ценна. Его наблюдения важны для всех последующих выводов, конструкторов, технологов. — Часто ли по диагнозам водителей «лечат» испытываемые образцы? — В свое время испытатели установили, что на предыдущих ЗИЛах были слабы полуоси. Конструкторы учли замечание, усилили эту важную деталь ходовой части. И все-таки, начиная дорожные испытания ЗИЛ-130, мы решили взять с собой побольше полуосей, на всякий случай. А запас оказался не нужен : полуоси больше не ломаются. Или, скажем, чугунная вставка в поршни под первое компрессионное кольцо — она снизила износ канавки, раньше так досаждавший шоферам. Поставили стальные маслосъемные кольца — уменьшился расход масла. А применение новых сталеалюминиевых вкладышей позволило увеличить моторесурс. Таких примеров я мог бы привести много. Конечно, не только опытом и чутьем выверяет испытатель поведение, состояние автомобиля и его агрегатов. Ему помогают приборы. Есть автоматы-самописцы, фиксирующие режим движения. Применяется и так называемый контейнерспециальный кузов с измерительной аппаратурой. Достаточно сказать, что одно из электронных устройств конструкции зиловца Юрия Герасимовича Туманова замеряет температуру режима двигателя в 72 точках. Круг обязанностей специалистов экспериментального цеха тоже четко разграничен. Одни наблюдают за состоянием ходовой части, другие — за питанием, третьи — за электрооборудованием. Руководил этими дорожными испытаниями — на долговечность двигателя и всего автомобиля в пробеге на 200 тысяч километров без капитального ремонта — Владимир Григорьевич Мазепа. Он же вел параллельные испытания двенадцати опытных двигателей в обычных условиях. Эти моторы были установлены на самосвалы, тягачи, бортовые машины в разных автохозяйствах. Профессия испытателя требует глубоких технических знаний, большого опыта вождения и еще одного важного качества — мужества. В перерыве между гонками на кольце мне рассказали одну поучительную историю. Она произошла неподалеку от того места, где мы беседовали. Было это зимой. За рулем ЗИЛа сидел испытатель Владимир Пронин. Он гнал со скоростью девяносто километров. Через лобовое стекло увидел впереди опытный ГАЗ-53А. Тот шел медленнее. Пронин дал сигнал, — мол, иду на обгон. Уже поравнявшись с ГАЗом, он вдруг ощутил, что левое переднее колесо потащило к краю бетонки. Сбавить скорость, отказаться от обгона? Но торможение могло привести к заносу, а ГАЗ рядом. Потихоньку он стал подворачивать руль вправо, еще надеясь вытянуть. Слева по обочине мелькали оградительные столбики. А за ними внизу — обрыв. Туда тащило все сильнее. Выверни вправо — Пронин мог спасти себя. Но ГАЗ еще оставался сзади у борта, примерно в полуметре. А если зацепишь? Тогда не сдобровать и ГАЗу. Зная о том, какой опасностью это грозит, Пронин решил выйти на скорости. Но, скользнув по укатанному снегу, колесо ударилось о боковой барьер. Не выдержал, лопнул передний левый баллон. И ЗИЛ резко бросило влево. Удар был так силен, что даже вылетел передний мост и вывернулся задний. Пробив оградительный железобетонный барьер, машина оседлала его. Дико скрежетала рама, выл двигатель. Летели в сторону сшибленные столбики. Мельком водитель увидел заснеженное дно выемки. Отпрянул инстинктивно в глубь кабины. Сжался в пружину. Еще толчок и вдруг... тишина. Перевалившись набок, З ИЛ удержался на гребне барьера. Не сорвался вниз. С трудом Пронин открыл дверцу кабины. Вылез. Впереди замер ГАЗ. Водитель подбежал, запыхавшись, лицо белее снега. Положил руку на плечо Пронина, глянул в глаза: — Друг, если бы ты — вправо... Мы с тобой оба... — Ты езжай, — сказал Володя. — Передай нашим ребятам, машина стала. Надо меры принимать. ГАЗ рванул с места — снег за ним взвихрился. Пронин осмотрел машину : двигатель как будто цел, кабина помята, погнута рама, задний мост сорван. Передний мост лежалв нескольких десятках метров. И на всем расстоянии до него оградительные столбы были срезаны, словно бритвой. Пронин пошел назад, по следу, туда, где все началось. И увидел: выемка небольшая у кромки дороги, сверху наледь, припорошенная снежком. Я был на кольце в том месте. Разговаривал с Володей Прониным. От него узнал, что после аварии раму и кабину выправили ис тем лее двигателем он продолжал испытания. — Так что и этот экзамен на прочность автомобиль выдержал.