В помощь автомотоклубамВ прошлом году мы рассказывали о разъемном восьмицилиндровом V - о бразном двигателе ГАЗ-66 (см. «За рулем», № 7). После этого в редакцию из ряда учебных организаций ДОСААФ пришли просьбы напечатать аналогичный материал о дизельном двигателе. В этом номере мы предлагаем разъемную модель двигателя ЯМЗ-236 того же автора — преподавателя производственного обучения Днепропетровского автодорожного техникума 3. Л . Созанского.НА СЕМИ ВИТКАХОб автомобиле давно сказано, что он — не роскошь. Об автомобильном гараже никто этого пока не говорил. Для автолюбителя в большом городе, а тем более в районах его старой плотной застройки, г араж остается еще заветной мечтой. Свободной земли чрезвычайно мало, а желающих не счесть. Свое решение этой проблемы предлагают сотрудники Центрального института типового и экспериментального проектирования торговых зданий, архитекторы Н. А. Мордвинцева, Е. М. Синявская и О. К. Губаревич, разработавшие оригинальные варианты гаражей-стоянок на 220 и 1055 машин. Эти экспериментальные проекты, предназначенные главным образом для больших городов, недавно одобрил Госгражданстрой и рекомендовал для самого широкого использования в строительстве. Гараж-стоянка на 220 машин для кооперативов автолюбителей, показанный на обложке журнала, представляет собой круглую башню, уходящую ввысь на семь этажей — семь витков непрерывной спирали, которую можно проследить по большим оконным проемам. За этими окнами у наружных стен здания на скатно-винтовом перекрытии размещаются автомобили. Полезной площади (гаража в цело.м) на каждый из них т- около 28 м2 . Стоянка манежного типа. АБокс» одной машины от другого отделяют лишь белые линии разметки на полу. Перед машинами — винтовая дорога шириной в шесть с половиной метров, размеченная для движения на подъем и на спуск. Автомобили могут выезжать и въезжать через пять ворот быстро, не мешая один другому. Если возникнет необходимость покинуть гараж всем машинам сразу, то при расчетной скорости движения 10 км/час на это потребуется 17 минут. В центре башни — светоаэрационная шахта с легким перекрытием и вентиляционным устройством. Воздух в гараже всегда будет чистым. Не угрожает загазованность и соседним жилым зданиям, потому что вредные отходы будут выбрасываеться высоко в атмосферу. В гараже-стоянке нет надобности создавать условия для сложных ремонтных работ, но для мелкого ремонта, профилактических осмотров и мойки машин здесь будет все необходимое. Приведя машину в порядок, ее владелец и сам сможет принять горячий душ — на каж ­ дом витне-этаже своя душевая. Лифт быстро доставит вас на любрй этаж, кроме того, для пешеходного движения отведен независимый пандус. Такие гаражи-стоянки можно возводить в крупных жилых районах, неподалеку от квартир владельцев автомобилей. Они нисколько не испортят, а наоборот, украсят городской пейзаж и не доставят своим присутствием никаких неудобств жителям окружающих домов. Проекты разработаны в двух вариантах — с кирпичными стенами ис применением каркасно-панельных конструкций. Стоимость одного машино-места получается пока довольно высокой, в каркасно-панельном варианте кооперативного гаража-стоянки на 220 машин — 1399 рублей; примерно на 500 рублей она меньше в гараже, расчитанном на 1055 машин. Но ведь это пока экспериментальные проекты. Если они станут типовыми, если здания будут возводиться из стандартных блоков и конструкций, себестоимость строительства намного снизится. За справками по проенту можно обращаться в ЦНИИЭП торговых зданий (Москва, Г-19, пр. Калинина, д. 5). И. КРУГЛЯНСКАЯРАЗЪЕМНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЯМЗ-2361. Вид двигателя спереди. Р аскрытыи отклонены на шарнирахкрыш ­ ка распределительных шестерен, стартер идве боковые части. Модель, которую вы видите на поворотном стенде, была собрана из отдельных отрезков разъемного двигателя ЯМЗ-236, соединенных при помощи своеобразных шарнирных устройств. Отдельные узлы, выполненные в разрезе, легко отсоединяются нтакже быстро складываются, что значительно облегчает доступ к ним, дает возможность ознакомиться с ними в различных проекциях. Правая и левая части двигателя (фото 1и 2) выполнены подвижными, установлены на рычагах с двойными шарнирами. Отрезаны и закреплены совместно с двумя половинами поддона картера, а по линиям клапанов и цилиндров — с половинками головки икрышки блока. Верхняя плоскость блока также раскрывается по разрезам, после того как ее предварительно выдвинут из развала цилиндров на картер маховика, установленного на «салазках» топливного насоса. Это позволяет наблюдать устройство и действие роккерных толкателей и распределительного «ала (фото 3). Чтобы возможно было расмотреть все механизмы под прямым углом, средняя (основная) часть двигателя закреплена лишь своими коренными подшипниками на шейках коленчатого вала м может при помощи винтовой передачи отклоняться в левую сторону до 45°. Две вырезанные внутренние части головок блока с прикрепленными к ним водяными коллекторами и другими деталями разводятся в стороны поворотом вокруг шпилек. На особом кронштейне отделяется от места крепления стартер. На шпилечных шарнирах раскрываются разрезные крышка распределительных шестерен, стартер, генератор, компрессор, п атрубки термостатов, выпускные коллекторы, топливный и водяной насосы. Детали, смонтированные внутри двигателя, также имеют свои характерные вырезы, выполненные с учетом возможности провертывания коленчатого вала специальным ключом. Окраска разрезного двигателя, дополнительного оборудования, стенда и подставки соответствует общепринятому стандарту. Габаритные размеры двигателя на стенде и подставке: длина 1900 мм, ширина 800 мм, высота 1500 мм. 3. СОЗАНСКИЙ, преподаватель автодорожного технинумаг. Днепропетровск2. Вид двигателя сзади. Раскрыты и повернуты на шарнирахправаяи левая боковые части. Разведены в стороны две вырезанные части головок блока. Р аскрыт стартер. Выдвинут на картер маховика топливный насос. Центральная часть двигателя наклонена влево.3. Р аскрытыи развернуты тыльными сторонами обе боковые части двигателя. П равая подвижная часть головки бдрка отодвинута назад; левая с коллекторами и воздухоочистителем установилась вертикально. Двигатель наклонен на 45°. Р аскрыты две верхние плоскости блока. 2*На первой странице обложки — рисунок одного из авторов проекта архитектора Н. Мордвинцевой.а