рожные ситуации, в низком, к ак он выразился, «интеллекте моторизации». Мы поднимаемся на такой уровень автомобилизации, отметил докладчик, к которому надо готовить не только дороги и обслуживающие автомобиль отрасли хозяйства, но буквально все население. Большое внимание совершенствованию всех элементов в конструкции автомобилей, которые повышают безопасность, уделили в своих выступления х заведующий сектором автомобильного транспорта Института комплексных транспортных проблем АН СССР, доктор технических наук Д. П. Великанов, заместитель начальника Управления конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности СССР В. Н. Смолин, профессор Московского автомеханического института, доктор технических наук Б. С. Фалькевич. Министерство автомобильной промышленности СССР, сказал тов. Смолин, создало недавно специальный Совет по безопасности движения, определило перечень отраслевых норм безопасности в конструкциях автомобилей и поставило вопросы повышения безопасных качеств автомобиля в первоочередные задачи наших автозаводов. Тов. Великанов справедливо критиковал работников автомобильной промышленности за недостаточное внимание к таким элементарным вопросам безопасности, к ак размещение центра тяжести, распределение нагрузок, противостояние автомобиля опрокидыванию и заносу и др. Нельзя признать нормальным положение, отметил он, когда на ту или иную модель устанавливается более мощный двигатель, а параметры автомобиля, определяющие его устойчивость, тормозные возможности и т. п., остаются прежними. Помощи от науки ждет не только автомобильная промышленность, но и автомобильная инспекция, автохозяйства. «Госавтоинспекция и автотранспортные предприятия, — подчеркнул заместитель начальника ГАИ СССР, полковник милиции А. М. Кормилицын, — по сути дела не имеют достаточно эффективных средств контроля за техническим состоянием автомобилей, нет еще у нас и современных диагностических центров, где приборы оперативно и точно могли бы проверить работу основных узлов машин». Участники заседания совета значительное место отвели и вопросам повышения уровня подготовки водителей. О необходимости интенсификации процесса обучения, широкого применения технических средств, методов программирования, создания специальных учебных полигонов говорили заведующий отделом безопасности и организации движения НИИ автотранспорта, кандидат технических наук Г. И. Клинковштейн, профессор Б. С. Фалькевич, доцент Всесоюзного заочного политехнического института, кандидат технических наук М. К. Полтев и другие. В своем решении Научно-технический совет по транспорту наметил пути расширения исследований в разработке научно обоснованных мероприятий по повышению безопасности движения. К этой работе рекомендовано привлечь и научные силы вузов, открыв в них ряд проблемных лабораторий.ВСАДНИК БЕЗ ГОЛОВЫРазмышления над письмами читателейСирена! Значит, где-то случилось несчастье. Может быть, горит дом или другая опасность угрожает жизни многих людей. Сирена! Мчится «Скорая», кто-то нуждается в срочной медицинской помощи. Сирена! Произошло дорожно-транспортное происшествие. Сотрудники Госавтоинспекции спешат на место аварии, чтобы детально разобраться в ее причинах. Звучит «сирена», и все водители, услышав этот тревожный сигнал, внимательно смотрят вперед и по сторонам, снижают скорость, чтобы как можно скорее заметить проблесковый свет маячка на автомобиле, с которого подан сигнал, сориентироваться в обстановке и не помешать тому, кто идет на выполнение срочного задания. Так и должно быть. «При подаче такого сигнала другие водители обязаны принять меры для беспрепятственного проезда транспортного средства, оборудованного специальным сигналом», — говорится в Правилах движения. Более того, водителям автомобилей и мотоциклов, оборудованных специальным звуковым сигналом, разрешено отступать от принятого порядка движения транспортных средств, проезда перекрестков и площадей, а также предписаний дорожных знаков, указателей и разметки проезжей части, если это необходимо для выполнения задания. Это тоже записано в Правилах. Конечно, здесь есть известный риск. Но ведь и управляют такими машинами лишь опытные водители первого и второго класса. К тому жеи они не освобождаются от обязанности принимать меры предосторожности и ответственности за действия, повлекшие дорожно-транспортное происшествие. На этот счет в статье 21 Правил движения сказано прямо и ясно: допускать отклонения от предписаний Правил молено лишь при условии обеспечения безопасности движения. А нет ли здесь противоречия? С одной стороны, водитель автомобиля с сигналом «сирена» может действовать «не по правилам», и все обязаны пропустить такой автомобиль; с другой — он должен обеспечить безопасность движения, а для этого, возможно, и уступить дорогу другому водителю. Обратим внимание, во-первых, на то, что «льготы» для машин специального назначения далеко не всеобъемлющи. Скажем, такой раздел, к ак «Общие обязанности водителей» относится ко всем водителям без исключения. Нормам технического состояния также должны отвечать все автомобили, а одну из важнейших статей первого раздела Правил — статью 4 — полагается соблюдать всем участникам движения. Во-вторых, право водителей спецмашин отступать от общего порядка не может быть безоговорочным и потому, что они должны учитывать возможности других водителей. А вот что произошло в Днепропетровске. По одной из главных улиц города — Орловской — следовал автобус; по второстепенной — Коленчатой улице — ему наперерез шел на задание пожарный автомобиль. Впоследствии техническая экспертиза установила, что автобус двигался под уклон со скоростью 20 км/час, а шофер пожарного автомобиля В. Черный вел свою машину со скоростью 70 км/час. Дальше события развивались так. В 18 метрах от перекрестка водитель подал сигнал «сирена» и, не останавливаясь, выехал на перекресток... И снова тревожные звуки «сирены»! Н а этот раз автомобилей скорой медицинской помощи и милиции. Автобус упал на бок, а пожарный автомобиль перевернулся. Двенадцать пассажиров автобуса, три бойца и шофер пожарного автомобиля были ранены, а командир отделения пожарников погиб. Не нужны сложные расчеты, дабы определить, что при скорости 70 км/час пожарный автомобиль путь от момента подачи сигнала «сирена» до места столкновения (18 + 4 = 22 м) прошел за 1,1 секунды. З а это время водитель автобуса успел лишь среагировать на опасность, а остановить тяжелую машину уже не было технической возможности. Кто жев ответе? В приведенном примере суд на основании свидетельских показаний и заключения автотехнической экспертизы определил, что водитель автобуса, пользовавшийся преимущественным правом на движение по главной улице, не имел технической возможности остановить автомобиль после того, к ак прозвучал сигнал «сирена». Разумеется, он и не был привлечен к ответственности. Суду был предан и подвергнут строгому наказанию шофер пожарного автомобиля, который и сигнал «сирена» поздно подал, и не снизил скорость движения, приближаясь к пересечению с главной улицей. Никто не отрицает: «сирена» давала ему преимущественное право проезда, но сигнал мог и не достичь цели. Нельзя же быть «всадником без головы» и полностью игнорировать требования статьи 4, которая обязывает всех быть внимательными к окружающей обстановке и ее изменениям, оберегать жизнь и здоровье граждан, избегать причинения ущерба имуществу. «Сирена». Этот звуковой сигнал предоставляет водителям специальных машин большие права. На помощь звуковому сигналу приходят проблесковые огни маячков : красные — на пожарных автомобилях, желтые — на автомобилях скорой медицинской помощи, синие — на милицейских. Но ни один из этих сигналов не освобождает водителей от ответственности и обязанности сделать все для обеспечения безопасности движения. Г. СОЛОВЬЕВ22