Широкой известностью в Советском Союзе и далеко за его пределами пользуются белорусские колесные тягачи МАЗи БелАЗ. Они неустанно трудятся на стройках Сибири, в карьерах Курской магнитной аномалии, на берегах Нила, перевозя со скоростью 40 — 60 км/час до 65 тонн груза. Но при всех своих хороших качествах, автомобили эти привязаны к дорогам, а народному хозяйству, нашим Вооруженным Силам требуются и многоцелевые тягачи, способные с тяжелым грузом преодолевать участки бездорожья. Такие машины созданы. С одной из них — МАЗ-535А — мы знакомим сегодня читателей.Многоцелевой автомобиль-тягач МАЗ-535А.ВЗ ЕО - Г ИГАНТЕ ДХ ДВ системе смазки двигателя имеется маслозакачивающий насос, назначение которого — создать давление перед пуском. Такие насосы широко распространены на танках и гусеничных тягачах. Чтобы облегчить проворачивание ко ­ ленчатого вала при пуске, можно с помощью специального устройства отсоединить двигатель от трансмиссии. Для надежности пуска двигателя предусмотрены две системы: основная, оборудованная электрическим стартер ом СТ-710, мощностью 15 л. с. и дублирующая система — пневматическая, снабженная баллонами (емкостью по 10 л) со сжатым до 150 кг/см 2 воздухом, перепускным краном-редуктором, манометром и воздухопроводом. Хорошую проходимость обеспечивают тягачу передача крутящего момента всем колесам (колесная формула 8X8 ) , многослойные шины низкого давления (до 2,5 атм) и централизованная система их подкачки. Когда надо преодолеть участок со слабым" грунтом, водитель снижает давление до 0,7 атм, что резко улучшает сцепление колес с грунтом. Очень важное для вездехода качество — плавность хода. У МАЗ-535А она достигнута применением независимой торсионной подвески всех восьми ко ­ лес. Пои солидных габаритах (длина 9000, ширина 2800 мм) тягач обладает хорошей маневренностью — минимальный радиус поворота всего 13,4 м. Это достигнуто выбранной конструкторами схемой рулевого управления, при которой управляемыми являются колеса первого и второго мостов, а также большими углами поворота управляемых колес. Большой запас хода обеспечивается двумя топливными баками общей емкостью 760 литров. Для того, чтобы экипаж мог работать в нормальных условиях даже в самые сильные морозы, в кабине смонтирована двойная система обогрева — радиатор, подключенный к системе охлаждения двигателя (с обдувом ветрового стекла), и кроме того — автономный отопитель ОВ-15 нием. с собственным питаОТЛИЧИЯ КОНСТРУКТИВНЫЕ Гидромеханическая трансмиссия — главное конструктивное отличие МАЗ 535А. Она состоит из повышающей передачи, гидротрансформатора, планетарной коробки передач, раздаточной коробки, четырех ведущих мостов и восьми колесных редукторов планетарного типа. Среди этих агрегатов наибольший интерес представляет гидротрансформатор для бесступенчатого, плавного изменения крутящего момента двигателя в зависимости от дорожных условий. Его преимущества перед обычной механической коробкой передач ив том, что он позволяет снизить крутильные колебания, сглаживает удары, передающиеся при движении от ведущих колес к двигателю, предотвращает остановку двигателя при перегрузках. Все это помогает тягачу «приспосабливаться» к резк им изменениям дорожных условий и одновременно продлевает жизнь двигателя и самой трансмиссии. Из других оригинальных агрегатов следует отметить повышающую передачу, до сих пор не применявшуюся в трансмиссиях отечественных автомобилей общего назначения. На МАЗ-535А она нужна для увеличения числа оборотов входного вала гидротрансформатора. По своей конструкции — это редуктор с передаточным числом 0,733. Кроме основного назначения, повышающая передача используется для отбора мощности на вспомогательные узлы и системы (привод вентиляторов, компрессор, насос гидроусилителя руля). Еще одна особенность трансмиссии автомобиля МАЗ-535А — наличие семи дифференциалов, в том числе — четырех межколесных. На двух передних мостах установлены дифференциалы, представляющие собой муфты повышенного трения, на задних — зубчатые муфты свободного хода. М ежду первым и вторым, а также между третьим и четвертыми мостами смонтированы межосевые дифференциалы. Эти шестьМАЗ-535А — это тяжелый автомобильтягач, предназначенный для перевозки грузов до 6т (в кузове) и буксировки прицепов общим весом до 50 т по дорогам с твердым покрытием и до 15 т — по грунтовым дорогам и бездорожью. На шоссе он способен развивать скорость (с прицепом) 60 км/час, на грунтовых дорогах средняя скорость его в полтора раза выше, чем у автомобилей МАЗ-200, ЗИЛ-157 и даже ГАЗ-69. Запас хода (по топливу) в средних эксплуатационных условиях — 600 км .ДЛЯ ТРУДНЫХ УСЛОВИЙ Высокая проходимость — основное, но далеко не единственное достоинство минского тягача. МАЗ-535А способен безотказно работать в самых разнообразных и тяжелых условиях, при температуре от минус 50 до плюс 50 градусов. Для этого он снабжен мощными системами охлаждения, обеспечивающими нормальный тепловой режим, а также рядом специальных агрегатов, необходимых при сильных морозах. На тягаче установлен быстроходный двенадцатицилиндровый V-образный четырехтактный бескомпрессорный дизель Д-12-А-375 с непосредственным впрыском топлива. Мощность его 375 л. с. Для обеспечения запуска двигателя зимой в системе охлаждения предусмотрен специальный подогреватель. Его высокая производительность позволяет за 15 минут нагреть охлаждающую жидкость до 80 градусов, когда температура окружающего воздуха достигает минус 40, при этом одновременно разогревается до плюсовой температуры и масло. Оборудованные электромагнитными муфтами вентиляторы системы охлаждения можно отключать и таким способ ом регулировать тепловой режим . дифференциалов — самоблокирующиеся. Седьмой находится