— Улыбнувшись, Пронин взглянул на часы : — Извините, мне в смену пора, на кольцо. — Да, трудно назвать лучшего водителя-испытателя, — сказал Георгий Алексеевич Матеров. — Все замечательные ребята. О самом же заместителе начальника экспериментального цеха говорят: — Талантливый исследователь, замечательный организатор, человек, одержимый испытаниями. Недавно он награжден орденом Трудового Красного Знамени и стал лауреатом Государственной премии. Конечно, здесь рассказана самая малая толика о напряженном труде работников экспериментального цеха. Они ведут дорожные испытания в горах, на кавказских «серпантинах» и на грунтовых вязких дорогах черноземной полосы, в барханах Туркмении, где песчаная пыль ижара 60 градусов, и на зимниках Севера. Если вы получите ЗИЛ-130 — берегите его. Автомобиль, созданный коллективом славного завода, не подведет: он прошел через руки испытателей. Май КОТЛЯРСКИИОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОРЬКОВЧАНВ минувшем году на Горьковском автозаводе торжественно отметили выпуск пятимиллионного автомобиля и освоили массовое производство грузовиков ГАЗ-53 и ГАЗ-66. А сейчас коллектив трижды орденоносного предприятия нап ряженно трудится, выполняя новые обязательства. Их можно увидеть на большом щитеу входа на завод. «К концу пятилетки полностью перейти на выпуск автомобилей новых моделей ГАЗ-52, ГАЗ-53А, ГАЗ-66». «Поставить на массовое производство новый легковой автомобиль ГАЗ-24». Горьковчане обязуются также заверш ить работу по присвоению государственного « З нака качества» автомобилю ГАЗ-66 в 1968 году и ГАЗ-53А — в первом полугодии 1969 года. Это значит , что будет значительно повышена долговечность и надежность автомобилей. Пробег до капитального ремонта по сравнению спредшествующими моделями возрастет у ГАЗ-53А — до 150 тысяч километров (на 50 процентов), у ГАЗ-66 — до 120 тысяч километров (на 70 процентов); у «Волги» ГАЗ-24 гарантийный срок надежности будет повышен вдвое — до 250 тысяч километров. На заводе приняло широкий размах соревнование за досрочное выполнение пятилетнего плана, за достойную встречу столетия со дня рождения В. И. Ленина. Выпускать продукцию достойную « З нака качества», увеличить выпуск грузовых и легковых автомобилей кконцу пятилетки в полтора раза — т акие руб ежи наметил славный коллектив Горьковского автомобильного.«ИКАРУС» — РЕКОРДСМЕННа шоссейных дорогах Советского Союза хорошо знают быстроходные междугородные автобусы венгерской фирмы «Икарус». В десятки стран « И карус » э кспорти ­ рует свои машины . А рекорд пробега удалось установить советским шоферам — водителям Таллинского автобусного парка Альфреду Пилле и Эйно Зэку . За девять лет на рейсовой машине они наездили миллион двести тысяч километров без капитального ремонта кузова. По просьбе венгерских автомобилестроителей А. Пилле и Э. З эк перегнали автобус-рекордсмен из Таллина в Будапешт.Эйно Ээк (слева) и Альфред Пилле возле своего «Икаруса-люкс».Теперь он находится там в заводском музее. Обратно эстонские шоферы возвращались на новой машине «Икарус-55 люкс», подаренной взамен старой. Они увозили с собой знаки ударников социалистического труда, которыми' наградил отличных шоферов министр автотракторной промышленности Венгрии. Отлично ведет себя «Икарус-люкс». По дорогам Эстонии и Ленинградской области он набегал уже сотни тысяч километров. Водители рассчитывают, что на новой машине им удастся увеличить пробег без капитального ремонта. Если судить по делам, можно не сомневаться, что шоферы сдержат слово. В. Р ЫБИНФото автораНовости, события, факты11