МОТОЭСТАФЕТА ДРУЖБЫМайским утром от стен древнего Кремля, на площади 50-летия Октября в восьмой раз стартовала мотоэстафета, посвященная годовщине освобождения Чехословакии от немецко-фашистских захватчинов. После митинга, на котором выступившие пожелали братскому народу успехов в строительстве социализма, спортсмены двинулись в путь. Мотоциклисты проехали по территории трех республик СССР, по местам, где советские воины вели жестокие бои против гитлеровцев. Москвичи передали эстафету смолянам, те доставили ее в Минск, а отсюда она через Могилев, Гомель, Чернигов, Киев, Житомир, Ровно, Львов* прибыла в Ужгород. На границе состоялась встреча со спортсменами Чехословакии. Передача эстафеты в присутствии многочисленных жителей пограничных районов нашей страны и ЧССР вылилась в яркий праздник советско-чехословацкой дружбы. Участники эстафеты дружбы отправляются в путь.!-Зин " я ^%,,"'рения) опасность потери подвижности поршня, нагревающегося больше стенок цилиндра. Поршневые кольца «залегают» в своих канавках и теряют упругость в результате появления масляного нагара. 1 Мощность двигателя падает. Уменьшается прочность материалов. Поэтому, чтобы обеспечить надежную и бесперебойную работу двигателя, необходимо его охлаждать, поддерживая нормальное тепловое состояние деталей, Эту функцию выполняет система охлаждения. В большинстве случаев охлаждение достигается отводом тепла водой (а в холодное время — специальной жидкостью, замерзающей при очень низкой температуре), которая подается насосом в водяную рубашку 10, окружающую цилиндр и его головку. Выходящую из рубашки горячую воду направляют в специальное устройство — радиатор, где она проходит через большое число плоских оребренных с внешней стороны трубок, обдуваемых снаружи воздухом. Вода остывает, передавая тепло окружающей атмосфере. Из радиатора охлажденная жидкость при помощи водяного насоса вновь подается в двигатель за новой порцией тепла. Так осуществляется непрерывная принудительная циркуляция. Возможна и другая система охлаждения — воздушная. В этом случае (наi пример, в двигателе «Запорожца») вентилятор подает воздух прямо на горячие поверхности цилиндра и головки, на которых сделаны ребра для увеличения 2'поверхности, отводящей тепло. На мотоциклах обходятся и без вентиляторов — достаточно обдува встречным потоком воздуха. Воздушная система охлаждения имеет определенные эксплуатационные преимущества, хорошо известные владельцам «Запорожца». Исключаются постоянные заботы о воде (зимой, если не пользоваться специальной жидкостью, а применять воду, она может замерзнуть и разорвать радиатор или водяную рубашку; а летом — она испаряется или пользуется любой трещиной, чтобы уйти из системы). Однако у двигателей с жидкостным охлаждением есть не менее веские преимущества. Они работают более бесшумно и имеют значительно лучшие удельные показатели благодаря более надежному и равномерному охлаждению, что очень важно. Преимущества эти настолько существенны, что двигатели среднего и крупного литража в преобладающем большинстве — с жидкостным охлаждением. Много нужно знать, чтобы полностью изучить конструкцию двигателя и «подружиться» с ним. Но зато в умелых руках «сила огня» покорно служит своему властелину, обеспечивая и многокилометровый марш, и перевозку нужных грузов, развозя миллионы пассажиров и доставляя радость победы в спортивных состязаниях. В. БУРЯЧКО, кандидат технических наук|Н1^в^ЯНННЯВНМ1кУи &£ •-•гЧЕИИИГГОНОЧНЫЙ мотоцикл ИЗ ХАРЬКОВАХарьковский гонщик Анатолий Ширяев установил всесоюзный рекорд в классе мотоциклов до 175 смз. Километр с места он прошел со средней скоростью 109,19 км/час. Интересно, чуо мотоцикл Ширяева не является специальной рекордной машиной. Он построен для кольцевых гонок. У него двухтактный одноцилиндровый (60,3x60 мм) двигатель с трехканальной продувкой и золотниковым распределением. Степень сжатия 9,5. Охлаждениеводяное, термосифонное с радиатором сотового типа. В алюминиевую рубашку цилиндра посажена «мокрая» гильза из хромоникелевого чугуна. Головка (алюминиевая с -центральным расположением свечи) и цилиндр крепятся н картеру четырьмя сквозными шпильками. Двигатель снабжен прямоточным карбюратором собственной конструкции со смесительной камерой диаметром 30 мм. Зажигание осуществляется от магнето. Четырехступенчатая коробка передач и рама типа «дуплекс» заимствованы от гоночного мотоцикла С-157. Передний и задний тормоза — колодочные, двухкулачковые. Шины 2,50 — 19. Сухой вес мотоцикла составляет около 120 кг. Со специальным лобовым обтекателем он может развивать скорость до 180 нм/час. В настоящее время А. Ширяев работает над доводкой нового мотоцикла того же класса для кольцевых гонок. В. БАЯ ЕР г. Харьков IЛенинград11