КАЛЕНДАРЬ АВТОЛЮБИТЕЛЯАПРЕЛЬАпрельскому настроению все возрасты покорны. Это месяц подготовки к техническому осмотру и открытия летнего автомобильного сезона. Известны три разновидности такой подготовки. Лучше всего, если машина всегда, в любое время года, находится в полной исправности ик осмотру ее только прихорашивают. Хуже, когда работу, которую надо было выполнять последовательно • в течение всего го— да, делают за два дня. Третья разновидность подготовки — самая скверн ая : горе-автолюбитель шпаклюет дыры в кузове по бинту, красит прямо по грязи, заправляет двигатель густым маслом, до отказа затягивает тормоза и на полдня выпрашивает у приятеля колеса с приличными шинами. ...Около шеренг бетонных гаражей и одиночных сарайчиков, тоже именуемых гаражами, оживление муравейника. Автолюбитель, содержащий машину в исправности, легко пускает двигатель и под его ласковое урчание катит на станцию обслуживания смы вать грязь с солью горячей водой. Освежает краску полировочной водой или «Автоблеском», чистит хромированные части препаратом «Огонек», протирает стекла жидкостью «Свет» и заканчивает весенний туалет при помощи флакона «Шипра». Последний он использует для себя после бритья. Между тем иные любители даже тормоза и те регулируют за день до техосмотра. Такие всегда полагают, что незачем чинить, если еще не сломалось. А когда сломалось и чинить уже поздно, пускаются на хитрости. Странно: как ни стара хитрость, она не устаревает. Вспоминается технический осмотр в середине двадцатых годов в Москве. Это было время, когда бензином заправлялись в керосиновых лавках, а мотоциклисты покупали его... пузырьками в аптеке. На столичных улицах асфальт встречался только в трех местах: перед гостиницей «Метрополь», перед Библиотекой имени В. И. Ленина да на спуске от Моссовета к Дмитровке. И те мгновения, когда машина после булыжника катилась по асфальту, казались водителю верхом блаженства. С разных концов города к скверу около «Метрополя», где проходил техосмотр, подкатывали, изрядно дымя и подвывая шестернями коробок передач и дифференциалов, несколько старых, залатанных, но свежевыкрашенных автомобилей: «Кейс», «ПанарЛевассор», чахоточно-тщедушный«Форд» и трехколесный «Фономобиль». Что ни машина — то другая марка, и насчитать их можно было на улицах столицы больше сотни. Владельцы машин хитрили: в двигатель вливали густое-прегустое масло, в коробку передач наталкивали тавот, едва разведенный маслом, в задний мост всыпали пробковую крошку. До чего же мы были бедны тогда автомобилями! Молодая Советская республика получила в наследство от старого режима очень мало машин да автокладбища. К 1925 году в стране насчитывалось около 25 000 автомобилей. А теперь только в одной Москве более 80 тысяч семей имеют свои машины. Все мы радуемся перспективам широкого развития автолюбительства ив то же время отлично сознаем, как резко это повышает ответственность каждого водителя. К завтрашнему обилию машин нужно готовиться сегодня. Речь идет не только о соблюдении правил движения и осторожной езде. Мы никогда не будем гарантированы от дорожных неприятностей, если не уверены в исправности своей машины. В апреле об этой старой, но никогда не стареющей истине нам напоминает приближающийся технический осмотр. О тормозах мы уже говорили в прошлый раз. Теперь — о кузове. Он очень нуждается в нашем внимании после зимних соляных ванн. Кузов дороже двигателя и всех прочих механизмов. Однако коррозия не принимает во внимание экономических интересов автолюбителя ис особым пристрастием разъедает тонкий стальной лист. Работ-ники-а-втвзаводов, конечно, знают, чем это грозит машине, и вооружают ее против коррозии. Но... ничто не вечно. И автолюбителю дальше уже приходится принять защиту кузова на себя. Прочно вошло в практику обдувать кузов снизу маслом (обычно отработавшим) с примесью порошка графита. В магазинах появилась даже такая специальная смесь (выпускаемая в ГДР). Некоторые, правда, предпочитают обрабатывать днище нигролом, хотя кто разберется, чем он пользуется, если «отработка» слита в общую бочку. Есть даже такие, кто вполне серьезно утверждает, будто ничего нет надежнее налипшей на нигрол пыли. Бог им, как говорят, судья. А мы все-таки будем придерживаться технически обоснованных рекомендаций. На станции обслуживания в очереди на пост антикоррозийной защиты стоят и старые машины, которым может продлить жизнь только регулярная обработка кузова маслом, и новые красавцы-автомобили, которым, казалось бы, еще рано обдувать мастичное покрытие. Но, видимо, владельцы машин не зря считают, что маслом кузов не испортишь. Правда, обдувая его только снаружи, не убережешься от коррозии. Недаром предусмотрительные автолюбители в порядке профилактики смазывают изнутри пороги под дверями. Кто делал это своевременно, у тех пороги целы по сей день, кто поленился — те уже прибегали к услугам сварщиков. Искушенные знают, что надо заливать маслом не только пороги, но и другие закрытые полости кузова, в которых также (только первые годы скрытно) развивается коррозия. Проникнуть соплом пульверизатора во внутренние полости можно разными путями. Проще всего, пожалуй, просверлить для этой цели 6-миллиметровым сверлом отверстия и керном придать краям конусную форму, чтобы в •них достаточно плотно под различными углами устанавливалась шаровая головка сопла. Сделать такие отверстия желательно в следующих местах: два в поперечной балке под передним сиденьем, по отверстию — в верхней части правой и левой «скул», которые видны при открытых задних дверях, по отверстию — в правой и левой продольных балках в багажнике (так, чтобы сверло прошло балку и вышло в полость заднего кронштейна рессоры) и два отверстия • в полу у задней стен— ки багажника над поперечной балкой. Все эти отверстия закрывают пробками. Надо обработать маслом также балки подрамника и передней подвески, места прилегания воздухозаборника отопителя к кузову и двери изнутри. Перед такой обработкой машину моют горячей водой. Мойщик неизбежно вгонит под давлением воду в щели, под слой отставшего покрытия. Если воду запереть там маслом, то это ни к чему хорошему не приведет. Бывалый автолюбитель дождется, пока его машина полностью высохнет. Восстанавливая раз в два-три года окраску и по два-три раза в год опыляя кузов маслом, можно сохранить его на протяжении десяти-двенадцати лет непрерывной эксплуатации. Ну а теперь от разговоров — к делу. Впереди еще немало забот. М. ГИНЦБУРГ Рас. М. Каширина16