зов. 155-тонный трансформатор был пер евезенс завода на специальной платформе с 96 колесами. Прицеп-тяжеловоз был оборудован комплексом устройств, которые могли создавать воздушную подушку, разгруж ая по сигналу оператора оси платформы. По периметру грузовой площадки установлена уплотнительная завеса изнейлоно-неопрена с гибкой стальной каймой, приспосабливающаяся к неровностям дороги и препятствующая выходу воздуха. На отдельном автомобиле, включенном в тот же комплекс, установлены четыре центробежных вентилятора. Через систему гибких рукавов воздух подается под платформу.НаконгрессахВАРИАТОР НА МОПЕДЕМопеды сегодня — с амый распространенный вид двухколесного моторного транспортав Европе. В большинстве стран не требуется водительских прав на их вождение. В стремлении расширить круг потребителей конструкторы мопедов одновременно с улучшением внешнего вида постоянно ищут средства облегчить управление ими. Переключение передач — самое трудное действие дляначинающих водителей, да иопытныес удовольствием отказались бы от него. Однако необходимость наиболее полно использовать мощность двигателя вынуждает применять трех- и (реже) д вухступенчатые коробки передач. В последнее времявнимание конструкторов мопедов все более привлекают давно известныев технике устройства для бесступенчатого изменения передаточного отношения, т акназываемые вариаторы. Они довольно широкоприменяютсяв станкостроении ив свое время использовались в силовой передаче мопеда «Хобби» (ФРГ). Ныне и некоторые французские иитальянские мопеды снабжены вариаторамиразных конструкций. Определенный интерес представляет силовая передача одной из последних моделей итальянских мопедов семейства «Веспа», п олучившейназвание «Чао» (рис. 1). Одноцилиндровый двухтактный3 двигатель рабочимобъемом 49,77 см (38,4X43 мм) развивает мощность 1,5 л. с. п ри 4500 об/мин. Силовая передача — к линоременная , в ыполняетсяв двух вариантах — с постоянным передаточным числом (рис. 2, а) и с изменяющимся бесступенчато при помощи вариатора (рис. 2, б). В обоих вариантах для движения на педалях передачу отключают кнопкой 7, а когда надо ввести в действие двигатель — в ключают ее рычагом 8. Пускают двигатель вращением педалей. Крутящий момент к коленчатому валу передается стартовым сцеплением 2, а при дальнейшемувеличении оборотов центробежный регулятор 3 включает ходовое сцепление 4. Во втором варианте (рис. 2. б) по мере увеличения оборотов грузики центробежного регулятора 10 сдвигают диски 9и 11 (образующие ведущий шкив), и клиновой ремень «вытесняется», з анимая новое положение на большем диаметре шкива . Стремясь сохранить прежнюю длину, ремень раздвигает диски 12 и 14 (образующие ведомый шкив), с жимаялружину 13. При уменьшении числа оборотов вала грузики ослабляют давление на диск 9, ремень приближаетсяк оси ведущего шкива1и удаляется от оси ведомого, диск 14 которого поджимается пружиной. Таким образом, п ри увеличении числа оборотов коленчатого вала одновременно растет скорость вращения заднего колеса (т. е. скорость' мотоцикла), а при уменьшении оборотов (например, с увеличением нагрузки во время подъема в гору) скорость вращения заднего колеса уменьшается, но увеличивается тяговое усилие. Особенность ременной передачи—больш ая требовательность к чистоте. Если на шкивы или ремень попадают вода, масло, он начинает пробуксовывать. На мопеде «Чао» передача надежно защищена кожухами. Р ис . 1. Мопед «Чао».Р ис . 2. Силовая передача: а — с постоянным передаточным отношением, б — с переменным . 