ВОТ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, В ЧЕМ ДЕЛО.Работники завода — о результатах осмотра двигателей „3anopomu.ee" на трассе Москва—СимферопольНам пришлось обратиться к такому необычному способу сбора сведений, необходимых для дальнейшего совершенствования двигателей, поскольку «Запорожцы» — автомобили индивидуального пользования и на автобазах их нет. А чтобы улучшать конструкцию и технологию, (повышать надежность и долговечность моторов, никак не обойтись без данных об опыте их эксплуатации. За предыдущие годы вами было осмотрено 1398 силовых агрегатов МеМЗ, а только за прошлое лето — 952. Пробег автомобилей составлял от 10 до 100 тысяч километров. Здесь мы остановимся на двух основных вопросах — о температурном режиме и давлении масла. Температурный режим. Примерно на пятой части автомобилей, из тех, что прошли более 50 тысяч километров, температура масла в картере двигателя достигала 100—105 градусов при движении со скоростью 80 км/час в жаркую погоду. Многие автолюбители полагают, что двигатель перегрет. Мы же считаем такую температуру вполне допустимой, поскольку никакого вреда она двигателю не приносит. Однако решили все же выяснить причины этого явления. Вот что было установлено. На большей части двигателей был неправильно установлен угол опережения зажигания. Влияние как слишком раннего, так и слишком позднего зажигания на температурный режим двигателя (особенно воздушного охлаждения) очень велико. Опыт показал, что при пользовании бензинами А-72 и А-76 установка зажигания по метке «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя согласно руководству по эксплуатации автомобиля близка к оптимальной и редко .нуждается в уточнении при движении. Мы -настоятельно рекомендуем придерживаться згой методики. На некоторых двигателях перегрев вызывался обеднением смеси из-за подсоса воздуха через неплотные соединения фланцев карбюратора и впускной трубы. После замены затвердевших прокладок состав смеси нормализовался я температура снижалась. Встречались нам и двигатели с засоренным масляным радиатором. Это было легко определить по температуре его поверхности, которая мало отличалась от окружающей. В таком случае помогала промывка радиатора. На некоторых машинах нагрев двигателя уменьшался после очистки поверхности цилиндров, головок и особенно масляного картера (поддона), через который отводится значительная доля тепла. При систематической эксплуатации автомобиля в местностях с жарким климатом есть смысл увеличить отвод тепла от поверхности масляного поддона, установив дополнительно щиток со стороны крышки распределительных шестерен. Его можно сделать из листовой стали толщиной 0,8—1,0 мм по ширине масляного картера и высотой 60 мм. Закрепляется щиток болтами Многие «Запорожцы», проезжавшие летом но трассе Москва — Симферополь, останавливались у Мелитополя по знаку всемогущего милицейского жеэла. Недоумевающих автомобилистов ожидала' здесь приятная встреча с работниками Мелитопольского моторного завода. Они предлагали владельцам машин прослушать и осмотреть мотор, проконсультировать, оказать техническую помощь, а заодно просили высказать свои замечания о работе двигателя МеМЗ. О неполадках, которые встречались наиболее часто, способах нх определения и устранения рассказывают на заседании Клуба начальник бюро эксплуатационной надежности Ш. М. КАУФМАН, инженеры Н. Н. СТРЮК и А. Д. ЖОГЛЕНКО. масляного картера со стороны шкива привода вентилятора (рис. 1). Некоторые автолюбители, жалуясь на перегрев двигателя, не учитывают при выборе скорости движения загрузку машины. Между тем в тех случаях, когда вещи уложены по всей ширине багажника на высоту 200 мм, из-за увеличения лобового сопротивления максимальная скорость автомобиля снижается на 12—15 процентов, а температура масла повышается на 8—12°. И еще об одной ошибке водителей, которые ездят с поднятой крышкой моторного отсека, подвязывая ее веревками или подпирая палками. Они уверяют, что при этом двигатель лучше охлаждается. Мы проводили специальные исследования и установили следующее. При открытой крышке моторного отсека нарушается нормальный теплообмен: создаются вихревые потоки, ухудшающие эффективность работы вентилятора, из-за чего повышается температура масла и температура под свечами зажигания. Это может привести к закоксовыванию поршневых колец и иногда даже к .