Из года в год наша промышленность наращивает выпуск мотоциклов, мотороллеров, мопедов, мотовелосипедов. Тысячи и тысячи людей становятся их владельцами. У них разные взаимоотношения с этой техникой. Одни успели уже стать приверженцами, к примеру, ковровской марки и заменяют славно потрудившийся К-175 новеньким «Восходом». Другие, последовательно поднимаясь по «мотоциклетной лестнице», достигают очередной ступеньки — ради «Юпитера» расстаются с М-104. Но много и таких, для кого это первый в жизни «мотор». Не зная как следует устройства машины, не имея водительского опыта, легко ошибиться в выборе двухколесного помощника. Кому не хочется иметь машину помощнее, чтобы можно было проехаться «с ветерком». И вот новичок покупает «ИЖ-Планету». А потом вместо удовольствия — мука. Мотоцикл оказывается тяжелым и непослушным. Конечно, для неопытного водителя. И дело все в том, что нарушен принцип от простого к сложному, от легкого к более трудному. 'Поэтому мы настоятельно рекомендуем тем, кто озабочен выбором первой двухколесной машины с мотором, начинать с мотовелосипеда, мопеда, легкого мотоцикла. А чтобы облегчить выбор, расскажем последовательно об этих машинах. Собираясь в магазин, надо прежде всего четко определить, для чего в основном нужна машина, какие расстояния (и по каким дорогам) придется преодоле-ВАШ ПЕРВЫЙ МОТОРНа фото (сверху вниз): легкий мопед «Рига-5». мотоцикл М-105, мопед МП-046.вать, кто, кроме вас, должен пользоваться ею и, наконец, где ее хранить. Ознакомившись с техническими данными машин, вы остановитесь на той, что наиболее полно удовлетворяет вашим требованиям. Наша промышленность почти полностью обеспечивает спрос на них по количеству и предоставляет покупателям вполне достаточный ассортимент. В магазине сегодня можно найти мотовелосипед Пензенского велосипедного завода им. М. В. Фрунзе — модель 16-ВМ, легкий мопед «Рига-5», мопеды «Рига-3» и «Рига-4» — рижского мотозавода «Саркана Звайгзне», легкие мопеды МП-044 и МП-045, мопеды МП-043 и МП-046 — Львовского мотозавода. В скором времени начнется выпуск мопедов в спортивно-дорожном исполнении для любителей спорта. Познакомимся с этими машинами ближе. Мотовелосипед и все модели легких мопедов имеют двигатель Д-5 Ленинградского машиностроительного завода «Красный Октябрь» мощностью 1,2 л. с. и развивают скорость до 35 км/час. Различаются они оформлением и небольшими конструктивными особенностями. Они просты по устройству, неприхотливы в эксплуатации и удобны в хранении. Владельцам мотовелосипедов и легких мопедов не требуется удостоверение на право вождения, их не нужно ежегодно предъявлять на техосмотр в ГАИ, и, что удобно, ими может без доверенности пользоваться любой член семьи. Однако мы хотим предостеречь от легкомыслия в обращении с машиной, которая предоставляет ее владельцу такие «льготы». Они отнюдь не освобождают его от серьезного изучения правил движения, от постоянного наблюдения за состоянием машины. Советуем не спешить с выездом на оживленные городские улицы. Там придется трудно, и вы подвергнете себя опасности, если до этого не освоите как следует машину, не приобретете прочных навыков вождения. Юношам и девушкам эти машины помогут накопить опыт в обращении с техникой, отточить приемы вождения и, может быть, приобщат к спорту. Предназначенные для поездок на сравнительно небольшие расстояния (на работу, на прогулку, рыбалку, охоту, в школу, на рынок), доступные по цене, легкие мопеды и мотовелосипеды завоевывают все большую популярность не только у молодежи, но иу людей в возрасте.Молодым мотоциклистам18