в раздаточной коробке и имеет принудительную блокировку. Он предназначен для связи между карданными валами на двух передних и двух задних мостах. Все семь дифференциалов должны, с одной стороны, не допускать возникновения в трансмиссии «паразитной мощности», а с другой — повышать проходимость машины в сложных дорожных условиях (путем блокировки дифференциалов). ЛЕГКОСТЬ УПРАВЛЕНИЯПри знакомстве с органами управления и контрольно-измерительными приборами обращает на себя внимание отсутствие педали сцепления и большое количество различных шкал, сигнальных лампочек, кнопок на щитке водителя. Отсутствие педали, как и самого сцепления (еще одно преимущество гидротрансформатора), упрощает управление машиной. Контрольно-измерительные приборы и сигнальные лампочки информируют водителя о температуре, давлении масла и воды, оборотах двигателя, о включении или выключении механизмов управления машиной. Приборы расположены в таком порядке, что ими легко пользоваться. По заключению специалистов и отзывам водителей, машина несмотря на большой вес (собственный вес 19,4 т, полный вес с грузом 25,4 т, а с прицепом 75,4) очень легко управляется. Это достигается рядом особенностей конструкции приводов управления основными агрегатами. Управление планетарной коробкой передач — дистанционное, рычагом на правой стороне рулевой колонки. Пять положений его обеспечивают включение трех передач вперед и одной заднего хода (пятое положение — «нейтраль»). Скорость движения машины изменяется, кроме того, механизмом блокировки гидротрансформатора. После включения второй или третьей передачи, когда двигатель разовьет обороты до эксплуатационного режима (16001700 об/мин), отпадает необходимость в увеличении крутящего момента в гидротрансформаторе и водитель может отключить (заблокировать) его и тем самым повысить скорость движения. На первой передаче гидротрансформатор не блокируется. Механизм блокировки гидротрансформатора включается одной из кнопок на левом краю щитка приборов: Левая кнопка блокирует гидротрансформатор, правая — разблокирует. Сигнальные лампочки над соответствующими кнопками извещают о срабатывании устройства. Если при движении на второй или третьей передаче на дороге встречается непродолжительный подъем — водитель, не переходя на низшую передачу, может нажатием кнопки разблокировать гидротрансформатор. Раздаточная коробка также имеет механизм для изменения передаточного отношения. Привод управления ею — пневматический, дистанционный, рычагом, расположенным на левой стороне рулевой колонки. Он имеет четыре положения. Три из них предназначены для движения: повышающая передача (используется на хороших дорогах), низшая (на грунтовых дорогах) и низшая с блокировкой межтележечного диффе2. «За рулем» № 7.ренциала (на особо тяжелых дорогах и бездорожье). Четвертое положение рычага — нейтральное — при работе тягача на месте (например, для привода лебедки, устанавливаемой на автомобиль по требованию заказчика). Рулевое колесо поворачивается небольшим усилием — работу водителя облегчает гидравлический усилитель руля. В кабине под щитком приборов находится центральный кран управления накачкой шин, а на щитке — манометр, при помощи которых водитель может, не останавливая машины, регулировать давление в шинах в зависимости от дорожных условий. Снаружи на раме расположены шинные краны, которые позволяют отключать неисправную шину от центральной системы. На левой стороне щитка приборов — кнопка включения маслозакачивающего насоса, а ниже нее, под щитком — кнопка электростартера. На щитке водителя расположены также кнопка электросигнала, тумблеры электромотора отопителя, включатели плафонов и освещения приборов, рукоятка остановки двигателя, переключатель режима света фар, тумблеры электромагнитных муфт вентиляторов, центральный переключатель света, рычаг управления ручной подачей топлива и включатели стеклоочистителей (пневматического действия). Управление вОздухопуском — на специальном щитке, позади водителя. Над средним лобовым стеклом находится рукоятка управления фарой-искателем, а слева от сиденья водителя — включатель аккумуляторных батарей («массы»). ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИТак выглядит щиток приборовДля работы на автомобиле МАЗ-535А нужна специальная подготовка, ибо приемы вождения, эксплуатации и обслуживание этого тягача и большей части других тягачей и грузовых автомобилей имеют существенные различия. Заводской инструкцией, например, запрещается использовать накат с включением «нейтрали» в коробке передач; для переключения передач в раздаточной коробке нужно останавливать и машину и двигатель. Особенности эксплуатации МАЗ-535А обусловлены тем, что на нем установлен дизельный двигатель, а также оригинальной конструкцией силовой передачи и наличием ряда дополнительных систем, узлов и агрегатов, не применявшихся в прежних конструкциях отечественных грузовых автомобилей общего назначения. Вот несколько специфических требований: недопустимость длительной работы двигателя без нагрузки, необходимость прокачивать масло перед его пуском, тщательно контролировать обороты двигателя и режим работы значительно большего числа агрегатов и систем, чем на. других машинах многоцелевого назначения. Имеются также существенные особенности в пользовании органами управления машиной, связанные с гидравлической трансмиссией, управляемой раздаточной коробкой, устройством для блокировки и разблокировки гидротрансформатора, воздушным пуском двигателя и системой централизованного регулирования давления в шинах. В. СЕРГЕЕВ, инженерР азличные моменты испытаний тягача. Обратите внимание на верхний снимок: МАЗ-535А легко преодолевает участок очень плохой дороги, имея на буксире ЗИЛ-157.