пытан транспортер ШН - 1 (фото 1и 2) со шнековым движителем, предназначенный для работы в районах с глубоким снеговым покровом и на переувлажненных грунтах. Н а транспортере установлены двигатель ЗИЛ-375 мощностью 180 л. с TWдромеханическая передача конструкции ЗИЛ , главная передачас бортовыми фрик ­ ционами и бортовыми редукторами, ведомые валы которых соединены со шнеками. Ш неки — из углеродистой стали, диаметр их 800 мм , угол подъема винтовой линии — 17 градусов, поперечное сечение спирали — трапеция с высотой 120 мм . Д ля повышения жесткости на их внутреннюю поверхность напылен слой пенополиуретана. Этот слой, к роме того, предохраняет полость шнека от попадания воды в случае прорыва обшивки. Транспортер ШН - 1 в процессе испытаний легко передвигался по глубокому снегу, воде и по дну спущенных прудов, покрытому на глубину до 600 мм полужидким илом. Н изкое удельное давление (0,046 кг/см 2 ) и высокие сцепные качества позволяют транспортеру уверенно двигаться по снежной целине глубиной 800 — 1 000мм , преодолевать заснеженные естественные подъемы в30 — 3 5 градусов. В 1966 году вСША построен и испытан шнекоход « М арч скрю» (фото 3 ) для транспортировки войск и грузов по воде и болотам. Алюминиевый корпус этой машины опирается на два шнека, позволяющих ей двигаться не только вперед и назад, но ив сторону. Скорость вездехода — 23 км/час по воде и 32 км/час по снегу. В настоящее время известны образцы « М арч скрю», показавшие при испытаниях скорость до 55 км/час. Интересна модель «Дороти» (фото 4 ) , созданная в Японии. Эта машина пред ­ назначена для перевозки людей и грузов в любых условиях. Конструктивно она отличается тем , что имеет не два, а четыре шнека, п ричем привод устроен так, что позволяет остановить или вращать влюбом направлении любой из шнеков отдельно, группами или все вместе. Поэтому «Дороти» м ожет одинаково легко двигаться вперед, назад ибоком , р езко или плавно поворачиваться в любой момент. Перспективность применения шнекоходов несомненна. И можно ожидать, что дальнейшие исследования приведут к улучшению их конструкции. С. В ОЛЬСКИЙ , и нженерСтоCTDOKна размышленияВОДИТЕЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ«Дорогая реданция. Прошу разобраться в несправедливости...» Письма ста ­ кой просьбой не редкость в редакции. Порой иэ путаных, взволнованных строи трудно понять даже, где, на каком перекрестие встретил несправедливость человек меряющий годы своей жизни километрами асфальта и проселков. Часто, чтобы разобраться в сложном, противоречивом деле, редакции приходится обращаться в различные организации. Таи было ис жалобой шофера Хотыничской участковой больницы Брестской области Р. Войтеховича. Он писал о том, что его без медицинского обследования лишили водительсних прав, хотя он не был пьян, и есть тому свидетели- Войтехович даже справку получил, что он был трезв в тот вечер. И все же несправедливость свершилась. Причиной, по его словам, послужил отказ перевезти больного в городскую клинику в Барановичи. Мы попросили Брестский областной отдел здравоохранения разобраться в этой истории и сообщить редакции свое мнение. Ответ дополнил картину деталями, о которых «забыл» автор письма: «Шофер Войтехович вместе с медицинской сестрой Дубовсной доставил в приемный покой Ганцевичской районной больницы ребенка с инородным телом в пищеводе. Д ежурный врач установил, что ребенку необходима помощь врачаспециалиста, и предложил Вейтеховичу и Дубовсной немедленно везти ребенка в городскую клинику Барановичей, но водитель категорически отказался это сделать. Во время разговора с шофером дежурный врач констатировал запах алкоголя и предложил Войтеховичу обследование. Однако Войтехович от обследования отказался и, когда врач стал звонить в милицию, вместе с медсестрой Дубовсной сел в машину и уехал». Как видите, не все здесь сходится. Нельзя считать установленным, в частности, что водитель был пьян. Однано не это привлекает в данном случае внимание. И мы будем говорить о другом. Подчас минуты, секунды и опытность водителя решают — будет ли жить человек. Не случайно на специализированных медицинских автомобилях работают шоферы высокого класса, отлично знающие машину, правила движения, способные мгновенно найти верное решение в любой дорожной обстановке. Но