Принципиально отличается от старой система охлаждения. Воздух нагнетается I между цилиндрами и выходит в терморегулирующие автоматические устройства. Они яибо направляют в мотоотсек теплую струю для нагрева двигателя, либо, наоборот, отводят тепло наружу. Заново сконструированы впускной тракт, каналы впускных клапанов и камера сгорания, что, безусловно, улучшило наполнение цилиндров. Хорошее охлаждение и по-новому организованный процесс горения позволили увеличить степень сжатия до 7,2—7,3 при нормальной работе на бензине А-76. Литой коленчатый вал из высокопрочного чугуна вращается в коренных подшипниках из сплава алюминия с цинком. Шатунные подшипники — сталеалюминиевые. Это обеспечило хорошую износостойкость всего кривошипно-шатунного механизма. При испытаниях износ шеек вала не превышал 0,2 микрона на 1000 километров пробега. Уменьшению износа немало способствует высокое давление масла в системе, создаваемое насосом большой производительности. Очищается масло в центрифуге, расположенной на конце коленчатого вала и совмещенной со шкивом привода генератора и вентилятора. Такой способ очистки хорошо зарекомендовал себя при испытаниях. Стальные маслосъемные и компрессионные кольца значительно сократили расход масла — при скорости 100 км/час новый двигатель требует всего 25—40 г на 100 километров. Прежде чем перейти к другим механизмам силового агрегата, сравним параметры старого и нового двигателей (табл. 1). Эти данные не нуждаются в комментариях. Преимущества МеМЗ-968 совершенно очевидны. Теперь об изменениях других механизмов силового агрегата. Ведомый диск механизма сцепления имеет демпфирующие Пружины (чего не было раньше), значительно смягчающие и улучшающие его работу. Большие изменения претерпела конструкция коробки передач. Она, как и прежде, четырехступенчатая, четвертая передача ускоряющая (передаточное отношение — 0,93). Коробка полностью синхронизированная, с постоянным зацеплением всех шестерен, кроме передачи заднего хода. Маслоспускные пробки агрегата снабжены магнитными улавливателями металлических частиц. Вы понимаете, конечно, что смысл разработки и испытания нового двигателя в том, чтобы новшества положительно сказались на эксплуатационных показателях автомобиля. Убедительное свидетельство — данные, приведенные в табл. 2. И вновь, как говорится, комментарии излишни. Двигатель в процессе доводки прошел всесторонние испытания в различных климатических и дорожных условиях и на стендах. Одним из видов испытаний, к примеру, была работа двух агрегатов на автомобилях ЗАЗ-966 в пробеге на 100 тысяч километров со скоростью не менее 100 км/час. Два других автомобиля ЗАЗ-966 прошли 10 тысяч киломтеров при полном открытии дросселя. Средняя скорость одного из них составила 119,5, а другого 120,2 км/час. Конечно, эти испытания проводились на специальной скоростной дороге автополигона. Накопленный заводом опыт производства двигателей с воздушным охлаждением, их всесторонняя проверка дают нам основания рассчитывать, что новая модель силового агрегата Мелитопольского моторного завода заслужит Добрую репутацию у автолюбителей. Ф. РЕППИХ, главный конструктор моторного завода г. Мелитополь Новая коробка передач агрегата ЗАЗ-968: 1 — подшипник выключения сцепления; 2 — первичный вал; 3 — промежуточный вал; 4 — муфта включения третьей и четвертой передач; 5 — шестерня заднего хода; 6 — ступица муфты синхронизатора первой и второй передач; 7 — кольцо синхронизатора; 8 — зубчатый венец; 9 — ведущая шестерня главной .передачи; 10 — магнитная пробка; 11 — корпус дифференциала.Новости, события, фактыФИЛИАЛ ВОЛЖСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГОНе по дням, а по часам растет в Тольятти промышленный гигант — Волжский автомобильный завод. И одновременно I сооружаются его филиалы — «заводы1 спутники», как их называют, где будет налажен выпуск различных узлов, деталей и запасных частей к автомобилю ВАЗ-2101. Строительство одного из таких филиа1 лов — завода автоагрегатов — развернулось в городе Ливны Орловской области. Первую очередь этого завода намечено ввести одновременно с пуском первой очереди Волжского автомобильного — в конце 1969 года.ДЕВЯТЬ ЭТАЖЕЙ ГОСТЕПРИИМСТВАИменно так хочется сказать о новом экспериментальном мотеле, который вы видите на рисунке. Он вырастет в будущем году вблизи Риги. Проект мотеля разработан специалистами Центрального I научно-исследовательского и проектного института типового и экспериментального проектирования зданий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания М. Орловым (руководитель группы), И. Лагутенко, Н. Мордвинцевой, К. Мацуевой, А. Пригожим и Э. Станулевичем.432^'<t&ik!ЛЙИ Ш ''J .-*??^ИмкаЩдщЯНЦ1(2ик=4с=^ f4k•«-1щ я1гчаяг91 ^иР^ш67810| Этот цилиндр из стекла и бетона представляет собой один бесконечно длинный этаж, свитый в плотную уходящую вверх спираль. Внизу, у въезда располагается так называемая приемная группа. Получив ключи от своего гостиничного номера, вы въезжаете на почти горизонтальный пандус и виток за витком поднимаетесь вверх. Вот наконец и ваша стоянка. Оставив машину в боксе, выходите в коридор, идущий параллельно пандусу. Напротив дверь в ваш номер. Он рассчитан на двух или четырех путешественнинов. В номере — ванная, телефон, удобная современная мебель. Отдохнув с дороги и приведя себя в порядок, вы на лифте можете подняться в ресторан. Многочисленные гаражи-боксы практически не нуждаются в специальном отоплении — их будет обогревать внутренняя стена мотеля, отделяющая центральную зону, где разместятся автомобили, от жилых номеров. Выпускные газы не будут проникать во внутреннюю часть: для них выход предусмотрен через вентиляционные устройства в крыше. Если машина требует ремонта, то прямо из приемной группы вы спускаетесь по пандусу в цокольную часть, где находятся различные мастерские. Здесь опытные механики, установив «диагноз», быстро отремонтируют автомобиль. Внизу же находятся склады, бытовые помещения и другие службы, обеспечивающие удобную эксплуатацию мотеля. Новый мотель — он сможет вместить 600 человек и 250 автомобилей — будет хорошим подарком зодчих и инженеров для тех, нто в пути.