ВНИМАНИЕ.БЫВАЛЫЕ!Раздел «Советы бывалых» — один из самых «читаемых» в журнале. Нет автомобилиста или мотоциклиста, который не знакомился бы регулярно с помещаемыми под этой рубрикой заметками в поисках простых и доступных рекомендаций «на все случаи жизни » . И бывалый и начинающий водитель находят здесь много полезного и используют проверенные опытом технические разработки своих собратьев авто- и мотолюбителеи. Обо всем этом свидетельствует редакционная почта. Многие из eac L дорогие читатели, изготовив и опробовав на своей машине приспособление, новый инструмент или прибор, как-то приспособив индивидуально заводскую нонструкцию, спешат через журнал поделиться своим опытом. С целью поощрить техническое творчество читателей редакция объявляет конкурс на лучшие «советы бывалых». В конкурсе могут участвовать все желающие. Материалы (описание, ч ертежи , фотографии) присылайте заказным отправлением с пометкой «На конкурс бывалых». Последний срок отправки (мы определим его по почтовому штемпелю) — 1 октября 1969 года. Победителей (отдельно по автомобильной и мотоциклетной тематике) ожидают два главных приза — транзисторные радиоприемники «Селга» и дипломы журнала. Кроме того, редакция учредила несколько поощрительных призов. Итак, за дело, бывалые водители автомобилей и мотоциклов! Ваши товарищи ждут от вас новых интересных, полезных и доступных советов.жет сделать сам. На дощечке или куске фанерыяукрепил четыре «потолочных» патрона (см. рисунок) для электроламп 1, соединив их параллельно . Один полюс присоединил к штепселю 2, другой — к вилке 3. В штепсель 2вставляется входная вилка выпрямителя, а вилка 3 реостата непосредственно соединяется со штепселем электросети. Для выпрямителя ПСВ-1 при зарядке 12-вольтового аккумулятора емкостью 42 ампер-часа можно рекомендовать три лампы по 75 иодну . в 40 ватт. Сила тока регулируется ввинчиванием или вывинчиванием ламп. Так, при напряже ­ нии 127 вольт для указанных выпрямителя и аккумулятора при одной включенной 40-ваттной лампе сила тока будет около 0,5 ампера. Контролировать ее можно по амперметрувыпрямителя . Ламповый реостат одновременно надежно защищает электросеть при возможных случайных замыканияхв выпрямителе, так как через лампыв сеть идет ток небольшой силы. В. ШЕХТЕР г. Москва, А-47, ул. Горького, 37-в, кв. 2ВТОРАЯ НЕЙТРАЛЬ НА «ТУЛЕ»По моим наблюдениям, мотороллер примерно десятую часть пути движется со «сброшенным газом», п ри этом обороты двигателя довольно высоки, с мазка ухудшается и соответственно усиливается износ трущихся деталей. Срок службы двигателя «Тулы» можно увеличить, если сделать дополнительно фиксированноенейтральное положение шестерен между третьей и четвертойДля более мягкого и четкого включения передач следует выступы фиксирующего диска слегка сточить и заполировать от середины выступа ккраям на величину 1 —1,5 мм, к акпоказано на рисунке. «Вторая нейтраль» на «Туле» проверена в работе в течение трех лет и хорошо себя зарекомендовала. Изменить диск фиксатора можно на мотороллерах «Тула» всех моделей, включая и последнюю — «Турист». В. АГЕЕВ г. Уфа, ул. Вологодская, 45НАСОС-ПОДСТАВКАМного полезного я нахожу в разделе «Советы бывалых». И, хотя сам еще не «бывалый» (я езжу на «Урале-2» меньше двух лет), думаю, мой совет тоже пригодится. На мотоцикле с коляской поднять заднее колесо для замены несложно — достаточно поставить мотоцикл на подставку. Труднее снимать колесо коляски или переднее — установленный на подставку мотоцикл опирается на эти колеса, и приходится подкладывать чурбак, камень А если поблизости ничего подходящего нет? В качестве опоры втакихслучаяхя использую прилагаемыйк мотоциклу насос для накачки шин. К корпусу насоса прикрепил, к акпоказано на рисунке, двумя хомутами отрезок стального угол-О тредакции . Мы попросили специалистов прокомментировать предложение В. Агеева. Вот что нам сообщили с завода. Еще перед запуском мотороллера в серийное производство на некоторых машинах были установлены механизмы переключения с нейтралью между третьей и четвертой передачами. Испытания показали, что даже опытным (заводским) водителям редко удавалось включить эту нейтраль из-за того, что система рычагов'и тяг в приводе механизма переключения не обладает достаточной жесткостью. На серийных мотороллерах мы отказались от второй нейтрали, и, к ак поназал опыт, заметного увеличения износа двигателя это не вызвало. Однако в связи с большим интересом, проявляемым к «второй нейтрали» некоторыми владельцами мотороллеров, можно рекомендовать практически проверить предложение В. Агеева.Диск фиксатора (вид со стороны левой крышки картера): 1, 2, 3, 4 — выемки соответствующих передач; Н — в ыемка нейтральной передачи; 5 — ролик; 6 — выемка дополнительной нейтрали. Пунктиром показано дополнительное углубление. передачами. Им можно будет пользоваться при движении накатом. Переделку лучшеприурочить ко времени ремонта двигателя. Изменению подвергнется диск фиксатора . Для этого на собранной коробке найдите такое положение переключающего валика, когда третья передача выключена, а четвертая еще не включена. Наблюдая в окно левой половины картера (напротив фиксирующего ролика), установите диск фиксатора в положение, п ри котором не включены ни третья , ни четвертая передачи, и нанесите на нем риску напротив центра ролика. Затем, вынув переключающий валик, р езаком или сварочной горелкой аккуратно нагрейте до красного цвета только то место, где нанесена риска. Наложив круглый пруток (хвостовик сверла, р азвертки или фрезы , равный по диаметру фиксирующему ролику) на отмеченное место, ударом молотка сделайте выемку глубиной 5—6 мм. Образ овавшиесяуглы слегка скруглите напильником. Выемка должна быть несколько меньшей, чем остальные, чтобы при обычном переключении передач не включалась ошибочно нейтраль . Когда нужно, нейтральное положение можно зафикси ­ ровать, а ккуратнонажимая на педаль не до упора, к ак всегда, а до половины хода.РЕОСТАТ ИЗ ЛАМПНе всякий выпускаемый у нас выпрямитель для зарядки аккумуляторов автомобилей имеет реостат, регулирующий силу зарядного тока.ка (можно и «полосовое железо» толщиной 3—4 мм). Если надо вывесить переднее колесо или колесо коляски, ставлю мотоцикл на подставку, приподнимаю коляску и под ее площадку-подножку подставляю уголок насоса. Оба колеса свободны, и теперь их легко можно снять. В. КАСЬЯНЕНКО Ростовская область, г. Батайск-9, ул. Пятигорская, 90 Схема лампового реостата: 1 2 — штепсель; 3 — з илка . лампы;Чтобы избежать вредного действия пер езарядки на пластины аккумулятора, я заряжаю его слабым током. Простейший реостат, подобный моему, к аждый мо-Советы бывалых25