Сегодня вы знакомитесь с системой питания карбюраторного двигателя. Трудно переоценить значение этой системы в работе автомобиля. Двигатель внутреннего сгорания «мертв» без трубопроводов и устройств, подводящих топливо из бака, готовящих рабочую смесь из паров бензина и воздуха, распределяющих ее по цилиндрам и отводящих отработавшие газы.МОЛОДАЯНовые военнотехническиеТРАДИЦИЯВ 1967 году матч спортсменов Москвы и Ярославля положил начало соревнованиям по автомобильному многоборью. На этот раз ярославцы предложили и осуществили на практике еще ряд новшеств, которые, несомненно, имеют четкую военно-прикладную направленность. Программа матча включала стрельбу из малокалиберного пистолета (упражнение МП-1), автомобильный спринт (со стартом типа «Ле-Ман»), подъем на холм. (дистанция 500 м) и фигурное вождение автомобиля по системе, отличной от существующей. Восемьдесят четыре представителя Москвы и Ярославля вышли на старт этого интересного матча. Среди них было шестеро мастеров спорта и одиннадцать. кандидатов в мастера. В общекомандном зачете победили ярославские спортсмены. В личном же за^ чете первенствовали москвичи А. Бруштейн (класс автомобилей «Москвич») и А. Давлетов («Волга»). Говоря о результатах, нельзя не отметить достижение москвича Г. Майорова в стрельбе — он выбил 92 очка из 100. Успех этот не случаен. Теперь многие участники многоборья все более серьезное внимание уделяют стрелковой подготовке. Если спринт и подъем на холм оказались для большинства спортсменов привычными упражнениями, то четвертый элемент — «фигурка» был традиционным только по названию. Взамен обычных десяти фигур, размещаемых на небольших расстояниях одна от другой, председатель областной федерации автоспорта Р. Смирнов предложил ввести одно, но довольно сложное упражнение — v цвойную восьмерку». Ее конфигурация и размеры приведены на схеме. В месте соприкосновения двух окружностей фигуры (размер «а») размещены габаритные ворота, расстояние между стойками которых составляет 1830 мм для «Волги» и 1570 мм для «Москвича-408». Контуры «восьмерки» ограничиваются флажками или вешками, расставленными через 10 метров. Всего необходимо 60 флажков, из них 56 красных и четыре желтых (которыми обозначается начало поворота). Общая длина трассы — 500 метров.СТАРТРис. 1 : 1 — топливопровод; 2 — воздушное балансировочное отверстие: 3 — диффузор; 4 — распылитель; 5 — ' смесительная камера; 6 — дроссельная заслонка; 7 — впускной газопровод; 8 — жиклер; 9 — поплавковая камера; 10 — поплавок; 11 — игольчатый клапан. Рис. 2: 1 — винт регулировки качества смеси; 2 — выходные отверстия канала холостого хода; 3 — канал холостого хода; 4 — винт регулировки жиклера холостого хода; 5 — эмульсионный жиклер; 6 — воздушные жиклеры; 7 — блок диффузоров; 8 — автоматический клапан; 9 — воздушная заслонка; 10 — балансировочная,трубка; 11 — распылитель насоса-ускорителя; 12 — блок распылителей: 13 — нагнетательный клапан; 14 — обратный клапан; 15 — поплавок; .16 — игольчатый клапан; 17 — входное отверстие; 18 — гнездо игольчатого клапана; 19 — экономайзер; 20 — игла для регулировки сечения главного жиклера; 21 — входное отверстие (из поплавковой камеры); 22 — блок глан ного и дополнительного жиклеров; 23 — жиклер экономайзера; 24 — дроссельная заслонка; 25 — ограничитель максималь ных оборотов коленчатого вала. Рис. 3: 1 — центробежный датчик ог раничителя максимальных оборотов; 2 — вакуумные трубки ограничителя максимальных оборотов; 3 — рычаг руч ного привода топливного насоса; 4 — топливный насос; 5 — фильтр тонкой очистки топлива; 6 — исполнительный механизм ограничителя максимальных оборотов; 7 — карбюратор К-88; 8 — воздушный фильтр; 9 — тяга педали; 10 — топливопроводы; 11 — тяга ручного управления дроссельной заслонкой карбю ратора; 12 — тяга ручного управление воздушной заслонкой: 13 — педаль уп равления дроссельной заслонкой; 14 — фильтр-отстойник; 15 — указатель уровня топлива; 16 — наливная горловина бака; 17 — топливоприемная трубка с фильтром; 18 — глушитель; 19 — трубы от выпускных газопроводов к глушителю; 20 — левый выпускной газопровод; 21 — впускной газопровод. Система питания современного карбюраторного двигателя — сложное устройство. Вы должны отлично знать принципы работы, назначение и конструкцию его деталей. Подружитесь с книгой, плакатом, учебными пособиями. Литература Калисский В. С. и др. Учебник шофера III класса. Изд. «Транспорт», Москва. 1968. Б лейз Н. Г. Автомобильные карбюраторы, бензонасосы, фильтры. Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва, 1967. Р убец Д. А. Система питания автомобильных карбюраторных двигателей (устройство, обслуживание и регулировка). Изд. Министерства коммунального хозяйства, Москва. 1954. Журнал « З аруле м». 1964, № 9, «Карбюратор и работа двигателя»; 1964, № 12, «Знаем ли мы карбюратор?»; 1965, № 9, «Карбюратор без загадок»; 1966, № 6,- «Об уровне топлива в карбюраторе». Тема следующего плаката — «Система питания дизельного двигателя».21мСхема трассы для фигурного вождения. Треугольниками обозначены красные флажки, квадратиками — желтые, кружками — стойки с шарнирными эграничителями для габаритных ворот.Участник должен проехать по двум «восьмеркам», не менее пяти раз проходя через габаритные ворота. Задетый флажок стоит три штрафных очка. Если спортсмен задел три флажка, выехал за границу фигуры или пропустил одну из четырех ее петель, он штрафуется 150 очками. На линии стоп-финиша следует затормозить так, чтобы она оказалась между передними и задними колесами. В противном случае участнику также начисляется 150 очков. Время прохождения трассы, как показал первый опыт, составляет 60 — 9 0 секунд (наилучший и наихудший результаты) на автомобилях «Волга» и 62 — 9 5 секунд на «Москвичах». Новшество, предложенное ярославцами, позволяет проводить соревнования по фигурному вождению на более высокой скорости. А это повышает спортивный интерес. В. БЕРЕЗКИН, судья всесоюзной категория2. «За рулем» № 49