Остались позади двенадцать этапов очередного первенства мира по автомобильным гонкам, закончился третий год существования трехлитровой формулы 1. Каждый спортивный сезон представляет собой определенную фазу развития гоночных автомобилей. В 1966 году, когда принципиально новые машины еще не были окончательно доведены, на старт выпускались переходные модели. Годом позже отчетливо проявились различия в возможностях и свойствах автомобилей. Одни резко выделялись хорошей динамикой, другиевысокой надежностью,. Для прошедшего сезона, напротив, характерно сближение технических показателей машин, так как ряд заводов справился с «дет«Лотос-49Б». «Анти-крыло» опирается на стойки подвески.легче быстрее надежнееней модели автомобиля РА-302 также уменьшил число цилиндров на четыре. Все это лишний раз подтверждает целесообразность компромиссных решений в технике, где идеальные случаи редки. Двигатель с меньшим числом цилиндров почти всегда легче, компактнее, проще в изготовлении и доводке, что имеет существенное значение для гоночного автомобиля и может непосредственно отразиться на его ходовых качествах. Правда, многоцилиндровый двигатель быстроходнее (меньше инерция таких деталей, как клапан, поршень, шатун), а следовательно, и мощнее. Однако на практике это преимущество не столь существенно — большее число подшипников и различных движущихся деталей увеличивает механические потери, сокращая выигрыш в мощности. Переходя к конкретным фактам, заметим, что победу в одиннадцати гонках чемпионата из двенадцати одержали автомобили «Лотос-49Б», «МакЛарен-М7А» и «Матра-МСЮ», которые были снабжены как раз восьмицилиндровыми моторами («Форд-КосвортДФВ»). Рационализация конструкции и применение легких материалов (дюралюминий, титан, магний, стеклопластик) позволили приблизить вес автомобилей к 500 кг (нижнему пределу формулы 1) и довести мощность двигателей до 400—420 л. с. Такую мощность трудно использовать на столь легком автомобиле из-за буксования ведущих колес. Выходом из положения явилось применение шин более широкого и низкого профиля, обеспечивающих максимальную площадь контакта протектора с дорогой. Ширина профиля передних покрышек достигает теперь 270 мм, а задних 360 мм; в такой же пропорции выросла ширина ободов колес. В результате значительно улучшилось сцепление шин с дорогой и соответственно возросли скорость на поворотах, приемистость и эффективность торможения автомобиля. У этих усовершенствований есть, однако, и отрицательная сторона. Все перечисленные преимущества дают себя знать на сухой дороге, но как только начинается дождь, картина резко меняется. При малом удельном давлении между дорогой и шиной сохраняется тонкая пленка воды, которая не выдавливается. Колеса автомобиля начинают скользить, он теряет поперечную устойчивость и не повинуется гонщику. Чтобы устранить недостаток, шинные заводы разработали специальные «дождевые» покрышки. Их протектор изготовлен из более мягкой резины и снабжен системой канавок для быстрого отвода воды от поверхности, контактирующей с дорогой. Но на сухой дороге такие шины быстро изнашиваются и оказывают повышенное сопротивление качению. Изменчивые атмосферные условия в районах трасс Спа, Нюрбургринг, Зандвоорт, Брэндс-Хэтч заставляют гонщиков держать в запасе колеса с различными шинами, а выбор типа покрышки перед стартом иногда превращается в головоломную задачу. Сегодня лобовая площадь сверхшироких шин составляет значительную часть общей лобовой площади автомобиля формулы 1. Обтекаемость кузова по существу мало отражается на общем сопротивлении воздуха, поскольку оно почти всецело определяется необтекаемой формой колес. В результате, несмотря на то, что мощность автомобилей этой формулы за цоследние пять лет поднялась примерно вдвое, их максимальная скорость увеличилась ненамного. Однако сочетание мощных двигателей с широкопрофильными шинами улучшило работу на промежуточных скоростных режимах и привело к росту средних скоростей на всех традиционных кольцевых трассах. За последний год существенно изменился внешний облик гоночных автомобилей. Сзади, над колесами устанавливается «анти-крыло» (см. «За рулем», 1968, М 11), а на носовой части кузо» ва, перед колесами—небольшие крылья. Эти приспособления создают дополнительную нагрузку на шины за счет воздействия встречного потока воздуха и, таким образом, улучшают сцепление с дорогой, позволяя повысить приемистость, эффективность торможения и скорость на поворотах, но уменьшают максимальную скорость. Аналогичных результатов можно достичь, придав кузову клиновидный профиль, но «антикрыло» эффективнее ив конце сезона 1968 года стояло на всех машинах, выступавших в первенстве мира. Из новых гоночных автомобилей заслуживает внимания «Брэбхэм-БТ26». Его восьмицилиндровый (88,9X60,2 мм) двигатель «Репко-860» теперь уже имеет два распределительных вала в головке цилиндров. Несмотря на достаточно высокую мощность (400 л. с. при 8500 об/мин) и малый вес (520 кг) автомобили «Брэбхэм-БТ26» не достигли в 1968 году успехов. Двигателям явно не хватало былой надежности. После двенадцатилетнего перерыва в чемпионате снова участвовали французские автомобили. Их подготовила фирма «Матра», известная своими работами в области ракетной техники. Она создала две модели автомобилей формулы 1. На одной {МС10) установлен мотор «Форд-Косворт-ДФВ» (410 л. с. при 9200 об/мин), на другой (МС11)—12-цилиндровый (79,7X50 мм) двигатель собственного производства. Последний обладает, по-видимому, большими резервами форсировки и представляет значительный интерес. Пока его мощность составляет 412 л. с. при 10 500 об/мин, а крутящий мо-скими болезнями», новых конструкций и подтянулся до уровня лидеров. Примерно равные возможности обусловили в соревнованиях 1968 года исключительно острую борьбу, небывалую за всю историю чемпионата мира. Действительность опровергла некоторые прогнозы технического развития гоночных автомобилей. Теоретические преимущества многоцилиндровых двигателей, убедительно выглядя в расчетах, пока не дали желаемых плодов на практике. Предсказания о пришествии 16- и даже 24-цилиндровых конструкций так и остались на бумаге. Более того, фирма ВРМ заменила прежний 16-цилиндровый мотор 12-цилиндровым, а завод «Хонда» на своей последРазрез двигателя «Матра».30