1 — ведущий шкив; 2 — стартовое сцепление; 3 ,— центробежный регулятор; 4 — ходовое сцепление; 5 — клиновой ремень; 6 — ведомый шкив; 7 — к нопкавыключения привода; 8 — р ычаг включения привода; .9 — подвижный диск ведущего шкива ; 10 — центробежный регулятор шкива; 11 — неподвижный диск ведущего шкива ; 12 — неподвижный диск ведомого шкива; 13 — пружина; 14 — п одвижныйдиск ведомого шкива .Щ7Очередной конгресс Международной мотоциклетной федерации состоялся в Мадриде. На нем в соответствии с уставом состоялись выборы президента ФИМ. Им снова стал испанец Родиль де Балле. Были проведены также перевыбор ы трети членов руководящих органов Федерации. В состав технической комиссии вошел от ФМС СССР В. Рогожин а также по одному представителю ГДР, ЧССР иРумынии . Впервые в члены комиссии мототуризма ' и збран А. Хохлачев (СССР). Конгресс принялрешениео пересмотр е существующего международного спортивного кодекса ФИМ. Кроме того, заседание Генерального совета рассмотрело и утвердило изменения устава, направленные на упорядочение финансовой деятельности Федерации. Ряд важных решений приняла спортивная комиссия. Для чемпионата мира по кольцевым гонкам, начиная с 1969 года, установлена новая система начисления очков: на каждом этапе за первые десять мест — соответственно 15. 13, 10, 8, 6, 5, 4, 3, 2, 1. В этом виде соревнований введены и дополнительные ограничения для мотоциклов. Машины класса 50 см3с нынешнего года могут иметь не более одного цилиндра, шести передач и весить не менее 60 кг. С будущего года подобные ограничения 3распространятся на классы 125 и 250 см (не более двух цилиндров и шести передач и вес соответственно не менее 75 и 100 кг). Одновременно было принятбрешениео проведении ряда гонок по свободной формуле, без ограничения числа цилиндров. На заседании была принята новая система розыгрыша командных кубков по мотокроссу «Трофей наций» (класс 250 см 3 ) и «Кросс наций» (500 см 3 ). Если стартующих больше пятидесяти, устраиваются два полуфинала продолжительностью по 30 минут и 40-минутный финал. Если участников окажется менее пятидесяти, то кросс проводится в два заезда (по общепринятой системе) по 40 минут каждый. В обоих случаях в. зачет идут лучшие результаты любых трех гонщиков из команды. Комиссия заслушала . и нформацию шведской федерации о соревнованиях на мотосанях (снежных скутерах) и рекомендовала поощрятьразвитие этого вида спорта. Конгресс рассмотрел и утвердил международный спортивный календарь на 1969 год. На заключительном заседании советской делегации вручен кубок «Кросса наций» и золотые медали ФИМ для членов команды, в ыигравшей этот почетный трофей на соревнованияхв Кишиневе (см. «За рулем», 1968. № 12). Главным пунктом повестки дня минувшего конгресса Международной автомобильной федерации (ФИА), который состоялся в Париже, было утверждение международного календаря соревнов анийи условий проведениямировыхиевропейских чемпионатов Личное первенство мира на гоночных автомобилях формулы 1 (до 3000 см 3 ) будет разыгранов 12 гонках на Большие призы Южной Африки . Испании, Монако, Бельгии, Голландии, Ф ранции , Англии, ФРГ, Италии. Канады, США и Мексики. Другое первенство мира по кольцевым гонкам — ч емпионат марок, проводимый на спортивных автомобилях, включает десять этапов на трассах Дайтона, Себринг, Б рэнде Хэтч, Монца, Тарга Флорио, Спа, Нюрбургринг. Ле-Ман. Уоткинс Глен и Туллий. Кроме того, в этом году состоится девять гонок на Европейский Трофей формулы 2и очередной чемпионат Европ ы (восемь этапов) по скоростному подъему на холм (спортивные автомобили). Как ив прошлом году,, будет, раэыгг рано два iпервенства Европы по ралли: личИое ЩШЫя марокмашин . Первое включает / вЬееМь этапов (Швеция, Италия ГоллаЖия . Австрия, ЧССР. Польша, Испания, 'Англия), второе же — семь (Монако, Греция, Ш вейцария , Финляндия, Франция, ФРГ, Австрия).