К 30-летию учреждения ордена СлавыТРИ ПОДВИГА ИВАНА ГЛОТОВАШел 1944-й военный год. Под ударами советских войск один за другим рушились оборонительные рубежи гитлеровцев в Белоруссии. Ожесточенные бои уже шли в самом Минске, и надо было перерезать коммуникации, чтобы не дать отойти основным силам противника. По приказу командования группа бойцов 10-го гвардейского мотоциклетного батальона, в составе которой был младший сержант Иван Глотов, прорвалась в тыл противника и укрылась возле шоссе. И только показалась колонна грузовиков с отступающими . гитлеровцами, как ее встретил бешеный автоматный огонь. В. завязавшемся бою смело и дерзко действовал Глотов. Даже когда был ранен, он не оставил поля боя и вместе с товарищами не пропустил врага до тех пор, пока не подошло подкрепление. В марте 1945 года во время боев в Восточной Померании Глотов отличился снова. На своем мотоцикле с двумя автоматчиками он пробрался в город Штальпмюнде. Разведчики врасплох напали на гитлеровцев и сумели захватить в плен коменданта города. А 'месяц спустя в раззедке вместе с товарищами Глотоа разгромил вражескую колонну штабных машин, уничтожил более тридцати гитлеровцев и захватил важные документы. За эти подвиги Иван Михайлович Глотов был награжден орденом Славы трех степеней. Ветераны-фронтови ки, удостоенн ые ордена Славы всех трех степеней, — живое олицетворение героизма советского солдата. Этот орден учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 ноября 1943 года. В отличие от всех других им награждались только рядовые бойцы, сержанты, а в авиации — также младшие лейтенанты. проявившие личную храбрость. За годы Великой Отечественной войны полными кавалерами ордена Славы стали 2456 человек — воины всех родов войск. Среди них — мотоциклист-разведчик Иван Глотов, механикводитель танка Андрей Герасименко, мзханик-водитель самоходной артиллерийской установим Виктор Голенищев и многие их товарищи по оружию. Сотни кавалеров этого ордена получили технические специальности в клубах и кружках оборонного Общества — Осоавиахима. Вернувшись с фронта, они приумножили свою боевую славу славой трудовой. Иван Глотов и аержант Павел Азаров стали шоферами, с автотранспортом связал свою судьбу старшина Федор Астархов. Полный кавалер ордена Славы старшина Иван Бородулин стал тренерам по мотоспорту в Мурманском областном автомотоклубе... Родина чтит заслуги воинов-фронтовиков. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1967 года установлены дополнительные льготы Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда и лицам. награжденным орденами Славы трех степеней.За «круглым столом» редакции, где около года назад собралась группа участников II Пленума ЦК ДОСААФ СССР, чтобы обсудить насущные вопросы развития материально-технической базы учебных организаций Общества, их настоящее и будущее, председатель ЦК ДОСААФ УССР А. Ф. Покальчук поделился мыслями о том, каким должен быть современный автомотоклуб. У себя на Украине, говорил он, мы начали создавать своего рода учебные комплексы со стационарными и полевыми сооружениями, которые обеспечивают обучение будущих воинов-водителей по полной программе и одновременно общую подготовку призывника к армейской службе. В ряде мест такие комплексы уже сооружены или строятся. Это Красилово в Хмельницкой области, Червоноград на Львовщине, Александрия в Кировоградской области, Карловка на Полтавщине. Число их в ближайшее время увеличится. Создаются они ив других республиках. Не все комплексы, разумеется, однотипны, не все оснащены так, как хотелоеь бы. Тем не менее опыт подготовки водителей для армии и народного хозяйства дает право утверждать, что обучение ведется здесь более эффективно, качество его выше, практические навыки вождения автомобиля усваиваются быстрее. Конечно, чтобы подготовить квалифицированного шофера, грамотного автолюбителя, чтобы пополнять их теоретический и практический багаж, нужно иметь больше таких комплексов, а еще лучше — в каждом автомотоклубе. К тому же техническую их оснащенность необходимо постоянно совершенствовать: автотренажеры, обучающие и контролирующие машины и другие устройства должны стать неотъемлемой частью материально-технической базы наших клубов. Мы решили представить нашим читателям, руководителям комитетов и учебных организаций выбранный по рекомендации ЦК ДОСААФ Украины комплекс Бердичевского автомотоклуба — не республиканского, не областного, а районного масштаба. В Бердичеве побывал корреспондент журнала О. Шорох. Он сфотографировал ряд сооружений автодрома и других учебных объектов и на основе натуры нарисовал схему всего комплекса, которая представлена на вкладке. А на этой странице предлагается корреспонденция. Надеемся, что опыт бердичевцев окажется полезным для других учебных организаций ДОСААФ.УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС АВТОМОТОКЛУБААвтомотоклуб я посетил в то время, когда завершался учебный год, и подводились предварительные итоги социалистического соревнования, усилий коллектива, добивавшегося успехов в подготовке будущих воинов-водителей. Итоги радовали: средняя успеваемость — 4,6 балла, почти 100-процентная подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО, образцовый внутренний распорядок, организованность — все говорило о том, что из стен Бердичевского автомотоклуба армейские .подразделения получают достойное пополнение. Важнейшее условие успеха — прочная материально-техническая база клуба, Строительство нового трехэтажного корпуса началось около пяти лет назад. Теперь это одно из лучших зданий в городе. — Еще задолго до сдачи объекта в эксплуатацию, — рассказывает начальник клуба М. В. Баженов, —- мы начали обзаводиться оборудованием классов ( прикинули, как его разместить наиболее рационально. В проекте значился не только учебный корпус, а еще ряд других объектов. Мы назвали все наше хозяйство учебным комплексом. Может быть, это звучит несколько громко, но в общем-то правильно. На первом этаже—классы лабораторно-практических занятий, где курсанты учатся разбирать и собирать сложные узлы автомобилей. Поднимаемся на второй, затем на третий этаж. Тут размещены учебные классы для теоретических занятий, изучения Правил дорожного движения, оборудованные электрифицированными стендами. Плакатное хозяйство в специальных шкафах. Ступенчатые полы в классах обеспечивают учащимся отличный обзор. Проверка знаний осуществляется при помощи программированных устройств и пульта, связывающего преподавателя с каждым учащимся. Рядом с учебным корпусом — приземистые строения — это классы для занятий по техническому обслуживанию автомобилей. Напротив — теплые боксы на 30 машин. На территории автомотоклуба — ПТО на 4 поста, аккумуляторная. Рядом площадка для стоянки автомобилей, а чуть поодаль — мойка. На выезде с территории клуба оборудован контрольно-технический пункт. Направляемся на автодром. Он размещен рядом — в 800 метрах от учебного корпуса на площади в7 гектаров. Здесь отрабатываются все упражнения, предусмотренные программой обучения вождению, проводятся соревнования по скоростному маневрированию, тренировки. в общем, автодром построен по типовому проекту лишь с небольшими откло- i нениями. Например, здесь не одна габаритная восьмерка, а три — для трех марок ' автомобилей. Больше также двориков и боксов, Надо отметить, что на территории автодрома есть тир и спортивные площадки. Здесь будущие воины-водители тренируются и сдают нормативы ГТО. Словим, в автомотоклубе сделано все, чтобы воспитывать и обучать технически грамотных, физически крепких юношей для успешного несения воинской службы. О. ШОРОХ, • ' спецкор «За рулем» г. Бердичев