел их в перерыве между испытательными пробегами на Дмитровском полигоне НАМИ. Короткий отдых, обмен мнениями — и снова за руль ЗИЛа, на трассу, на испытания... Фото М. Рунова