только ли эти качества определяют пригодность водителя и работе в медицинских учреждениях? К аи можно доверить больного человека тому, кто равнодушен ичужим страданиям? В сельской больнице, где, к ак правило, всего одна машина иа все случаи жиз ­ ни, с водителя особый спрос. Врач не может отказать в помощи больному, даж е если очень устал, д аже если помощь нужна за много километров. А водитель? В редакцию часто приходят письма со словами признательности, с просьбой рассказать на страницах журналао знакомых и незнакомых водителях, которые просто так, не требуя благодарности, помогли кому-то, ного-то спасли. И будь то парень из Казахстана, поспешивш ий через снежные заносы на помощь незнакомому шоферу и тяжело больной женщине (о нем мы писали в первом номере журнала), или любой другой человек за рулем, оказавший кому-то пусть небольшую, но очень нужную услугу, — люди тепло вспоминают о них. Приятно читать такие письма, но тем горше сознавать, что среди шоферов медицинской службы — надежных и верных помощников врачей — встречаются еще люди, способные отназать в помощи тому, кто в ней очень нуждается. Водителю скорой и медицинской помощи, больничной машины доверена не только техника . В его руках прежде всего здоровье, ж изнь человека. Он не просто шофер, но ив каком-то смысле медик. Отзывчивость, душевное тепло, самоотверженность — для него такиеже необходимые профессиональные качества, к аки мастерство вождения, оцениваемое первым и вторым нлассом.Отпугивающие водуКапли воды на гидрофобизированной поверхности стекла. Вез воды далеко не уедешь. Но вода в то же время и враг автомобиля, она •портит и разрушает его. Вот почему сегодня перед техникой во весь рост встает проблема исцеления материалов от «-водобоязни». Химия кремнийорганических соединений дала большой выбор водоотталкивающих жидкостей. Они называются гидрофобизирующими. («Гидрос* — по-гречески вода, «фобос» — страх, гидрофобизирующие — буквально отпугивающие воду.) Молекулы такой жидкости составлены из атомов кремния и кислорода. Гидрофобизирующую жидкость растворяют в углеводородных растворителях (концентрация от 0,5 до 10 процентов) и наносят на поверхность материала. В результате взаимодействия активных атомов водорода с гидроюсильяыми группами, входящими в состав поверхности, образуется невидимый тончайший полимерный слой. Он «трехэтажный». Внизу — атомы «ислорода, прочно связанные с материалом, за ними — атомы кремния, а «наверху» — углеводородные радикалы. Именно этот «верхний этаж» как бы парафинирует поверхность, «отпугивает» молекулы воды. Обработанный так материал теряет способность омачиваться водой и капиллярно ее всасывать. Это явление называется гидрофобностью — водоотталкивавием в противоположность гидрофильности — смачиваемости. При этом несмачиваемые кремнийоргашгческие слои пропускают газы и водяные пары (но ие воду), материал «дышит». Костюмы мотогонщиков или спецодежда, пропитанные гидрофобизирующими составами, не промокают под дождем или в грязи, но не вызывают ощущения «припарки», подобно изделиям из синтетических пленок типа «болонья». Бумага я картон после гидрофобной обработки не размокают, брезент и кожа не гниют и не плесневеют. Кремвшйорганяческие соединения помогают решить еще одну важную задачу — они улучшают видимость через стекла во время дождя. Вспомните: лобовое, боковые и даже заднее стекла сплошь покрыты мельчайшими каплями воды. Щетка «дворника» раздражающе мелькает перед глазами, открывая лишь узкий сектор обзора, назад видимости лочти нет. Очень неприятно вести машину в таких условиях. Но если прогидрофобизировать стекла, кашли дождя скатываются с них под действием силы тяжести и воздушного потока. Видимость не теряется. В настоящее время имеется ряд кремнийорганических жидкостей, различных по химическому составу и способу применения, обладающих гидрофобизирующими свойствами. Примером может служить ГКЖ-94 (ее выпускает химзавод в г. Домково Липецкой области) и некоторые другие, демонстрировавшиеся на ВДНХ. Но водоотталкивающие средства — не единственный подарок щедрой кремнийорганической химии автомобилистам. Всем известные, например, составы для очистки краски, полировки и восстановления блеска машин — паста «Луч» и жидкость «Стрела» — также продукты кремнийорганнки.В. ЛОСЕВ, и нженер19