прогару поршней и выпускных клапанов. Лишь в отдельных случаях при определенном положении крышки (разном для каждого двигателя) наблюдалось понижение температуры масла. Вывод очевиден. При езде с приоткрытой крышкой моторного отсека двигатель работает в худших условиях, сокращается его долговечность, даже если при этом и понижается температура масла. Если двигатель перегревается, нужно прежде всего выяснить причину и выбирать режим движения в соответствии с загрузкой автомобиля и наружной температурой воздуха. Давление масла. Падение давления в системе смазки чаще всего встречалось на машинах, прошедших более 35—40 тысяч километров. Как правило, причиной падения давления было увеличение зазоров в подшипниках. Мы рекомендуем в этом случае не заменять вкладыши коренных и шатунных подшипников, а пользоваться более вязкими авия-;ионными маслами: сначала МС-14, а потом МС-20 или МК-22. Можно смешивать эти масла с трансформаторным (до 7з по весу), уменьшая его долю при дальнейшей эксплуатации двигателя. Это поможет избежать ремонта до пробега 75 тысяч километров. Встречались и случаи низкого давления в системе смазки вследствие засорения отверстия в болте, крепящем корпус центробежного маслоочистителя. К сожалению, многие автолюбители забывают своевременно чистить центробежный маслоочистнтель, и еще до засорения отверстия износ подшипников увеличивается из-за плохой очистки масла. Центробежный маслоочиститель «обходимо промывать через каждые 6 тысяч километров пробега. При ремонте двигателя рекомендуем заменять кольцевой резиновый уплотнитель в месте, где трубка от маслоприемника входит в крышку распределительных шестерен (рис. 2). На это место часто не обращают внимания, забывая, что при подсосе воздуха не будет необходимого давления в системе смазки. Завод ввел ряд конструктивных изменений, «повышающих давление масла. Эти изменения следует учитывать при ремонте двигателей предыдущих выпусков. Так. с 18 июня 1963 года (с двигателя № 40771) введена новая крышка распределительных шестерен с масляным насосом повышенной производительности. В запасные части эта крышка поставляется под номером 966-1002054 с маслоналивным патрубком в сборе (для предотвращения течи — крепление на четырех шпильках). Ее можно устанавливать взамен старой. Упорная шайба коленчатого вала заменена кольцом. На рис. 3 показана сущность этого изменения. Оно введено с1 января 1965 года (с двигателя № 84100). В запасные части поставляется передняя опора с вкладышем и кольцом (номер комплекта 965-1005078). Новую опору можно устанавливать аа двигатели предыдущего выпуска «замен старой опоры и шайбы. Это будет способствовать повышению давления в системе смазки. И наконец, сейчас внедряется приемник масляного насоса с увеличенным до 14 мм (было 12 мм) диаметром заборной трубки, что уменьшает сопротивление на входе. Такой приемник масляного насоса можно применить и на двигателях предыдущего выпуска, рассверлив в картере ив крышке распределительных шестерен отверстие до диаметра 15 мм под трубку, а также отверстие в штифте, фиксирующем положение крышки распределительных шестерен (рис. 4) с 8,7 до 10 мм. Несколько слов об увеличенном расходе масла. Основные причины этого явления указаны в руководстве по обслуживанию автомобиля. Нам бы хотелось здесь добавить, что только замена чугунных маслосъемных колец стальными резко снижает расход масла даже на изношенных двигателях. Схема установки стальных маслосъем-ш О о. О н-а; О-£iш с[О шь-<ш О<го14